Особенности и нормативные основания организации образовательного процесса на уровнесреднего общего образования

Ключевая цель введения федеральных государственных стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО) - выстраивание образовательного пространства (создание условий), адекватного старшему школьному возрасту. Что же отличает данный возраст, какие ключевые качества личности выступают в качестве нормы развития ребенка в данном периоде детства? Это:

- готовность к самоопределению — к самостоятельной и независимой постановке жизненных целей, к выбору будущей профессии и соотнесению представлений о будущей профессии с собственными возможностями и планами;

- появление мировоззрения — активное построение своей системы убеждений и взглядов на мир, своей иерархии ценностных ориентаций;

- моральное сознание — переход от конвенциональной морали, опирающейся на внешние нормы поведения, к автономной ориентации на внутреннюю, автономную систему принципов.

Ключевое условие достижимости этих результатов личностного развития – такое построение образовательной деятельности, которое предполагает осуществление свободного выбора, реальную ответственность за свой выбор, рефлексию собственного поведения, своих достижений или неудач в разных сферах школьной жизни: учебной, социальной, внеучебной.

Следует обратить внимание на то, что в ФГОС СОО существенно меняются требования к метапредметным результатам. Если на предыдущем уровне общего образования ставились задачи формирования умений применять универсальные учебные действия для решения учебно – познавательных и учебно – практических задач, то на уровне среднего общего образования ключевым метапредметным результатом является владение навыками использования универсальных учебных действий в различных видах целенаправленной и продуктивной деятельности.

В самом тексте ФГОС СОО указывается, что метапредметнымирезультатами являются «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности» (ФГОС СОО п. 6).

Существенно изменяются в этой связи также требования к освоению предметных результатов основной образовательной программы. Освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях на уровне основного общего образования переходит в старшей школе в готовность к применению освоенных видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях в дальнейшем профессиональном обучении или профессиональной деятельности.

Достижение новых метапредметных и предметных результатов предполагается обеспечить путем внесения соответствующих существенных изменений в организацию образовательного процесса в 10-х и 11-х классах. В структурно-содержательной модели образовательного процесса в старшей школе выделяются три направления:

Линия общеобразовательной и профильной подготовки
• Продолжение освоения учебных предметов общего образования на базовом и углубленном уровнях • Обобщение и систематизация знаний через интегративные курсы • Реализация индивидуальных учебных планов (программ) • Реализация индивидуального проекта
Линия проектно-исследовательской деятельности и социальной практики
Организация внеучебных социально-ориентированных видов деятельности, социальных образовательных проектов, профессиональных проб
Коммуникативная линия
Организация различных коммуникативных практик: конференции, форумы, семинары и т.п., организационно – деятельностные игры, в том числе в формате сетевого общения

В этой связи важно отметить наиболее яркие особенности старшей школы.

Принцип профильности на уровне среднего общего образования определяет, что освоение учебных предметов на этапе старшей школы ставит своей целью воспроизводство основных научных достижений человеческого общества, формирует определенную картину мира, общее мировоззрение. предполагает усвоение учащимися не столько определенного количества материала по той или иной дисциплине, сколько овладение базовой ориентационной схемой той или иной предметной области. Поэтому в ФГОС СОО профили строятся не как предметные, а как технологические профили, где материал предмета является средством введения в ту или иную общественно - производственную практику.

Принцип вариативности старшей школы ярко проявляется в структуре результатов, имеющих два уровня: базовый и углубленный.

Базовый или проблемно-функциональный уровень результатов предполагает понимание предмета, знание ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, рамок изучаемой предметной области, сформированность умения решать основные практические задачи, характерные для использования методов и данной предметной области. Соответственно результаты углубленного уровня, обозначаемые как системно-теоретические, включают овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится предметная область, представления о предметной области как целостной теории и основных связях с иными смежными областями знаний, умения решать, как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области.

По каждому из этих уровней выделяются результаты «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться», при этом «выпускник получит возможность научиться» базового уровня для углубленного уровня результатов означает «выпускник научится». Это говорит о том, что если в универсальном профиле не преподаются предметы на углубленном уровне, то для отдельных обучающихся, имеющих повышенный интерес или выраженные доминирующие способности к тому или иному предмету, все равно в рабочих программах по предмету должен быть определен уровень «выпускник получит возможность научиться», что станет ориентиром при выборе УМК.

Принцип вариативности проявляется, как и на других уровнях общего образования, также в наличии части формируемой участниками образовательных отношений. На уровне старшей школы появляется возможность включать в индивидуальные учебные планы дополнительные учебные предметы, а также элективные курсы и факультативные курсы общеразвивающей направленности.

Принцип индивидуализации непосредственно связан с индивидуальными учебными планами и индивидуальным итоговым проектом. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами, то есть в своем локальном акте ОО четко прописывает данный порядок применительно к уровню СОО. Согласно ФГОС СОО образовательная организация обязана предоставить возможность для обучающихся по формированию индивидуальных учебных планов.

Также стандарт предусматривает в учебном плане ООП СОО наличие часов на выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). В старшей школе индивидуальный проект выступает как элемент содержания среднего общего образования при реализации учебного курса, для которого необходима разработка рабочей программы и определение содержательной структуры, обеспечивающей формирование опыта конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха старшеклассника в интересующей сфере деятельности. Как особый вид деятельности старшеклассника, реализуемый самостоятельно, на содержании избранных обучающимся как область своего профессионального самоопределения областей знаний и видов деятельности, индивидуальный проект окончательно закрепляет формируемые на уровне основной школы способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность. При этом приоритетные направления индивидуального проектирования на уровне среднего общего образования (социальное; исследовательское; инженерное; информационное и т.д.) предполагают взаимодействие и ресурсную включенность с представителями соответствующих общественно-производственных практик, что так же, как и организация работы над индивидуальным итоговым проектом, должно быть регламентировано локальными нормативными документами. Защита индивидуального итогового проекта является обязательной аттестационной процедурой, позволяющей установить достижение обучающимся метапредметных результатов.

Принцип открытости старшей школы связан, прежде всего, с развитием коммуникативных практик старшеклассников, особенно необходимых для выполнения учебно-исследовательских работ и реализации проектов. Организация деятельности по воспитанию и социализации старших школьников, где акцент делается на участии в волонтерских акциях и движениях, создании и реализации социальных проектов разного масштаба и направленности, в том числе выходящих за рамки образовательной организации, так же соответствует принципу открытости Открытость уровня СОО предполагает также возможность получения предметных знаний в других образовательных организациях с возможностью «конвертации» получаемых образовательных достижений.. И здесь возникает вопрос о необходимости введения сетевых форм реализации образовательных программ, особенно по предметам углубленного изучения, так как не в каждой ОО для этого есть материально-технические и кадровые условия.

В 10-х – 11-х классах продолжается и завершается смена акцента с организации образовательного процесса, связанного с организацией благоприятных условий для приобретения обучающимися первичного опыта осуществления регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий под руководством и при направляющей роли педагога, на организацию процесса целенаправленного опережающего формирования у обучающихся умений самостоятельно и осознанно организовывать и осуществлять образовательный процесс. Принцип самостоятельности предполагает самостоятельную постановку обучающимися учебных целей и задач, прогнозирование сроков и планирование путей достижения, выбор и реализация средств и способов организации познавательных и коммуникативных действий в соответствии с меняющейся ситуацией, проведение контроля и оценки результатов и хода учебных действий, корректировки их в случае необходимости. По мере освоения универсальных учебных действий возрастает значение самостоятельности обучающихся в организации и осуществлении других видов деятельности, прежде всего учебно-исследовательской и проектной.

Принципиальным отличием требований ФГОС среднего общего образования является обеспечение широкого переноса сформированных универсальных учебных действий на внеучебные ситуации. Отрефлексированные и осознанные универсальные учебные действия начинают испытываться на их универсальность, применимость и эффективность в процессе пробных действий в профессиональных областях и в различных жизненных контекстах. В этой связи важно предоставить учащимся возможность активно участвовать в различных образовательных программах, социальных, предпринимательских пробах, гражданских и социальных проектах, в волонтерском движении, в практико-ориентированных и исследовательских проектах.

Все вышеперечисленные принципы находят свое отражение в содержании основной образовательной программы среднего общего образования конкретной школы, важным итоговым показателем реализации которой является формирование проектной компетентности обучающихся в процессе выполнения обучающимся самостоятельно под руководством учителя; индивидуального проекта (ФГОС СОО, п.11). В стандарте заданы и ключевые нормативы его выполнения, которые представлены в виде альтернатив: выполнение обучающимся проекта в рамках одного или нескольких учебных предметов курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Законодательство наделило образовательные организации самостоятельностью в реализации образовательной деятельности, которая выражается в праве разрабатывать и утверждать образовательные программы, определять их содержание, учебно-методическое обеспечение и образовательные технологии [27, ч. 5 ст.12, п.6 ч.2 ст.28]. Образовательная программа ОО разрабатывается на основе ФГОС и с учетом примерной образовательной программы [27, ст.28]. Следует подчеркнуть, что Примерная основная образовательная программа является учебно-методической документацией и не носит нормативного характера. В разработке основной образовательной программы школы должны принимать участие не только администраторы в лице директора и его заместителей, но и представители педагогического коллектива, что подтверждается профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544-н.[18] Согласно стандарту одним из трудовых действий учителя является разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.

Реализация индивидуального проектирования предполагает высокую степень компетентности в данном вопросе педагогических работников, что соответствует требованиям профессионального стандарта «Педагог» в части описания необходимых для профессиональной деятельности умений. Поэтому, сегодня уже не стоит вопрос о том, обязан ли учитель осуществлять руководство проектной деятельностью обучающихся – это часть его трудовых функций, которые работодатель включает в Должностную инструкцию. В ней, можно также закрепить необходимость педагогических знаний методов организации и алгоритмов индивидуального проектирования, осуществления функций планирования, организации, координации проектной деятельности, проведения индивидуального и (или) группового консультирования и т.д.

Как видно из содержания ФГОС СОО организационные механизмы реализации индивидуального проектирования требуют регламентации на уровне образовательной организации средствами локального нормотворчества в соответствии с ч. 2 ст. 30 ФЗ-273.[27] В силу уникальности образовательной ситуации в каждой конкретной школе перечень и содержание локальной нормативной базы, регулирующей вопросы индивидуального проектирования, не будет идентичным.

 Возможный перечень локальных нормативных актов может выглядеть следующим образом:

ü Положение об индивидуальном проектировании обучающегося,

ü Положение о текущей и промежуточной аттестации,

ü Положение о педагогическом совете,

ü Положение о методических объединениях (других формах организации методической работы в ОО),

ü Положение о научном обществе учащихся,

ü Положение о тьюторском сопровождении обучающихся, работающих над индивидуальным проектом,

ü Правила внутреннего трудового распорядка,

ü Должностные инструкции педагогических работников (не только учитель).

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Наиболее значимым из данного перечня является Положение об индивидуальном проектировании обучающегося. Данный документ с большой долей вероятности уже разработан во всех общеобразовательных учреждениях в силу того, что осуществление проектной деятельности предусмотрено и на предыдущих уровнях общего образования. Тем не менее, хотелось бы отметить, что Положение является основным механизмом, выстраивающим процесс индивидуального проектирования, и регулирует вопросы процессуального, функционального, содержательного, экспертно-аналитического, регламентационного и технического характера.

В немустанавливается порядок работы над проектами, распределение зон ответственности между администрацией ОО, педагогическими работниками и обучающимися. Если следовать алгоритму, представленному в учебно-методическом пособии, то в Положении нужно предусмотреть следующие вопросы:

1) Процедура выбора темы проекта (или направления) и руководителя. После того, как учащийся осуществил выбор решаемой им проблемы, тема проекта должна быть рассмотрена и утверждена педагогическим советом или методическими объединениями. К данному процессу также можно привлечь представительные органы обучающихся и их родителей (законных представителей).

2) Основные функции педагогических работников-руководителей проектов. Здесь важно прописать, какую позицию занимает педагог по отношению к учащемуся. Например, осуществляет сопровождение учащегося при выборе темы проекта (на основе учета и анализа образовательных запросов и возможностей ребенка, его склонностей, интересов, особенностей психоэмоционального развития); определяет алгоритм работы над проектом (деятельность по маршрутизации процесса); контролирует и координирует этапы работы над проектом (осуществляет тьюторскую поддержку при определении обучающимся проблемы проекта, планирования проектной деятельности, характеристики проектного продукта); оказывает помощь обучающемуся в подготовке презентационных материалов и уточнят требования к ним.

3) Требования к особенностям содержания проекта в зависимости от вида осуществляемой проектной деятельности (определение направленности: прикладной, социальный, информационный, творческий, инженерный, творческий, конструкторский, описание проведенных видов работ, формы представления результата).

4) Технические требования к выполнению и оформлению проекта (структура, объем, список литературы и прочих ресурсов) должны включать описание структуры проекта, ее компонентов и содержания.

5) Критерии оценки проекта понятные и доступные всем участникам (должна быть зафиксирована система оценивания). В качестве приложения к локальному акту можно представить экспертную карту оценки проекта, формы рецензий и т.д.

6) Процедура защиты проекта, обеспечивающая объективность и прозрачность оценивания представленных результатов. Здесь же должны быть урегулированы вопросы состава комиссий, куда также могут входить родители обучающихся, регламенты выступлений учащихся, возможность аудио-визуального сопровождения докладов выступающих (презентации, видеоролики).

Положение о тьюторском сопровождении обучающихся, работающих над индивидуальным проектом. В нем может быть описана несколько иная модель организации проектной деятельности обучающегося, включая сопровождение индивидуального проектирования, которым занимается педагог-тьютор, чейфункционал закрепляется в данном локальном нормативном акте. Отметим, что при такой организации процесса индивидуального проектирование «тьютор» - это позиция педагога, а не его должность. Учитывая реальную ситуацию в школе можно констатировать, что возможность введения должности «тьютор» скорее исключение, чем правило. Наличие такого акта в школе определяется позицией самой образовательной организации относительно ее подходов к организации индивидуального проектирования.

Правила внутреннего трудового распорядка как документ устанавливающий дисциплину труда должен предусмотреть порядок организации деятельности педагогов в рамках работы над индивидуальным проектом. Это позволит решить ряд задач: во-первых, обеспечит нормативное обоснование участия учителя и других педагогов в рассматриваемом процессе. Во-вторых, позволит администрации образовательного учреждения контролировать и планировать выполнение данных трудовых действий педагогами. В-третьих, установит порядок взаимодействия по данному вопросу между учителем и обучающимся, родителями, партнерами организации, представителями педагогического коллектива. Например, помимо всех прочих форм сопровождения проектной деятельности педагогическому работнику придется осуществлять работу, связанную с групповыми и индивидуальными консультациями, которые также необходимо оформить в виде графиков, расписаний, планов.

Положение о педагогическом совете. Этот коллегиальный управления образовательной организацией будет решать отдельные вопросы, связанные с реализацией индивидуального проектирования. Например, в соответствии с решением педсовета директор может утвердить приказом темы для индивидуального проектирования. Инициаторами, предлагающими темы проектов могут выступить: педагоги (учитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования), обучающиеся, родители (законные представители).

Положение о текущей и промежуточнойаттестации обучающихся регулирует вопросы установления форм, периодичности и порядка проведения текущей и промежуточной аттестации. Администрацией образовательной организации в данный документ необходимо будет внести изменения в части установления форм контроля за реализацией индивидуального проекта и определить систему его оценивания.

Таким образом, организация индивидуального проектирования в общеобразовательной организации связана с разработкой и определением нормативных механизмов его реализации. Педагогическому работнику важно знать требования, зафиксированные в этих положениях, в целях соотнесения своей деятельности с установленными в школе нормативными предписаниями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: