Контроль как функция управления – это постоянный процесс, обеспечивающий достижение цели путем своевременного обнаружения проблем.
Посредством функции контроля выявляются проблемы, позволяющие скорректировать деятельность организации по предотвращению кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль дает возможность определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.
Объектами контроля выступают организация, происходящие в ней процессы или отдельные элементы системы.
Субъектом контроля выступает контролирующее звено. Контроль способствует укреплению дисциплины и соблюдению законности. Благодаря ему обеспечиваются единство решений и их исполнение, достижение поставленных задач, а также предупреждаются ошибки и недоработки.
Можно выделить следующие требования, предъявляемые к контролю:
– ориентация на результаты. Конечная цель контроля – не сбор информации, не стандарты или выявление проблемы, а решение задач, стоящих перед организацией. Информация о результатах контроля важна только тогда, когда доходит до тех лиц, которые обладают соответствующим правом и обязаны осуществить на ее основании соответствующие изменения. Чтобы быть эффективным, контроль должен интегрироваться с другими функциями управления;
– соответствие виду деятельности. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Неподходящий механизм контроля может не выявлять важную информацию;
– своевременность контроля, что связано с важнейшей целью контроля – устранять отклонения, прежде чем они станут необратимы;
– гибкость контроля, как и гибкость планов, необходима для приспособления к происходящим изменениям;
– экономичность контроля. Совершенствование контроля, увеличение затрат на его проведение оправданно до тех пор, пока это приводит к увеличению преимуществ и доходов организации, превышающих рост затрат на контроль. Если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые ею преимущества, то организации необходимо изменить саму систему или вести менее тщательный контроль.