Рейтинговая оценка успеваемости

и система зачетных единиц (крéдитов)

 

Министерство образования и науки РФ поручило Байкальскому университету разработку современных методов оценки успеваемости, которые впоследствии будут внедряться во всех вузах России. Поэтому в учебных аудиториях нашего университета часто звучат слова, непонятные студентам других университетов – рейтинговая оценка (например, 92 балла за экзамен!), рейтинг студента, зачетные единицы (иначе – крéдиты). Остановимся на этом подробнее.

Технология учета успеваемости в БГУЭП выглядит следующим образом. При зачислении в университет студенты 1 курса знакомятся с методикой рейтинговой оценки успеваемости студентов БГУЭП. Они получают в свое распоряжение информационный пакет специальности (на Интернет-сайте университета), каждый преподаватель информирует студентов о правилах выставления оценок по его предмету. В течение семестра текущая успеваемость отражается в аттестационных ведомостях группы, с которыми старосты знакомят студентов в ходе промежуточных аттестаций. Во время сессии часы изучения предмета, его зачетные единицы (крéдиты), традиционные и рейтинговые оценки вносятся в ведомости и зачетные книжки нового образца. После сессии инспекторы деканатов вносят все оценки в базы данных АСУ. Накопленные оценки систематизируются системой АСУ "Рейтинг студентов", подсчитывающей текущий, так называемый "учебный", рейтинг студента. Текущий рейтинг студента на потоке определяется суммой накопленных стобалльных оценок, включая зачеты:

 

Название дисциплины             Вес в крéдитах                 Оценка в баллах

Дисциплина 1                           4                                        97

Дисциплина 2                           2                                        75

Дисциплина 3                           6                                        82

Дисциплина 46                                        5                                        99

Дисциплина 47                                        7                                        91

 

 

В приложении к диплому указываются традиционные оценки, соответствующие нормативной базе Минобрнауки России. Необходимость включения рейтинговых оценок в официальные документы администрацией БГУЭП пока не рассматривается, вместо этого выпускникам по их просьбе выдаются сертификаты, подтверждающие его место в рейтинге выпуска по специальности.

 

Зачем нужна рейтинговая система?

Во-первых, с помощью рейтинговой системы можно гораздо точнее определить уровень знаний студента. Старая система с ее четырьмя оценками и только по предметам, по которым предусмотрен экзамен, не позволяет этого сделать. Кроме того, она менее субъективна, менее зависима от везения или невезения на экзамене, чем традиционная четырехбалльная. Точный рейтинговый показатель важен потому, что при обучении в университете часто приходится выбирать лучших – этим занимаются и работодатели при подборе работников из числа выпускников, и администрация университета при назначении премий и т.п. 

Во-вторых, рейтинговая система требует от студента постоянной работы во время семестра, а не только во время сессии. Прилежным студентам легче учиться и легче готовиться к экзамену или зачету, потому что они сдают экзамен "по частям", а не весь сразу. Нерадивых студентов она "подстегивает" и не дает им возможности прогуливать занятия, откладывать учебу до сессии. Побеждают в рейтинге те, кто умеет трудиться, ответственно относится к учебе, добросовестно выполняет все задания преподавателя. Известно, что при такой регулярной работе достигаются наилучшие результаты обучения, формируется прочная и стройная система знаний, устойчивых навыков.

В-третьих, отношения между студентом и преподавателем становятся более ясными. Если точно определены правила игры, их труднее нарушать. У студента, как правило, не возникает вопросов, почему в итоге он получил на экзамене именно такую оценку. 

Итого – главная цель, которую мы преследуем внедрением рейтинговой системы оценки успеваемости, – это повышение качества образовательного процесса, а значит, и повышение качества знаний студентов.

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов применяется сейчас в ведущих университетах России и в большинстве зарубежных вузов. Её суть состоит в следующем.

Во-первых, знания студентов по каждому предмету оцениваются не только по традиционной четырехбалльной шкале, как в школе (2, 3, 4 или 5), но и по стобалльной. Это означает, что по окончании изучения предмета студенту будут выставлены рейтинговая оценка от 0 до 100 баллов и соответствующая ей традиционная оценка: количество баллов от 91 до 100 соответствует оценке "отлично" (5), от 71 до 90 – "хорошо" (4), от 41 до 70 – "удовлетворительно" (3), меньше 40 – "неудовлетворительно" (2). Оценка "зачтено" выставляется при наборе от 41 до 100 баллов, менее 40 баллов – "не зачтено". Соответствие указанных оценок европейским оценкам указано в таблице 1.

Во-вторых, баллы по предмету студент набирает не только на экзамене или зачете, но и на протяжении всего периода обучения. В нашем университете в ходе семестра преподаватель начисляет студентам баллы за различные виды успешно выполненных работ – контрольные, самостоятельные, домашние, а также за выступления на семинарах, рефераты, эссе и т.п. На первых занятиях преподаватель объясняет студентам, сколько баллов и за что они могут получить, как будет формироваться итоговая оценка по дисциплине.

Таблица 1

Соответствие европейских оценок и оценок БГУЭП

Европей-ская оценка Рейтинговая оценка БГУЭП Традиционная оценка БГУЭП Определение
A 91-100 отлично Exellent (Превосходно) - глубокие познания с незначительными погрешностями
B 81-90

хорошо

Very good (Очень хорошо) - выше среднего уровня но с некоторыми ошибками
C 71-80 Good (Хорошо) - средний (общий) уровень знаний с заметными ошибками
D 56-70

удовлетворительно

Satisfactory (Удовлетворительно) - верно, но со значимыми изъянами
E 41-55 Sufficient (Достаточно) - знания, удовлетворяющие минимальному критерию
FX 21-40

неудовлетворительно, не зачтено

Fail (Не совсем достаточно) - некоторое количество работы необходимо для успешного завершения курса
F 0-20 Fail (Совсем недостаточно) значительный объем работ необходим для успешного завершения курса

 

Поясним это на примере. Изучая предмет "Микроэкономика-1", студенты должны выполнить два теста, одну контрольную работу, коллоквиум, а также выступить на семинаре. За эти виды работ студент может получить до 60 баллов (если работы выполняются небезукоризненно, то преподаватель может снижать оценки): до 5 баллов за каждый тест, до 15 баллов за контрольную работу, до 15 баллов за коллоквиум, до 20 баллов за выступление на семинаре. Оставшиеся 40 баллов студент может набрать на экзамене.

В-третьих, преподаватель может начислять студенту дополнительные ("премиальные") баллы за хорошую работу в течение семестра, за выполнение дополнительных видов работ (объемные доклады, работа у доски, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п.). Суммарное число этих баллов обычно не превышает 40. Таким образом, студент имеет возможность набрать 100 баллов, не участвуя в экзамене. Важно учитывать, что премиальные баллы начисляются в момент выставления оценки. Таким образом, если студент отказался от оценки по текущей успеваемости (с учетом премиальных баллов), то "премия" аннулируется, и преподаватель вернется к ней при условии хорошего результата на экзамене.

Учитывая, что не все студенты нашего университета могут участвовать в лекционных и практических занятиях в течение триместра (например, студенты параллельной формы обучения, или переведенные из других вузов и ликвидирующие разницу в учебных планах, или вышедшие из академического отпуска, или вернувшиеся из зарубежных университетов и т.п.), преподаватель может в порядке исключения начислить студенту, не участвовавшему в текущем контроле, на экзамене до 100 баллов, предусмотрев дополнительные вопросы или задачи.

Таким образом, в БГУЭП реализована демократичная система выставления оценок: студент может получить максимальный балл, не участвуя как в экзамене или зачете, так и в текущих занятиях, главное, чтобы он демонстрировал глубокие знания и уверенные навыки.

В-четвертых, рейтинговая система потому и называется "рейтинговой", что позволяет определить рейтинг каждого студента в группе, на курсе, в университете как по конкретной дисциплине, так и по сумме всех дисциплин. Для определения рейтинга по дисциплине списки студентов формируются в соответствии с набранными баллами – чем больше баллов, тем выше студент в рейтинге. При вычислении рейтинга на курсе или в университете учитываются не только набранные по предметам баллы, но и трудоемкость предметов, измеряемая в зачетных единицах – крéдитах. Количество зачетных единиц, соответствующее конкретным предметам, объявляется деканатом в конце каждого учебного года (указано в экзаменационных и зачетных ведомостях).

Вычисленный средневзвешенный учебный рейтинговый балл корректируется, если студент имеет серьезные достижения в научной работе или внес большой организационный вклад в жизнь факультета (правила корректировки определяются факультетами). По полученным результатам определяются лучшие студенты в группах, на курсах и т.д. По окончании обучения в университете в качестве дополнительного приложения к диплому студент получает сертификат с указанием места, которое он занял среди всех выпускников этого года по своей специальности ("первый из 145", "девяносто второй из 93" и т.д.).

 

Студенты должны учитывать:

- правила начисления баллов по дисциплине устанавливаются преподавателем, преподающим данный предмет, и утверждаются на кафедре и деканом. Поэтому в случае различных неясностей следует обращаться за разъяснениями в деканат;

- несмотря на то, что вместе с премиальными баллами после экзамена студент может получить больше 100 баллов, в зачетную книжку и в ведомость будет проставлено только 100 баллов;

- перед экзаменом или зачетом преподаватель объявляет студентам набранные ими баллы. Если полученная оценка устраивает студента, он может внести ее в зачетную книжку и не посещать экзамен или зачет (т.е. получить оценку "автоматом"), кроме тех случаев, когда участие в них является обязательным. Обязательность или необязательность посещения экзамена устанавливается кафедрой, за которой закреплен предмет;

- в исключительных случаях (например, когда дисциплина преподается в виде нескольких лекций с зачетом, без семинаров, без экзамена), преподаватель может не выставлять 100-балльную оценку, ограничившись традиционной отметкой. В таком случае, а также для переведенных из других вузов, баллы выставляются, исходя из средних показателей: "отлично" – 95 баллов, "хорошо" – 80 баллов, "удовлетворительно" – 65 баллов, "зачтено" – 71 балл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: