Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов
По дисциплине БИОЛОГИЯ
Составитель: доцент каф. мед.биологии и генетики Сумарокова А.В.
«Утверждено»
на заседании
Кафедры мед.биологии и генетики
«____» _______________2012 г.
Программа дисциплины «БИОЛОГИЯ» на лечебном факультете
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр | |
1 | 2 | ||
Аудиторные занятия (всего) | 120 | 72 | 48 |
В том числе: | |||
Лекции (Л) | 40 | 24 | 16 |
Практические занятия (ПЗ) | 80 | 48 | 32 |
Самостоятельная работа (всего) | 60 | 36 | 24 |
Итоговая аттестация по курсу – экзамен
Этапы проведения экзамена (зачета)
1 Этап - тестовый контроль
2 Этап – оценка практических навыков по диагностике препаратов и ситуационным задачам.
|
|
3 Этап- собеседование по экзаменационному билету
Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Л | ПЗ | СРС | Всего часов |
1 | Общие закономерности происхождения и развития жизни. Биология клетки. | 10 | 14 | 8 | 32 |
2 | Организм как биологическая система. Биологические основы жизнедеятельности человека. | 8 | 24 | 6 | 38 |
3 | Онтогенез | 6 | 2 | 6 | 14 |
4 | Основы теории эволюции. Генетика популяций человека. | 2 | 6 | 10 | 18 |
5 | Филогенез органов и важнейших систем позвоночных животных. | 4 | 6 | 6 | 16 |
6 | Биологические основы паразитизма и трансмиссивных заболеваний. Подразделы "Протозоология", "Гельминтология", "Арахноэнтомология". | 10 | 28 | 12 | 50 |
7 | Основы экологии человека | 12 | 12 |
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Биология. /Под ред. В.Н. Ярыгина. В 2-х томах. – М.: Высшая школа,
9-ое изд.2008.
2. Биология. /Под ред. Н.Б.Чебышева. М.ВУНМЦ, 2006.
3. Биология. Современный курс / под ред. А.Ф.Никитина. СПб.: СпецЛит, 2006.
Дополнительная литература
1. Алексеева Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека. 1986.
2. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Карпов И.А. Основы общей и медицинской паразитологии. – Ростов н/Д, 2002.
3. Заяц Р.Г., Рачковская И.В. Основы общей и медицинской генетики. Минск, «Высшая школа», 2003.
4. Курчанов Н.А. Генетика человека с основами общей генетики. СПб., 2009.
5. Львов Д.К. Атлас распространения возбудителей природно-очаговых вирусных инфекций на территории Российской Федерации. 2001.
6. Чебышев Н.В. Филогенез систем органов: уч.пособие. М.: Олимп, 2007.
|
|
7. Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Общая и медицинская генетика. – М., 2003
8. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение: М., «Высшая школа»,1989.
9. Медицинская паразитология. Уч.пос. под ред. Р.Х.Яфаева. – СПб: Фолиант, 2007.
Программное обеспечение и Интернет ресурсы
http: // www. medbiol.ru
http://medicalplanet.su/genetica/2.html
http:// nedug.ru. library.
http:// krugosvet.ru >enc/nauka- i- tehnika. Html
http://lib.usu.ru/rus/news/2011/11/01/2326
http://www.rsl.ru
Кроме аудиторных занятий на кафедре проводится олимпиада, которая проходит в 2 этапа:
1 этап включает два задания:
- Решение генетической задачи, на моделирование молекулярных основ наследственности, на закономерности наследования признаков и формы взаимодействия генов.
- Диагностика препаратов паразитических видов гельминтов и характеристика последних
Студенты, получившие от 8 до 10 баллов за 1 этап олимпиады, освобождаются от практической части итогового курсового экзамена.
2 этап олимпиады включает тестовый контроль по основным разделам программы.
2. Модульно-рейтинговая система.
Рейтинговая система оценки знаний включает текущую успеваемость студентов на практических аудиторных занятиях, результаты рубежного контроля, а также дополнительные поощрительные и штрафные баллы, и баллы, набранные на экзамене. Общий рейтинг по предмету 140-200 баллов.
Пропущенные практические занятия обязательно отрабатываются независимо от причины пропуска (за исключением особых причин и донорских дней, но не более двух за семестр). При успешной отработке практического занятия в течении месяца после пропуска назначается сумма баллов, которая учитывается в рейтинге.
При выполнении тестового контроля, оценивающего исходный уровень знаний студента, баллы включаются в рейтинг, только при выполнении его с первого раза.
Баллы за рубежный контроль по разделам программы назначаются при первом выполнении работы, но могут назначаться студенту при повторной сдаче в течении месяца, причем сумма баллов в этом случае не должна превышать минимум баллов по соответствующему контролю.
Студенты, пересдающие рубежный контроль более двух раз либо несвоевременно баллов не получают.
Оценка практических навыков у студентов при выполнении рубежного контроля включает решение ситуационных задач и диагностику микрофотографий паразитических простейших, препаратов паразитических гельминтов и членистоногих.
Дополнительные поощрительные баллы студенты набирают за дополнительную внеаудиторную учебно-исследовательскую работу (модуль 2).
Штрафные баллы студенты получают за нарушение учебной дисциплины (модуль 3).
Критерии аттестации:
Итоговый рейтинговый балл по дисциплине включает сумму баллов, набранных за весь курс изучения дисциплины по модулям № 1 и № 2.
Система оценки в баллах и порядок освобождения студентов от курсового экзамена.
Модули | Минимальны баллы | Максимальные баллы |
Модуль 1 (основной) | 108 | 155 |
Модуль 2 (поощрительный) | 19 | 35 |
Итоговый балл | 127 | 190 |
Значения итогового рейтингового балла
Значения рейтингового балла | Оценка |
180 – 200 | «отлично» |
155-180 | «хорошо» |
108 - 155 | «удовлетворительно» |
Менее 108 | «неудовлетворительно» |
По решению кафедры:
- Студенты, набравшие минимальное число (108-155) баллов по рейтингу, допускаются к курсовому экзамену.
- Студенты, набравшие средний рейтинговый балл (155-180) освобождаются от тестовой части курсового экзамена
- Студенты, успешно прошедшие 1 тур олимпиады, освобождаются от практической части курсового экзамена
- Студенты, набравшие число баллов по рейтингу (180 и выше) освобождаются от курсового экзамена с оценкой «отлично»
- Студенты, набравшие хороший рейтинговый балл (155-180) и успешно прошедшие 2 тур олимпиады с оценкой «отлично», освобождаются от курсового экзамена. В рейтинг добавляется дополнительные 10 баллов
|
|
- Студенты, набравшие хороший рейтинговый балл (155-180) и успешно прошедшие 2 тур олимпиады с оценкой «хорошо», освобождаются с их согласия от курсового экзамена оценкой «хорошо». В рейтинг добавляется дополнительно 5 баллов.
- Студенты, имеющие неудовлетворительный рейтинг (менее 108) допускаются к сдаче итогового курсового экзамена только при успешном написании расширенного тестового контроля (1 этап экзамена, не менее 70%) и выставлением удовлетворительной оценки за экзамен и присвоением минимального рейтинга - 140 баллов.