Учитель-дефектолог Иванова С.Л

Рекомендации родителям

«Как за лето подготовить ребёнка к поступлению в школу?»

учитель-дефектолог Иванова С.Л.

 

Вот уже наступает лето, всё ближе 1 сентября. Как за оставшееся время правильно подготовить ребёнка к учебному году?

Многие родители, чьи дети скоро станут первоклашками озабочены тем, как подготовить ребенка к школе? Как родителям подготовить его морально и психологически к обучению, с чего лучше начать подготовку?

Что же подразумевают под готовностью к школьному обучению психологи, а также педагоги? Они выделяют несколько степеней готовности малыша-дошкольника, на которые следует обратить внимание:

v Интеллектуальная.

v Мотивационная.

v Социальная.

v Психологическая.

v Физическая

 

Каждая ступень готовности важна и нужна.

v Интеллектуальная готовность к школе.

Под интеллектуальной готовностью подразумевается не умение дошкольника читать и считать, а развитие психических процессов, их зрелость, сформированность.

Интеллектуальную готовность можно поделить на 4 сферы: мышление, память, мелкую моторику, речь.

Ø Мышление.

Оно помогает ребенку закрепить знания об окружающем мире: информацию о своей семье, о себе (адрес, имя, фамилию родителей и свои данные). Цвета и геометрические фигуры. Правильно соотносить и понимать значение следующих слов: «маленький, большой, уже, шире, между, около». Делать обобщение предметов по одному двум признакам, проводить анализ. Уметь заканчивать начатое предложение по смыслу. Находить лишнее слово или предмет в группе слов, предметов. Складывать мелкие пазлы без помощи взрослого.

Ø Память.

 Родителям, намеривающимся самостоятельно подготовить ребенка к школе, стоит помнить, что подготовка включает в себя хорошо развитую детскую память. Ведь школьнику приходится усваивать большую часть информации на слух, а затем воспроизводить ее. Из чего будет видно, что память у дошкольника развита? Чтение стихотворений. Пересказ знакомых сказок или рассказов. Логические диктанты: детям показывают картинку с произвольным набором картинок. На запоминание дается до пяти секунд, после чего картинку закрывают, а дети должны самостоятельно воспроизвести эту картинку Рассказывание скороговорок, пословиц, понимание их смысловой нагрузки.

Ø Мелкая моторика.

Многие родители делают огромную ошибку, не разрешая детям работать дома с ножницами. Именно ножницы и пластилин помогают натренировать слабые мышцы детской кисти руки. Подойдут также игры с крупами, пальчиковые разминки. Посмотрим, что же подразумевает под собой хорошо развитая мелкая моторика? Желательно чтобы дошкольник умел правильно держать карандаш, кисточку, ручку. Аккуратно, в одном направлении раскрашивать нарисованный предмет, наносить штриховку, не выходя за контуры предмета. Уметь пользоваться ножницами. Уметь выполнять аппликационные работы.

Ø Речь.

Речевая подготовка детей к школе предполагает обладание хорошо развитой речи. Умеет беседовать на заданную тему (диалогическая речь). Выразительно рассказывает стихотворения. Составляет предложения из нескольких предложенных слов. Четко различает, где звук, где буква. На слух определяет, из скольких слогов состоит слово. Умеет по слогам читать небольшие тексты.

v Мотивационная готовность

Является одним из важных факторов успешности будущего школьника. Это своеобразный ключик, помогающий дошкольнику выполнить «хороший старт». Она подразумевает: желание посещать занятия, стремление к получению новой необычной информации, тягу к получению или освоению новых знаний.

v Социальная готовность

Заключается в умении дошкольника самостоятельно устанавливать взаимоотношения, как с незнакомыми детьми, так и с взрослыми. Социальная готовность ребенка к школе — это отражение тех отношений, которые дошкольник неоднократно видит в семье. Определяется она следующими критериями: как дошкольник контактирует с компанией играющих детей (легко, сложно, сторонится их)? Прислушивается ли он к мнению окружающих или начинает конфликтовать, перебивать? Умеет ли соблюдать очередность в тех ситуациях, где это обязательное условие? Может ли поддержать разговор, участвовать в беседе с несколькими людьми? Должен четко понимать разницу между хорошим и плохим поведением, поступками, словами.

v Психологическая готовность

Психологическая подготовка ребенка к школе или эмоционально-волевая готовность определяется следующими моментами: у дошкольника перед поступлением в школу должны сформироваться самостоятельность, организованность. Обязательное умение — следить за собственным поведением. Готовность идти на контакт и сотрудничество с взрослыми. Маленький ученик должен быть готов к выполнению заданий, которые ему не слишком нравятся (развитие произвольной сферы). Внимательно слушает взрослого без отвлечения на посторонние предметы или вещи. Все это базовый уровень подготовки ребенка к школе.

v Физическая готовность

Физическая готовность не менее важна для успешного обучения детей в школе. Здоровые дети легче усваивают программу и смогут быстрее адаптироваться к школьной жизни. На что следует обратить внимание при физической готовности? Умеет ли ребенок вставать рано? Желательно заблаговременно до первого сентября наладить режим сна и питания будущего ученика. Ему нужно научиться вставать рано, чтобы вовремя собраться и не опаздывать на занятия. Соблюдается ли режим питания? Приучайте дитя завтракать полезной пищей, дающей ему достаточно сил или энергии для восприятия обучения. Отличается ли усидчивостью? Поработайте над усидчивостью дошкольника. Проверьте, может ли он полчаса или 45 минут спокойно заниматься одним делом или его что-то постоянно отвлекает? Имеет ли хорошие физические данные. Спорт, физические веселые нагрузки и свежий воздух хорошо влияют на детский иммунитет.

Уважаемые родители!

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

 

  НЕ ПИЧКАЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ.

За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребенка с чтением и счетом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, посчитать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».

 

НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ.

Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают пугать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

 

НЕ  ПУГАЙТЕ  ШКОЛОЙ.

Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни. Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы.

 

ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ.

Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: