Рабочая учебная программа дисциплины

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Утверждаю

Директор Новгородского

Филиала РАНХиГС

 

 __________________А.В. Костюкова

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МАРКЕТИНГ»

 

 

по специальности 080105 «Финансы и кредит»

 

Составитель: к.экон.н., доцент Притула О.Д.

 

Согласовано на заседании кафедры

экономики и маркетинга

«15» сентября 2012 г., протокол №1

 

Зав. кафедрой__________________ /О.Д. Притула/

 

Великий Новгород

2012

1. Цели и задачи дисциплины

 

Цель курса – дать студентам глубокие теоретические и практические знания, умения и навыки работы в условиях рыночной экономики, позволяющие ускорить их профессиональную адаптацию к реалиям работы современных организаций и оптимизировать их деятельность с учетом последних достижений и передового опыта в области маркетинга.

Основными образовательными задачами дисциплины являются:

- обучение современным подходам, формам и методам маркетинговой работы;

- формирование у студентов понимания роли и значения действий профессиональных менеджеров по маркетингу, направленных на совершенствование коммерческо-хозяйственной деятельности современных организаций;

- обучение студентов методам профессиональной оценки альтернативных вариантов маркетинговых решений, самостоятельного или совместного поиска и выбора оптимального из них в зависимости от конкретных рыночных условий, а также ресурсов и возможностей современных организаций;

- формирование у студентов понимания степени моральной, этической и профессиональной ответственности за свои решения и действия;

- обучение студентов системному подходу в понимании процессов сопряжения как управленческих дисциплин, так и других изучаемых ими курсов, а также использованию полученных знаний на практике;

- подготовка специалистов-профессионалов, свободно и легко ориентирующихся в современном мире, способных на основе полученных знаний творчески, оперативно, обоснованно и с минимальным риском принимать решения по различным маркетинговым вопросам, разрабатывать и реализовывать на практике соответствующие программы конкретных коммерческих действий, увязывать их с основными управленческими процессами внутри организации, осуществлять постоянный мониторинг за изменениями, происходящими в ее внутренней и внешней средах и в соответствии с ними вносить необходимые коррективы в комплекс маркетинговых мероприятий, реализуемых на обслуживаемых рынках.

Реализация целей и задач обучения обеспечивается в процессе учебной (аудиторной) и внеучебной (самостоятельной) работы со студентами.

 

 

2. Учебно-тематический план курса

6 лет обучения, заочная форма

№ п/п

ТЕМЫ

В том числе

Всего часов

Формы контроля

Аудиторная работа

Самостоятельная работа (час.)

Лекции (час.)

Практич. занятия (час.)
1

Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга. Эволюция развития маркетинга

1   8 9  
2

Концепции маркетинга. Маркетинговая среда и ее структура

1   8 9  
3

Маркетинговая информационная система. Маркетинговая информация. Понятие и сущность маркетинговых исследований.

    8 8  
4

Методы получения маркетинговой информации. Количественные исследования. Качественные исследования.

1 1 8 10  
5

Приоритет потребителя. Моделирование поведения потребителей. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе.

  1 8 9 Опера-тивный
6 Сегментация. Выбор целевого рынка. Стратегии маркетинга.

1

1 8 10  
7 Комплекс маркетинга: товар. Жизненный цикл товара.

1

1 7 9  
8 Разработка и внедрение нового товара на рынок. Стратегии формирования привлекательности товарного предложения.

1

1 7 9  
9 Комплекс маркетинга: цена. Разработка стратегии и тактики ценообразования на предприятии. Комплекс маркетинга: распределение. Сбыт в системе маркетинга.

1

1 7 9  
10 Комплекс маркетинга: продвижение. Рекламная политика предприятия. Элементы коммуникационной политики предприятия

 

  7 7 Опера-тивный
11 Управление маркетингом. Организация маркетинга.

 

1 5 6  
12 Система маркетинговых планов. Финансы и контроль маркетинга

1

1 5 7 Опера-тивный

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Экзамен

ИТОГО

8

8 86 102  
               

 

 

3,5 года обучения, заочная форма

№ п/п

ТЕМЫ

В том числе

Всего часов

Формы контроля

Аудиторная работа

Самостоятельная работа (час.)

Лекции (час.)

Практич. занятия (час.)
1

Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга. Эволюция развития маркетинга

1   8 9  
2

Концепции маркетинга. Маркетинговая среда и ее структура

    8 8  
3

Маркетинговая информационная система. Маркетинговая информация. Понятие и сущность маркетинговых исследований.

    8 8  
4

Методы получения маркетинговой информации. Количественные исследования. Качественные исследования.

1 1 8 10  
5

Приоритет потребителя. Моделирование поведения потребителей. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе.

  1 8 9 Опера-тивный
6 Сегментация. Выбор целевого рынка. Стратегии маркетинга.

1

1 8 10  
7 Комплекс маркетинга: товар. Жизненный цикл товара.

1

  8 9  
8 Разработка и внедрение нового товара на рынок. Стратегии формирования привлекательности товарного предложения.

 

1 8 9  
9 Комплекс маркетинга: цена. Разработка стратегии и тактики ценообразования на предприятии. Комплекс маркетинга: распределение. Сбыт в системе маркетинга.

1

1 8 10  
10 Комплекс маркетинга: продвижение. Рекламная политика предприятия. Элементы коммуникационной политики предприятия

 

  8 8 Опера-тивный

Раздел III. Концепция международного маркетинга.

11 Управление маркетингом. Организация маркетинга.

 

  5 5  
12 Система маркетинговых планов. Финансы и контроль маркетинга

1

1 5 7 Опера-тивный

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Экзамен

ИТОГО

6

6 90 102  
               

 

3. Содержание дисциплины по темам

 

Тема 1. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга. Эволюция развития маркетинга

Понятийный аппарат и терминология маркетинга. Цели предприятия и маркетинга. Принципы и задачи маркетинга. Функции маркетинга. История и генезис маркетинга. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс). Характеристика маркетингового инструментария. Схема взаимосвязи маркетинг-микс с процессом планирования маркетинга. Маркетинговый инструментарий в сбытовой политике. Маркетинговый инструментарий в ценовой политике. Маркетинговый инструментарий в товарной политике. Маркетинговый инструментарий в коммуникативной политике. Синергетический эффект маркетингового инструментария. Модели маркетинга.

 

Тема 2. Концепции маркетинга. Маркетинговая среда и ее структура

Концепции маркетинга: производственная, товарная, коммерческая, традиционная, социальная, коммуникативная. Маркетинг взаимодействия. Маркетинговая окружающая среда. Факторы окружающей среды. Структура маркетинговой среды. Внутренняя и внешняя маркетинговая среда.

 

Тема 3. Маркетинговая информационная система. Маркетинговая информация. Понятие и сущность маркетинговых исследований 

Маркетинговая информация. Полезность маркетинговой информации. Источники и носители маркетинговой информации. Виды маркетинговой информации. Маркетинговая информационная система. Система внутренней и внешней информации. Информационное обеспечение маркетинговых решений. Понятие «маркетинговые исследования». Необходимость проведения маркетинговых исследований. Основные направления маркетинговых исследований. Принципы, цели и задачи маркетинговых исследований. Объект, предмет и проблема маркетингового исследования. Процесс маркетингового исследования. Дизайн маркетингового исследования.

 

Тема 4. Методы получения маркетинговой информации. Количественные исследования. Качественные исследования.

Опрос, элементы опроса. Виды и формы опроса. Письменный и устный опросы. Анкетирование. Структура анкеты. Виды вопросов. Составление анкеты. Проведение анкетирования. Панельные обследования. Виды панелей. Проблемы панельных исследований. Эксперимент. Цель и задачи эксперимента. Группы экспериментов: «ЕВА», «ЕА-СА», «ЕВА-СВА» и «ЕА-ЕВА-СВА». Наблюдение. Особенности процесса наблюдения. Способы проведения наблюдения. Фокус-группа. Роль модератора фокус-группы. Сущность, преимущества и недостатки. Глубинное интервью. Сущность, преимущества и недостатки.

 

Тема 5. Приоритет потребителя. Моделирование поведения потребителей. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе

«Потребитель», «покупатель», «конечный потребитель», «организация (предприятие)-потребитель». Основные принципы формирования правильного пред­ставления о поведении потребителей. Основные группы потребностей в маркетинге. Основные личностные, культурные, социальные и психологические факторы, определяющие оценки и поведение потребителей. Покупательские роли и типы покупательского поведения при при­нятии потребителем решения о приобретении то­вара. Процесс моделирования поведения конечного потребителя в маркетинге. Понятия «конкуренция», «конкурентная борьба», «методы конкурентной борьбы», «конкурентное преимущество», «изучение конкурентов». Составляющие концепции М.Портера. Характеристика конкурентных позиций: рыночный лидер, рыночный претендент, рыночный последователь, организация, работающая в рыночной нише. Характеристика конкурентных стратегий по М.Портеру и А.Юданову.

 

Тема 6. Сегментация. Выбор целевого рынка. Стратегии маркетинга

Понятие «сегментация рынка». Основные критерии сегментации потребителей в маркетинге. Макросегментация и микросегментация. Выбор целевого рынка. Виды маркетинговой стратегии: недифференцированный, дифференцированный, концентрированный, комплексный и взаимосвязанный. Маркетинг взаимодействия. Типы маркетинговой стратегии в зависимости от характера существующего спроса. Формы маркетинга.

 

Тема 7. Комплекс маркетинга: товар. Жизненный цикл товара

Понятие «товар». Маркетинговое окружение товара. Процесс превращения изделия в товар. Товарная политика, ее основные направления. Классификация товаров в маркетинге. Мультиатрибутивная модель. Товарный ассортимент, его характеристики. Способы развития товарного ассортимента. Управление товарным ассортиментом. Концепция жизненного цикла товара, концепция жизненного цикла товара. Характеристика стадий жизненного цикла товара. Типы жизненного цикла товара. Продление жизненного цикла товара.

 

Тема 8. Разработка и внедрение нового товара на рынок. Стратегии формирования привлекательности товарного предложения.

Этапы разработки нового товара. Источники идей новых товаров. Методы планирования нового товара. Методы поиска и генерации идей о новом товаре. Процесс отбора идей нового товара. Экономический анализ нового товара. Формирование технических параметров нового товара. Формирование рыночных параметров нового товара. Процесс тестирования нового товара. Процесс вывода нового товара на рынок. Стратегические решения в товарной политике. Стратегия инновации товара: дифференциация и диверсификация. Стратегия вариации товара. Стратегия элиминации товара. Сервисная политика предприятия

 

Тема 9. Комплекс маркетинга: цена. Разработка стратегии и тактики ценообразования на предприятии. Комплекс маркетинга: распределение. Сбыт в системе маркетинга

Роль и функции цены. Сущность, цели и роль ценовой политики. Классификация цен. Факторы ценообразования. Процесс ценообразования. Методы ценообразования (определение цен на основе издержек, с ориентацией на ценностную значимость товара, с ориентацией на конкуренцию и спрос). Маркетинговые стратегии цен. Политика изменения текущих цен. Цели, задачи и основные элементы политики распределения. Деятели рынка сбыта и их основные задачи. Каналы распределения. Организация сбыта. Виды посредников. Вертикальная и горизонтальная маркетинговые системы распределения. Стратегии сбыта и условия их применения.

 

Тема 10 Комплекс маркетинга: продвижение. Рекламная политика предприятия. Элементы коммуникационной политики предприятия

Реклама. Виды рекламы. Рекламные компании и их классификация. Классификация рекламных средств. Организация работы рекламного отдела. Определение эффективности рекламы. Выбор носителей рекламы. Планирование рекламной компании. Методы составления рекламного бюджета. Мероприятия по стимулированию сбыта. Личные (персональные) продажи. Public relations. Прямой маркетинг. Коммуникативные стратегии.

 

Тема 11. Управление маркетингом. Организация маркетинга.

Маркетинг как философия и инструмент предпринимательства. Модель предпринимательства и система маркетинга. Маркетинговая система. Задачи основных субъектов системы маркетинга: фирма-производитель товара (услуг), поставщики, конкуренты, посредники, потребители-рынок. Характеристика и составляющие процесса маркетинга. Маркетинг менеджмент. Организационная структура службы маркетинга. Виды организационных структур службы маркетинга: функциональная структура, организационная структура службы маркетинга с ориентацией по товарам, по рынкам и покупателям, по регионам, по функциям и товарам, по функциям и рынкам, по функциям и регионам. Принципы построения службы маркетинга на предприятии. «Жесткие» (механистические) и «мягкие» (органомические) организационные структуры службы маркетинга. Задачи и функции различных подразделений маркетинговой службы.

 

Тема 12. Система маркетинговых планов. Финансы и контроль маркетинга

Процесс планирования на предприятии. План предприятия. Цель, задачи и принципы планирования. Сущность процесса планирования маркетинга. Необходимость систематического планирования маркетинга. Взаимосвязь целей предприятия с целями маркетинга. Место плана маркетинга в системе производственного планирования. План маркетинга и его основные разделы. Задачи планирования маркетинга. Виды планов маркетинга. Контроль маркетинга. Задачи контроля маркетинговой деятельности. Контроль годовых планов и его основные направления. Контроль прибыльности. Контроль эффективности маркетинговой деятельности. Аудит маркетинга. Характеристики аудита маркетинга. Внешний и внутренний аудит маркетинга

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1 Основная литература:

1. Алексунин В.А.Маркетинг. Учебник. Гриф МО РФ. - - 5-е изд., - М.: Дашков и К, 2012. – 216 с.

2. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов. - 3-е изд. СПб. Питер, 2010. - 576с.

3. Годин А.М. Маркетинг. Учебник. 8-е изд., перераб. и доп.,М.: Дашков и К, 2010. – 672с.

4. Данько Т.Г. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость. М.: Инфра-М, 2011. – 416 с.

5. Данько Т.П. УКправление маркетингом: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 363 с.

Китова О.В. Управление эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – 328 с.

6. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль /Пер, с англ. - 9-е изд., 10-е изд. - СПб.; М.: Харьков; Минск: Питер Ком, 2009. -887с.

6. Маркетинг: Учебник / Захаров С.В., Павленко В. И., Сербиновский Б.Ю.. – М.: Высшее образование, 2009. – 232 с.

7. Маркетинг: Учебник для вузов/Тарасевич В.М.СПб.:Питер, 2010.–576 с.

8. Муртузалиева Т.В., Цахаев Р.К. Маркетинг. М.:Инфра-М, 2010. – 552 с.

9. Управление маркетингом. Учебник. Гриф УМО вузов России / Под ред. Данько Т.П. М.: Инфра-М, 2009. – 363 с.

 

4.2 Дополнительная литература

1. Алексунин В.А. Маркетинг: Краткий курс: Учеб. пособие для студентов вузов.-5-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.-1216с.

2. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учеб.для студентов вузов/Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., А. Холтер; Под ред. Г.Л. Багиева.-6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010 -733с.      

3. Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики: Учеб. для студентов вузов – 4-е изд.- М.: КноРус, 2010.-680с.        

4. Годин А.М. Маркетинг: Учеб. для студентов вузов.- 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.-656 с.

5. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособия для студ. вузов.-М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. -519с.  

6. Маркетинг: Учеб. для студентов вузов/Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю., Крылова Г.Д., Соколова М.И.; Моск. гос. ин-т междунар. отношений МИД РФ.- М.: Экономистъ», 2009.-566с.

7. Маркетинг: общий курс: Учеб.пособие/ Под ред.: Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. - М.: Омега-Л, 2009.-474с.

8. Михалева Е.П. Маркетинг. Краткий курс лекций. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011, 213с.

9. Основы маркетинга: Учеб.пособие/Под ред. Г.А. Васильева.-М.: ЮНИТИ, 2008.-543 с.       

10. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник для студентов, обучающихся по специальности "Маркетинг". Гриф МО РФ.-6-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2011.- 655с.    

11. Сребник Б.В. Маркетинг: Учеб. пособие для студентов.- М.: Высшая школа,2008.-359с.

12. Фэррис Поль, Бендл Нейл, Пфайфер Филипп Маркетинговые показатели. М.: Баланс Бизнес Букс, 2009. – 480 с.

13. Хруцкий В.Е.,КорнееваИ.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие.-2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.-522с.

14. Черенкова Ю.Ю., Кузнецова Л.В. Основы маркетинга. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ. М.: Инфра-М, 2011. – 139 с.

 

5. Планы семинарских занятий

 

Семинар № 1. Маркетинговые исследования. Методы сбора маркетинговой информации

Маркетинговая информационная система: сущность и принципы работы. Сущность маркетинговых исследований. Методы сбора количественной маркетинговой информации: устные опросы, панели (панельные обследования), анкетирование. Методы сбора качественной маркетинговой информации: фокус-группа, наблюдение, эксперимент. Экспертные методы получения и оценки маркетинговой информации (Дельфи-метод, «мозговой штурм», метод синектики, морфологический метод и т.д.)

Основная литература

1. Алексунин В.А.Маркетинг. Учебник. Гриф МО РФ. - - 5-е изд., - М.: Дашков и К, 2012. – 216 с.

2. Годин А.М. Маркетинг. Учебник. 8-е изд., перераб. и доп.,М.: Дашков и К, 2010. – 672с.

3. Данько Т.Г. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость. М.: Инфра-М, 2011. – 416 с.

4. Маркетинг: Учебник / Захаров С.В., Павленко В. И., Сербиновский Б.Ю.. – М.: Высшее образование, 2009. – 232 с.

5. Маркетинг: Учебник для вузов/Тарасевич В.М.СПб.:Питер, 2010.–576 с.

6. Управление маркетингом. Учебник. Гриф УМО вузов России / Под ред. Данько Т.П. М.: Инфра-М, 2009. – 363 с.

Дополнительная литература

1. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учеб.для студентов вузов/Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., А. Холтер; Под ред. Г.Л. Багиева.-6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010 -733с.      

2. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособия для студ. вузов.-М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. -519с.  

3. Михалева Е.П. Маркетинг. Краткий курс лекций. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011, 213с.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник для студентов, обучающихся по специальности "Маркетинг". Гриф МО РФ.-6-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2011.- 655с.    

5. Сребник Б.В. Маркетинг: Учеб. пособие для студентов.- М.: Высшая школа,2008.-359с.

6. Фэррис Поль, Бендл Нейл, Пфайфер Филипп Маркетинговые показатели. М.: Баланс Бизнес Букс, 2009. – 480 с.

7. Хруцкий В.Е.,КорнееваИ.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие.-2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.-522с.

 

Семинар № 2. Приоритет потребителя. Моделирование поведения потребителей

Понятия «потребитель», «покупатель», «конечный потребитель», «организация (предприятие)-потребитель». Основные принципы формирования правильного пред­ставления о поведении потребителей. Основные группы потребностей в маркетинге. Личностные, культурные, социальные и психологические факторы, определяющие оценки и поведение потребителей. Теории мотивации оценки потребительского поведения. Экономические теории оценки потребительского поведения. Содержание покупательских ролей. Типы покупательского поведения при при­нятии потребителем решения о приобретении то­вара. Основные этапы, составляющих процесс моделирования поведения конечного потребителя в маркетинге.

Основная литература

1. Алексунин В.А.Маркетинг. Учебник. Гриф МО РФ. - - 5-е изд., - М.: Дашков и К, 2012. – 216 с.

2. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов. - 32-е изд. СПб. Питер, 2010. - 576с.

3. Маркетинг: Учебник / Захаров С.В., Павленко В. И., Сербиновский Б.Ю.. – М.: Высшее образование, 2009. – 232 с.

4. Маркетинг: Учебник для вузов/Тарасевич В.М.СПб.:Питер, 2010.–576 с.

5. Управление маркетингом. Учебник. Гриф УМО вузов России / Под ред. Данько Т.П. М.: Инфра-М, 2009. – 363 с.

Дополнительная литература

1. Алексунин В.А. Маркетинг: Краткий курс: Учеб. пособие для студентов вузов.-5-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.-1216с.

2. Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики: Учеб. для студентов вузов – 4-е изд.- М.: КноРус, 2010.-680с.        

3. Годин А.М. Маркетинг: Учеб. для студентов вузов.- 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.-656 с.

4. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособия для студ. вузов.-М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. -519с.  

5. Основы маркетинга: Учеб.пособие/Под ред. Г.А. Васильева.-М.: ЮНИТИ, 2008.-543 с.       

6. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник для студентов, обучающихся по специальности "Маркетинг". Гриф МО РФ.-6-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2011.- 655с.    

7. Фэррис Поль, Бендл Нейл, Пфайфер Филипп Маркетинговые показатели. М.: Баланс Бизнес Букс, 2009. – 480 с.

8. Хруцкий В.Е.,КорнееваИ.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие.-2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.-522с.

9. Черенкова Ю.Ю., Кузнецова Л.В. Основы маркетинга. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ. М.: Инфра-М, 2011. – 139 с.

 

Семинар № 3. Сегментация. Выбор целевого рынка

Понятие «сегментация рынка». Основные критерии сегментации потребителей в маркетинге. Макросегментация и микросегментация. Выбор целевого рынка.

Товарная политика – стратегия управления товаром.

Классификация товаров для образования «товарного портфеля» фирмы.

Виды клиентурных рынков.

Продвижение продукции и каналы товародвижения.

Логистические принципы оптимизации товародвижения.

Сбытовая политика российских компаний и особенности системы товародвижения в России.

Система формирования спроса и стимулирования сбыта.

Основная литература

1. Алексунин В.А.Маркетинг. Учебник. Гриф МО РФ. - - 2-е изд., - М.: Дашков и К, 2009. – 216 с.

2. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов. - 32-е изд. СПб. Питер, 2010. - 576с.

3. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль /Пер, с англ. - 9-е изд., 10-е изд. - СПб.; М.: Харьков; Минск: Питер Ком, 2009. -887с.

4. Маркетинг: Учебник / Захаров С.В., Павленко В. И., Сербиновский Б.Ю.. – М.: Высшее образование, 2009. – 232 с.

5. Управление маркетингом. Учебник. Гриф УМО вузов России / Под ред. Данько Т.П. М.: Инфра-М, 2009. – 363 с.

Дополнительная литература

1. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учеб.для студентов вузов/Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., А. Холтер; Под ред. Г.Л. Багиева.-6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010 -733с.      

2. Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики: Учеб. для студентов вузов.- М.: КноРус, 2008.-669с.   

3. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособия для студ. вузов.-М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. -519с.  

4. Маркетинг: Учеб. для студентов вузов/Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю., Крылова Г.Д., Соколова М.И.; Моск. гос. ин-т междунар. отношений МИД РФ.- М.: Экономистъ», 2009.-566с.

5. Маркетинг: общий курс: Учеб.пособие/ Под ред.: Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. - М.: Омега-Л, 2009.-474с.

 

Семинар № 4. Товарная политика: товар и его жизненный цикл

Раскрыть сущность определений «товар», «товарная политика», «изделие», «маркетинговые решения по товару». Основные классификации товаров. Концепция жизненного цикла товара. Характеристика стадий жизненного цикла товара. Варианты кривой жизненного цикла товара. Разработка нового товара. Определение степени новизны товара. Упаковка, маркировка товара

Основная литература

1. Алексунин В.А.Маркетинг. Учебник. Гриф МО РФ. - - 2-е изд., - М.: Дашков и К, 2009. – 216 с.

2. Багиев Г. Л. и др. Международный маркетинг: Учебник для вузов. - 2-е изд. СПб. Питер, 2008. - 688с.

3. Годин А.М. Маркетинг. Учебник. 8-е изд., перераб. и доп.,М.: Дашков и К, 2010. – 672с.

4. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль /Пер, с англ. - 9-е изд., 10-е изд. - СПб.; М.: Харьков; Минск: Питер Ком, 2009. -887с.

5. Маркетинг: Учебник / Захаров С.В., Павленко В. И., Сербиновский Б.Ю.. – М.: Высшее образование, 2009. – 232 с.

Дополнительная литература

1. Алексунин В.А. Маркетинг: Краткий курс: Учеб. пособие для студентов вузов.-4-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-187с.

2. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учеб.для студентов вузов/Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., А. Холтер; Под ред. Г.Л. Багиева.-3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005, 2009 -733с.      

3. Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики: Учеб. для студентов вузов.- М.: КноРус, 2008.-669с.   

4. Годин А.М. Маркетинг: Учеб. для студентов вузов.- 3-е изд., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. 2006.-755с.

5. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособия для студ. вузов.-М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. -519с.  

6. Маркетинг: Учеб. для студентов вузов/Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю., Крылова Г.Д., Соколова М.И.; Моск. гос. ин-т междунар. отношений МИД РФ.- М.: Экономистъ», 2009.-566с.

7. Маркетинг: Учеб./Под ред. Э.А. Уткина; Ассоц. авт. и изд. «ТАНДЕМ». - М: ЭКМОС, 2007.-288с.   

 

Семинар № 5. Товарная политика: формирование ассортимента предприятия

Товарный ассортимент, его характеристики. Формирование товарного ассортимента предприятия на основе матрицы БКГ. Стратегии формирования привлекательности товарного предложения: дифференциация, вариация, элиминация. Сервисная политика предприятия.

Основная литература

1. Годин А.М. Маркетинг. Учебник. 8-е изд., перераб. и доп.,М.: Дашков и К, 2010. – 672с.

2. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль /Пер, с англ. - 9-е изд., 10-е изд. - СПб.; М.: Харьков; Минск: Питер Ком, 2009. -887с.

3. Маркетинг: Учебник / Захаров С.В., Павленко В. И., Сербиновский Б.Ю.. – М.: Высшее образование, 2009. – 232 с.

4. Управление маркетингом. Учебник. Гриф УМО вузов России / Под ред. Данько Т.П. М.: Инфра-М, 2009. – 363 с.

Дополнительная литература

1. Годин А.М. Маркетинг: Учеб. для студентов вузов.- 3-е изд., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. 2006.-755с.

2. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособия для студ. вузов.-М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. -519с.  

3. Маркетинг: Учеб. для студентов вузов/Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю., Крылова Г.Д., Соколова М.И.; Моск. гос. ин-т междунар. отношений МИД РФ.- М.: Экономистъ», 2009.-566с.

4. Маркетинг: Учеб.пособие / Мищенко А. П., Банников А.И., Биктемирова М.Х. и др.; Под общ. ред. А.П. Мищенко.-М.: Кнорус, 2006.-282с.      

5. Основы маркетинга: Учеб.пособие/Под ред. Г.А. Васильева.-М.: ЮНИТИ, 2008.-543 с.       

6. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учеб./Гильдия маркетологов.-3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007.- 654с.    

7. Хруцкий В.Е.,КорнееваИ.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие.-2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.-522с.

 

Семинар № 6. Комплекс маркетинга: цена. Разработка стратегии и тактики ценообразования на предприятии

Изучение основных понятий и терминов по теме. Процесс ценообразования на предприятии. Методы и стратегии ценообразования. Оценка методов корректировки исходной цены при установлении окончательной цены. Анализ эластичности спроса и предложения.

Основная литература

1. Алексунин В.А.Маркетинг. Учебник. Гриф МО РФ. - - 5-е изд., - М.: Дашков и К, 2012. – 216 с.

2. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов. - 32-е изд. СПб. Питер, 2010. - 576с.

3. Маркетинг: Учебник / Захаров С.В., Павленко В. И., Сербиновский Б.Ю.. – М.: Высшее образование, 2009. – 232 с.

4. Маркетинг: Учебник для вузов/Тарасевич В.М.СПб.:Питер, 2010.–576 с.

5. Управление маркетингом. Учебник. Гриф УМО вузов России / Под ред. Данько Т.П. М.: Инфра-М, 2009. – 363 с.

Дополнительная литература

1. Алексунин В.А. Маркетинг: Краткий курс: Учеб. пособие для студентов вузов.-5-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.-1216с.

2. Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики: Учеб. для студентов вузов – 4-е изд.- М.: КноРус, 2010.-680с.        

3. Годин А.М. Маркетинг: Учеб. для студентов вузов.- 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.-656 с.

4. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособия для студ. вузов.-М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. -519с.  

5. Основы маркетинга: Учеб.пособие/Под ред. Г.А. Васильева.-М.: ЮНИТИ, 2008.-543 с.       

6. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник для студентов, обучающихся по специальности "Маркетинг". Гриф МО РФ.-6-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2011.- 655с.    

7. Фэррис Поль, Бендл Нейл, Пфайфер Филипп Маркетинговые показатели. М.: Баланс Бизнес Букс, 2009. – 480 с.

8. Хруцкий В.Е.,КорнееваИ.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие.-2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.-522с.

9. Черенкова Ю.Ю., Кузнецова Л.В. Основы маркетинга. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ. М.: Инфра-М, 2011. – 139 с.

 

Семинар № 7. «Стратегия маркетинга. Виды маркетинговых стратегий, эффективность маркетинга».

Понятие, роль и значение маркетинговой стратегии.

Основные составляющие стратегии.

Различные маркетинговые стратегии и их характеристика.

Механизм реализации маркетинговой стратегии.

Показатели эффективности использования маркетинга на российских предприятиях.

Основная литература

1. Алексунин В.А.Маркетинг. Учебник. Гриф МО РФ. - - 5-е изд., - М.: Дашков и К, 2012. – 216 с.

2. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов. - 32-е изд. СПб. Питер, 2010. - 576с.

3. Маркетинг: Учебник / Захаров С.В., Павленко В. И., Сербиновский Б.Ю.. – М.: Высшее образование, 2009. – 232 с.

4. Маркетинг: Учебник для вузов/Тарасевич В.М.СПб.:Питер, 2010.–576 с.

5. Управление маркетингом. Учебник. Гриф УМО вузов России / Под ред. Данько Т.П. М.: Инфра-М, 2009. – 363 с.

Дополнительная литература

1. Алексунин В.А. Маркетинг: Краткий курс: Учеб. пособие для студентов вузов.-5-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.-1216с.

2. Беляев В.И. Маркетинг: Основы теории и практики: Учеб. для студентов вузов – 4-е изд.- М.: КноРус, 2010.-680с.        

3. Годин А.М. Маркетинг: Учеб. для студентов вузов.- 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.-656 с.

4. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособия для студ. вузов.-М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. -519с.  

5. Основы маркетинга: Учеб.пособие/Под ред. Г.А. Васильева.-М.: ЮНИТИ, 2008.-543 с.       

6. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник для студентов, обучающихся по специальности "Маркетинг". Гриф МО РФ.-6-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2011.- 655с.    

7. Фэррис Поль, Бендл Нейл, Пфайфер Филипп Маркетинговые показатели. М.: Баланс Бизнес Букс, 2009. – 480 с.

8. Хруцкий В.Е.,КорнееваИ.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие.-2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.-522с.

9. Черенкова Ю.Ю., Кузнецова Л.В. Основы маркетинга. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ. М.: Инфра-М, 2011. – 139 с.

Семинар № 8. «Специфика маркетинговой деятельности российских организаций на внешних рынках».

Значение зарубежных рынков для России.

Основные принципы изучения и выбора внешних рынков для российских фирм.

Опыт иностранных фирм в области использования внешнеэкономического маркетинга.

Разработка программы внешнеэкономического маркетинга российской фирмы.

1. Алексунин В.А.Маркетинг. Учебник. Гриф МО РФ. - - 5-е изд., - М.: Дашков и К, 2012. – 216 с.

2. Годин А.М. Маркетинг. Учебник. 8-е изд., перераб. и доп.,М.: Дашков и К, 2010. – 672с.

3. Данько Т.Г. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость. М.: Инфра-М, 2011. – 416 с.

4. Маркетинг: Учебник / Захаров С.В., Павленко В. И., Сербиновский Б.Ю.. – М.: Высшее образование, 2009. – 232 с.

5. Маркетинг: Учебник для вузов/Тарасевич В.М.СПб.:Питер, 2010.–576 с.

6. Управление маркетингом. Учебник. Гриф УМО вузов России / Под ред. Данько Т.П. М.: Инфра-М, 2009. – 363 с.

Дополнительная литература

1. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учеб.для студентов вузов/Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., А. Холтер; Под ред. Г.Л. Багиева.-3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005, 2009 -733с.      

2. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг: Теория и 86 ситуаций: Учеб. пособия для студ. вузов.-М.: ЮНИТИ-Дана, 2009. -519с.  

3. Михалева Е.П. Маркетинг. Краткий курс лекций. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011, 213с.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник для студентов, обучающихся по специальности "Маркетинг". Гриф МО РФ.-6-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2011.- 655с.    

5. Сребник Б.В. Маркетинг: Учеб. пособие для студентов.- М.: Высшая школа,2008.-359с.

6. Фэррис Поль, Бендл Нейл, Пфайфер Филипп Маркетинговые показатели. М.: Баланс Бизнес Букс, 2009. – 480 с.

7. Хруцкий В.Е.,КорнееваИ.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие.-2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.-522с.

 

 

6. Вопросы к итоговой аттестации

 

1. Маркетинг, его сущность, содержание.

2. Маркетинг как производственно-сбытовая концепция управ­ления.

3. Основные функции маркетинга и содержание маркетинговой работы.

4. Основные характеристики товара в маркетинге.

5. Классификация товарных групп в системе маркетинга.

6. Жизненный цикл товара и его фазы.

7. Основные направления в изучении товара маркетинговыми службами.

8! Составляющие понятия качества товара в системе маркетинга.

9. Понятие конкурентоспособности товара и ее составляющие.

10. Виды конкуренции и их значение в современный период. 11: Виды потребительского спроса.

12. Виды рынка в зависимости от соотношения спроса и предло­жения.

13. Содержание понятия «емкость рынка», формула ее подсчета.

14. Основные направления комплексного исследования рынка в системе маркетинга.

15. Классификация информации, используемой в маркетинговых исследованиях.

16. Методы комплексного исследования рынка в системе маркетинга

17. Виды внекабинетных исследований рынка в системе марке­тинга.

18. Виды выборочного наблюдения за продвижением товара на рынке.

19. Основные направления изучения производственно-сбытовых возможностей фирмы.

20. Виды рыночной стратегии.

21. Основные разделы маркетинговой программы.

22. Стадии процесса создания нового товара.

23. Ценовая политика в системе маркетинга.

24. Методы определения цен.

25. Система товародвижения и каналы сбыта.

26. Понятия вмаркетинг рисеч» (marketing reserch), «маркет рисеч» (market reserch) и «маркетинг микс» (marketing mix).

27. Понятие «промоушн микс» {promotion mix).

28. Ассортиментная политика и ее составляющие.

29. Коммуникационная политика и ее составляющие.

30. Сбытовая политика: вертикальные маркетинговые структуры и каналы сбыта.

31. Ценовая политика: факторы, влияющие на иены. Ценовые стратегии.

32. Товарные стратегии. Матрица Бостонской консалтинговой группы.

33. Глобальные маркетинговые стратегии.

34. Оборонительные и наступательные стратегии.

35. Сбытовые стратегии.

36. Стратегическое планирование в маркетинге,

37- Управление маркетингом.

38. Контроль и организация маркетинговой деятельности.

39. Понятие целевого рынка. Стратегии охвата.

40. Принципы выбора целевого сегмента рынка.

41. Понятия: «целевой сегмент», «рыночное окно», «рыночная ниша».

42. Мотивации выхода на новый рынок,

43. Оценка собственных возможностей предприятия при выходе на внешний рынок. Внутренняя среда маркетинга.

44. Методы проведения опросов при изучении покупательского спроса.

45. Маркетинговые стратегии и спрос,

46. Изучение фирм-конкурентов в системе маркетинга.

47. Понятие рекламы и ее виды.

48. Средства рекламы и принципы их выбора.

49. Товарный знак, его роль в современных условиях. Фирменный

стиль.

50. Стимулирование сбыта в коммуникационной политике.

51. Public relations (PR) как средство коммуникационной полити­ки. Корпоративная культура.

52. Персональные продажи при продвижении товара на рынок.

53. Основные объекты комплексных маркетинговых исследова­ний.

54. Внешняя маркетинговая среда.

55. Сегментация рынка и дифференциация товара.

56. Основные критерии сегментации в системе маркетинга.

57. Изучение потребителя и его покупательских предпочтений в системе маркетинга-

58. Основные виды маркетинга.

 

7. Тестовые задания для оперативного контроля

 

Часть 1

Потребность- это?

1. количество денег, которое потребитель может использовать для удовлетворения своих нужд


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: