Организация финансового планирования на предприятии ЗАО «АТН Полис»

   Развитие страхового рынка и многогранная деятельность отечественных страховщиков в последние годы показали объективную необходимость внедрения в практику страхового бизнеса современных финансово-экономических методов и моделей управления, элементов финансового менеджмента, реализация которых возможна через систему финансового планирования, систему финансового контроля, систему мотивации экономических интересов субъектов страховых отношений различного уровня.

Весь процесс планирования можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование).
Для страховой организации объективность и необходимость планирования очевидна, как для любого хозяйствующего субъекта. С другой стороны, оно характеризуется некоторыми особенностями, обуславливающимися спецификой страховой деятельности: трудно буквально разграничить понятия стратегического и тактического планирования; велико влияние вероятностных факторов в прогнозировании результатов деятельности; ограничена возможность прямого воздействия на факторы, влияющие на финансовые результаты страховой организации; "растянут" процесс реализации страховой услуги во времени.
Несмотря на существующие особенности, процесс планирования в страховой организации может быть формализован в несколько этапов:

1. анализ и оценка внешней и внутренней среды организации, определение стратегических целей;

2. стратегический анализ, определение стратегических альтернатив;

3. подготовка окончательного стратегического плана (бизнес-плана, плана развития, маркетинг-плана и т.д.);

4. среднесрочное планирование, краткосрочное планирование, программы и проекты;

5. реализация планов, контроль результатов.
Финансовое планирование в страховой организации представляет собой комплекс мероприятий по анализу, оценке, прогнозу результатов деятельности по прямому страхованию, перестрахованию; деятельности, связанной с операциями по управлению временно свободными средствами страховых резервов; прочей деятельности, не запрещенной законодательством. Именно оперативное финансовое планирование в страховой организации является одним из методов реализации экономической стратегии.

Основой в системе текущего оперативного планирования является Баланс доходов и расходов страховой организации, который представляет собой прогнозируемый финансовый результат по всем видам деятельности. При этом в целях оптимизации финансового результата, оценки эффективности работы структурных подразделений, организации текущего оперативного контроля за соотношением доходов и расходов в динамике, возможности регулирования отдельных статей расходов целесообразно использовать матричную схему построения Баланса доходов и расходов, т.е. определить прогнозируемые результаты деятельности по нескольким направлениям: по действующим видам страхования и программам; по внедрению или развитию новых видов страхования и страховых программ; по структурным подразделениям, непосредственно связанным с реализацией страховых продуктов; по структурным подразделениям, несвязанным с предоставлением страховых услуг (управление, хозяйственные службы, отдел кадров и т.д.); по всем операциям в целом.

   В компании ЗАО «АТН Полис» планы составляются каждый год.

Таким образом, основное внимание уделяется краткосрочному планированию, и незначительное внимание уделяется долгосрочному и среднесрочному планированию. Вопросы планирования на предприятии решаются коллегиально, на собрании всех структурных подразделений во главе с генеральным директором страховой компании ЗАО «АТН Полис» -  Сулайманов Н. Э.

Но как таковое стратегическое планирование в компании отсутствует, хотя и чувствуется необходимость в нем, поскольку во внешней среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для дальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для страховой компании. К числу слабых сторон компании, о которых будет говориться чуть позже, относиться отсутствие маркетинговых исследований, и слабая программа продвижения продукции, а именно стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.

К тому же, учитывая прошлый опыт компании, организация уже сталкивалась с множеством непредсказуемых факторов, что вызывает необходимость отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути возможна с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем.

                2.1 Анализ деятельности ЗАО    «АТН Полис»

 

SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также исходящих из внешней среды возможностей и угроз. На этом этапе процесса стратегического планирования руководители сопоставляют результаты анализа внешней с профилем предприятия, чтобы увидеть, какие у него существуют сильные и слабые стороны, какие возникают взаимосвязанные возможности и угрозы бизнесу.

Проведя анализ внутренней среды компании ЗАО «АТН Полис», можно

определить сильные и слабые стороны ее деятельности. Эти характеристики будут занесены в поле «Сильные стороны организации» и в поле «Слабые стороны организации».

После изучения внешней среды компании можно создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она может столкнуться. Эти данные будут занесены в поле «Возможности внешней среды» и «Угрозы внешней среды».

После того как конкретный список слабых и сильных сторон компании, а также угроз и возможностей будет составлен, наступит этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT. Изучив за время практики внутреннюю и внешнюю среду организации, составим парные комбинации «сила - возможность», «сила - угрозы», «слабость – возможность» и «слабость - угроза», которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения предприятия. Сведем данные в таблицу.

 

Возможности внешней среды Угрозы внешней среды
1. Работа с юр. Лицами; 2. Стремление населения к защищенности; 3. Отсутствие конфликтов с местными властями; 1. Конкуренция со стороны местных компаний и иногородних филиалов; 2.Нестабильность законодательства о страховании; 3. Экономический кризис; 4.Снижение платежеспособности населения.
Сильные стороны организации: 1. Широкий список оказываемых услуг; 2. Круглосуточная служба, сотрудничество с больницами, аптеками; 3. Разработка новых программ; 4.Знания директора в области финансов и банковского дела. 3-1 Выход на новый рынок с новыми программами позволит увеличить число клиентов. 2-3 Заключение договоров о сотрудничестве с клиниками и тех. центрами в других городах.
Слабые стороны организации: 1. Малый охват территории; 2.Слабая программа продвижения товаров; 3. Работники – переквалифицированные специалисты других областей; 4. Отсутствие маркетинговых исследований. 4-5 Разработка программы маркетинговых исследований на основе заимствования опыта иностранных компаний.

  3. Общие выводы и предложения по прохождению практики

 

В заключении хотелось бы сделать следующие выводы и предложить некоторые усовершенствования деятельности ЗАО «АТН Полис»

Для начала хотелось бы сказать, что в силу высокой социальной значимости страхования как института страховой защиты, а также очевидной тенденции к повышению стандартов страховой деятельности, крайне важными со стороны страховщиков становятся меры по укреплению финансовых основ их деятельности, росту гарантий, приводящие в результате к росту доверия со стороны потенциальных клиентов и активному привлечению партнёров по бизнесу.

Государство со своей стороны обязано обеспечить участников рынка адекватной, реально функционирующей законодательно-нормативной базой, отвечающей всем объективным требованиям и ни в коем случае не тормозящей развитие страхования как отрасли и отдельных его элементов.

Объективная необходимость укрепления финансовых основ деятельности существует у всех страховых организаций вне зависимости от размера их уставного капитала, величины страховых резервов, объёма страхового портфеля и набора профильных видов страхования. В частности, необходимость укрепления финансовых основ и повышения качества активов выявляется при детальном изучении финансовых результатов и относительных показателей её текущей, финансовой и инвестиционной деятельности. Как показал проведённый нами анализ, несмотря на то, что финансовое положение ЗАО «АТН Полис» в целом весьма благополучно и оснований для подозрений в несостоятельности страховщика не выявлено, всё-таки наблюдаются некоторые незначительные отклонения фактических показателей от рекомендуемых нормативов, некоторые из которых свидетельствуют о чрезмерной консервативности финансовой политики страховщика. В связи с этим, как бы ни были хороши и оптимистичны финансовые результаты деятельности той или иной страховой организации, всегда существует возможность (а вместе с ней и необходимость) их дальнейшего совершенствования.

Для достижения максимально положительных результатов основной деятельности, необходимо, чтобы составление финансовых планов велось на 3 временных уровнях: разработка финансовых стратегий, текущих планов и оперативных финансовых планов. В рамках стратегического финансового планирования в ЗАО «АТН Полис»могли бы составляться следующие типы планов:

· план поступлений страховых премий (взносов);

· план по перестрахованию;

· план размещения страховых резервов;

· сводный баланс доходов и расходов, включающий:

· план движения денежных средств;

· план прибыли;

· прогноз состояния активов и пассивов;

· прогноз платёжеспособности.

К перечню основных мероприятий, которые могут привести к упрочнению финансовых позиций ЗАО «АТН Полис», относятся:

· постоянный мониторинг финансового состояния организации;

· разработка и своевременное уточнение показателей финансовой стратегии;

· развитие информационных технологий в сфере финансового планирования;

· проведение исследований рынка, изучение его ёмкости и реальных потребностей;

· оптимизация системы продаж специфических страховых продуктов;

· выход на региональные рынки страхования, а также рынки ближнего зарубежья для конструктивного обмена опытом с иностранными коллегами.

Качество активов и капитала страховой организации непосредственно свидетельствует о финансовом состоянии организации. Применительно ЗАО «АТН Полис» на основании полученных в ходе анализа сведений о его финансовом положении для улучшения его финансового состояния предлагается разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на улучшение отдельных финансовых показателей его деятельности.

В частности:

1) оптимизировать соотношение собственного и заёмного капитала. В валюте баланса» преобладают собственные средства, что, хотя и свидетельствует о высокой степени её финансовой устойчивости, косвенно ограничивает темпы стратегического развития и возможности прироста финансовой рентабельности. В связи с этим необходимо расширять финансовый потенциал за счёт увеличения объёмов заёмного финансирования. Данная мера, однако, будет сопровождаться ростом финансовых рисков, что потребует более тщательного финансового анализа.

2) применительно к расходам на ведение дела: данные бухгалтерского баланса говорят о возможности максимизации прибыли за счёт сокращения расходов на ведение дел путём сокращения управленческих, административно-хозяйственных и иных расходов;

3) применительно к задолженностям: благоприятное воздействие на финансовое состояние компании способно оказать сокращение дебиторской задолженности, общий объём которой в активе баланса составляет довольно весомую сумму. Как уже упоминалось ранее, кредиторская задолженность крайне незначительна и даже обладает некоторым «запасом» для её увеличения в целях дальнейшего развития компании.

Важной особенностью страховой деятельности, является то, что при её грамотном планировании организация имеет возможность аккумулировать огромное количество временно свободных средств и при соблюдении ряда требований размещать их на тот или иной срок, в зависимости от количества предстоящих выплат и их срочности. Поэтому страховщику, желающему наравне с текущей операционной и финансовой деятельностью получать доход от инвестиционных вложений, так или иначе приходится становиться инвестором и решать вопросы, связанные с качеством: надёжностью и выгодностью осуществляемых вложений. Важно не забывать, что одновременно с приобретением дополнительного источника дохода организация подвергает себя дополнительным рискам, с которыми неизбежно сопряжена инвестиционная деятельность.

Говоря об инвестиционной деятельности ЗАО «АТН Полис» перечислим основные моменты, учёт которых вероятно позволит страховой компании расширить возможности инвестиционной деятельности и улучшить показатели её эффективности.

Во-первых, необходимо своевременно расширять ассортимент используемых инвестиционных инструментов.

Во-вторых, аналитическая работа, подразумевающая оценку конъюнктуры фондового рынка и поиск приемлемых объектов инвестирования, должна вестись регулярно.

В-третьих, отдельное внимание требуется уделять повышению культуры и своего рода «грамотности», осведомлённости потребителей страховых услуг, необходимому для формирования потенциального платёжеспособного спроса.

- Проведение маркетинговых исследований с целью определения основных потребителей и соотнесение действующей рекламы с основным сегментом компании.

 

 

                                                 

 

 

                                           3.1   Вывод.

В ходе прохождения производсвенной практики в ЗАО АТН Полис я ознакомилась с принципами организации и деятельности компании, определила статус предприятия и форму собственности как закрытое акционерное общество. Рассмотрела существующую модель структуры организации  и управления, функции, технологический и технический уровни компании, а также финансово-хозяйственную деятельность. Успешная деятельность ЗАО АТН Полис прямо говорит о высоком уровне организации производства и управлении.

Атн Полис” сегодня:

Это крупнейший национальный страховщик, универсальная страховая компания со сплоченной командой профессионалов, это 52 вида страховых и перестраховочных услуг и продуктов, которые удовлетворят любые требования наших клиентов. Профессиональный подход к любимому делу, знание страхового рынка и прекрасно отлаженная организация работы будут и в дальнейшем способствовать ещё более успешному развитию компании.

С самого начала деятельности Атн Полис развивался в условиях сложных рыночных механизмов как универсальный страховщик. Благодаря такой политике, за небольшой период деятельности на кыргызстанском рынке он занял прочные позиции в страховом секторе и сумел заявить о себе как о динамичном и перспективном институте.

Среди кыргызстанских страховых компаний с заслуженно считается одним из лучших  консервативным страховщиком  с высоким качеством обслуживания.

 

 

Список использованных информационных источников

1. https://atnpolis.kg





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: