Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №22» г. Усинска
Программа Родительского Клуба «ЛОГОПЕДиЯ»

Учитель-логопед: Шуткина Н.О.
Пояснительная записка
В настоящее время нарушение речи — достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Согласно статистическим данным число речевых расстройств у детей дошкольного возраста неуклонно растет, в связи с чем, актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой.
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью
непрерывного образования и входит в систему общественного
дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании,
развитии детей и в подготовке их к обучению в школе.
Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная
среда. Именно в семье ребенок делает первые шаги в
общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь
родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное
значение в формировании его произносительной, грамматической,
лексической стороны речи.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции
речи, недооценка ими своевременного воздействия на них, ложные, а
порой и вредные установки в отношении речи детей, делают необходимой
организацию целенаправленной помощи родителям в преодолении
речевых нарушений у детей.
В создавшейся ситуации эффективную помощь может оказать организация взаимодействия учителя – логопеда с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение. Необходимым условием эффективности такой работы является постоянное взаимодействие родителей с учителем-логопедом.
Работа учителя-логопеда предусматривает различные формы
взаимодействия с родителями дошкольников. Одной из основных форм
такого взаимодействия являются индивидуальные консультации для
родителей. Получить индивидуальную консультацию логопеда в нашем
саду может любой заинтересованный родитель. В связи с этим
целесообразно организовывать работу с родителями в групповой форме.
Поэтому для создания благотворной почвы для развития правильной,
грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла
необходимость организовать Родительский Клуб «ЛОГОПЕДиЯ». Данная форма работы интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от проблемы и запросов родителей. На заседаниях клуба оказывается теоретическая и практическая помощь родителям в развитии речи детей, посещающих дошкольное учреждение, и уделяется внимание профилактике речевых нарушений. Клуб является дополнительным компонентом воспитательно-образовательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения. Возможность посещать клуб имеют родители, желающие повысить свой уровень в вопросах развития и образования детей.
Вид программы: практико-ориентированный.
Срок реализации программы: октябрь 2019 – апрель 2020 года.
Участники: учитель-логопед, дети и их родители (законные представители).
Цель:
- повысить эффективность взаимодействия учителя – логопеда и
семьи в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста; создание
условий для профилактики и преодоления речевых нарушений у
дошкольников через организацию взаимодействия учителя - логопеда с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- формирование и совершенствование педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка;
- способствовать повышению логопедической грамотности родителей;
- побуждение родителей к сознательной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
Материально-техническое оснащение состоит из:
- комплекса технических средств, включающих -
персональный компьютер и принтер;
- информационно-методического обеспечения: литература, программы,
методики;
- наглядного и раздаточного материала;
Используемые методы и формы работы с родителями:
- консультации, беседы;
- практические занятия с использованием электронных поддержек
и мультипликационных пособий;
- работа с дидактическим материалом (различные карточки скартинками, схемы модели артикуляции звука, различныепредметы для классификации и т.д.);
- активные подгрупповые методы обучения: игры, дискуссии.
Содержание программы построено с учетом совокупности принципов:
- принцип доступности предполагает соответствие организации и
осуществление работы клуба (форма проведения родительских встреч,
их содержание, предлагаемые родителям материалы, пособия) с учетом
подготовленности и информированности родителей.
- принцип сознательности и активности основывается на развитии у
участников логопедического клуба внутренней потребности в
ознакомлении, изучении того или иного материала.
- принцип наглядности предполагает использование целого комплекса
средств, приемов и методов которые обеспечивают формирование
более четкого и ясного восприятия сообщаемых знаний.
Ожидаемые результаты:
- повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по речевому развитию;
- повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.
Содержательный раздел.
Темы заседаний клуба и консультаций определяются учителем-логопедом. С согласия большинства родителей в содержание тематического планирования могут быть внесены изменения.
| № | Название мероприятия | Форма проведения | Сроки/Ответственные |
| 1. | Организационная встреча. Ознакомление с программой клуба. Выявление запроса родителей. Роль семьи в развитии речи детей. | Беседа | Октябрь Учитель-логопед Шуткина Н.О. |
| 2. | Речевое развитие детей в подготовительной группе. | Консультация с элементами практикума | Ноябрь группы № 4; № 13 учитель-логопед Шуткина Н.О. |
| 3. | Фонематический слух – основа правильной речи. «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников» | Консультация с элементами практикума | Ноябрь Группа № 3 Учитель-логопед Шуткина Н.О. |
| 4. | Подготовка к школе. | Собрание | Декабрь Группа № 8 Учитель-логопед Шуткина Н.О. |
| 5. | Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения. Показ презентации «Сказка о веселом язычке» «Комплексы дыхательной гимнастики для детей» | Практикум | Февраль 2020 Учитель-логопед Шуткина Н.О. |
| 6. | Обогащаем словарь детей. Выставка развивающих игр | Консультация с элементами практикума | Март 2020 Учитель-логопед Шуткина Н.О. |
| 7. | Путешествие в «Страну Правильной Речи» | Открытое занятие | Апрель 2020 Учитель-логопед Шуткина Н.О. |
По итогам каждого мероприятия родители получают памятку, буклет с
рекомендациями по организации коррекционной работы с ребенком по теме, обсужденной на заседании, с практическими упражнениями, играми,
заданиями.
Организационный раздел
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Заседания клуба посещают родители (законные представители)
дедушки, бабушки воспитанников детского сада. Заседания клуба проводятся 1 раз в месяц, в удобное для родителей время.
Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба проводятся
преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов,
круглых столов, бесед и др.
Методическое сопровождение:
1.Бачина О.В., Самородова Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи
ребёнка с недостатками речи»- М.:ТЦ Сфера, 2009.
2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ семьёй: Диагностика,
планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.- М.:ТЦ
Сфера,2004
3. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи:
«Методическое пособие / Под ред. Л.С.Вакуленко. СПб.:ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011






