Изучение сиблинговых отношений. Тестовые нормы опросников

Исследователи, занимающиеся сиблинговыми отношениями, указывают на взаимозависимость таких переменных, как характер отношений между родителями, общий эмоциональный климат в семье и качество отношений в сиблиноговой паре. И.Е.Козлова подчеркивает прочную связь между характером супружеских и сиблиноговых отношений. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что супружеский конфликт в паре родителей непосредственно связан с наличием негативных эпизодов в отношениях между сиблингами, а также была обнаружена четкая связь между качеством родительско-детстких отношений и отношений в сиблиноговой паре. Родительское урегулирование детских ссор является важным в развитии гармоничных отношений между сиблингами дошкольного возраста. Данные этих исследований указывают на то, что невмешательство родителей в детские споры и отсутствие с их стороны четкой позиции приводит к тому, что старшие сиблинги занимают доминирующие позиции по отношению к младшим. Сиблинговым отношениям свойственна конкуренция за родительскую любовь и внимание. Конкуренция более выражена у однополых детей, у детей с небольшой разницей в возрасте), у близнецов. Более спокойные отношения наблюдаются, когда разница в возрасте позволяет старшему сиблингу выступать в роли помощника, маленького «родителя». Если семья многодетная, то конфликты сглаживаются за счет различия связей и отношений между детьми.

«Методика диагностики сиблинговых отношений», ориентирована на выявление следующих характеристик общения: доверительность и взаимопонимание в общении сиблингов, сходство взглядов, общие символы семьи, легкость общения между сиблингами, психотерапевтичность общения.«Братско-сестринский опросник» предназначен для психометрической оценки и дифференциации нормативных и дисфункциональных сиблинговых отношений. Оценка осуществляется в рамках характеристики четырех: эмпатии; поддержание; сходства;и принуждения

Диагностика психологической готовности к родительству и усыновлению

Для целостного представления о процессе усыновления должны быть изучены ребёнок-сирота и семья, берущая на воспитание. По Р.В.Овчаровой родительство включает следующие компоненты: ценностные ориентации супругов, родительские установки и ожидания, родительские позиции, родительское отношение, родительские чувства, родительскую ответственность. Важным критерием родительства явл. осознанность. Для изучения уровня осознанности был разработан опросник «Осознанное родительство»,он имеет 2 формы для мужчин и женщин, состоит из 48 утверждений.Опросник имеет 2 формы. Опросник построен на 7 шкалах. Осознанность структурных компонентов родительства изучается с помощью5 утверждений. Ю.Ф.Лахвич предложила модель психологической готовности к усыновлению, включающая 2 составляющие:1)Общая готовность,она обусловлена общими параметрами, характеризующими как биологическое так и социальное родительство(не зависимо от того каким образом появляется ребёнок в семье).2)Специфическая готовность-обусловлена социально-психологической спецификой усыновления. Она предполагает у кандидатов следующие компоненты:1)эмоциональное реагирование на проблему бесплодия(если такова имеется),2)перцептивно-ролевой компонент.

Автор разработала методику «Методику родительства».Она имеет 2 формы:для кандидатов в усыновители и для будущих биологических родителей.Она состоит из 30 пунктов-мотивов усыновления или мотивов рождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: