Структура курсовой работы

Из: Межличностная коммуникация: Методические указания к курсовой работе.

Структура курсовой работы

Структура курсовой работы нацелена на раскрытие выбранной темы.

Обязательными частями курсовой работы являются:

· титульный лист;

· оглавление (содержание);

· введение;

· теоретическая часть;

· практическая часть;

· заключение (основные выводы и предложения по результа­там исследования);

· список использованной литературы;

· приложения (таблицы, схемы, рисунки, графические мате­риалы и т.д.).

Титульный лист

На титульном листе размещается информация о месте и времени выполнения курсовой работы, ее авторе и руководителе, а именно название университета, кафедры, дисциплины, по которой выполняется курсовая работа, название работы, а также имя, номер группы и факультет автора работы, имя преподавателя, осуществлявшего руководство работой. Внизу титульного листа указывается город и год выполнения работы.

Образец титульного листа курсовой работы:

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»

Кафедра социологии и политологии

Курсовая работа по дисциплине

«Деловая и межличностная коммуникация»

Тема: ______________________________

Студент: ФИО (полностью), № группы, (факультет)

Руководитель: ФИО

Санкт-Петербург

Год

 

Оглавление

Оглавление (или содержание) – обязательный элемент в структуре работы. Оно включает название всех разделов работы, а именно введение, название глав и параграфов, заключение, список литературы, приложений с указанием номеров страниц, на которых начинается соответствующий раздел. Особо подчеркнем, что теоретическая и практическая главы обязательно должны иметь названия, отражающие задачи курсовой работы.

Введение

Во введении студент указывает: 1) актуальность темы и индивидуальные причины её выбора; 2) определение объекта и предмета исследования; 3) учебную исследовательскую цель; 4) гипотезу исследования; 5) задачи исследования; 6) основные теоретические источники; 7) методы сбора эмпирических данных.

Цель исследования – это основной ориентир всей работы. Она может быть связана с выявлением каких-либо закономерностей человеческих отношений, изучением тех или иных характеристик объекта, с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования. Формулировка цели содержательно близка формулировке темы исследования. Например, если тема работы сформулирована следующим образом «Особенности знакомства и развития межличностных отношений между посетителями танцевальных клубов», то цель работы – «Выявить особенности знакомства и развития межличностных отношений между посетителями танцевальных клубов».

Гипотеза исследования представляет собой недоказанное утверждение, предположение или догадку, которую выдвигает студент в связи с заявленной им темой или проблемой. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому может выглядеть правдоподобно. В работе гипотеза должна быть либо доказана, либо опровергнута. И то, и другое является результатом работы и должно быть констатировано студентом в заключении.

Задачи исследования ориентированы на достижение цели работы, включая как теоретические, так и практические разделы. Например, если цель работы – «выявить особенности знакомства и развития межличностных отношений между посетителями танцевальных клубов», то в теоретической части могут быть поставлены следующие задачи: 1) описать этапы развития межличностных отношений; 2) рассмотреть типичные сценарии знакомства в российской культурной среде; 3) охарактеризовать факторы, влияющие на успешность знакомства. Задачами практической части работы соответственно становятся следующие: 1) провести опрос посетителей одного из танцевальных клубов с целью определения типичных ситуаций знакомства и последующего развития отношений между новыми знакомыми; 2) провести качественный анализ полученных в результате опроса данных с целью выявления особенностей знакомства и развития межличностных отношений между посетителями танцевальных клубов.

 

Теоретическая часть

Как уже говорилось, курсовая работа включает теоретическую и практическую (экспериментальную) части. Каждая из них может быть структурно подразделена на главы, которые, в свою очередь, могут состоять из параграфов. Как глава, так и параграфы обязательно должны быть названы. Название главы и параграфов отражает основные задачи, сформулированные для теоретической части работы.

В теоретической части на основе изучения литературных источников рассматривается содержание исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к ее решению, излагается собственная позиция автора. Центральная задача теоретической части – работа с понятийным аппаратом и анализ литературы по изучаемой теме. Понимание смысла используемых терминов, знание научной традиции их употребления – одно из условий хорошего качества курсовой работы. Для поиска и толкования понятий полезны следующие источники:

· энциклопедии: общие и специальные;

· толковые словари: общие (С. Ожегова, В. Даля и др.), специальные (например, педагогический, психологический, социологический, философский); электронные (википедия и т.п.)

· оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Оптимальное число изученных источников – не менее десяти. Основной список литературы по теме работы предлагает руководитель. Дополнительную литературу студент может подбирать самостоятельно.

Источниками для информационного поиска являются:

· специализированные журналы

· научно-реферативные сборники 

· тематические указатели опубликованной литературы в последних номерах отраслевых журналов

· каталоги библиотек, сноски и ссылки в учебниках и монографиях по теме курсовой работы.

Изучение литературных источников позволяет студенту получить информацию о степени разработанности выбранной им проблемы. Иными словами, в результате сбора информации по теме исследования он получает следующие сведения:

кто уже работал и работает над интересующей его темой;

где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках);

в чем конкретно они состоят.

В теоретической части курсовой работы обязательны ссылки на ис­пользованные источники. Цитата должна слово в слово следовать источнику. Исключения касаются следующего: можно опустить одно или несколько слов или предложений, если мысль автора цитаты не искажается (такое ци­тирование имеет отточия на местах пропущенных слов); выделяются в кавычках главные слова, но в конце ставится многоточие; изменяется падеж слов в цитате, когда цитируются слова или словосочетания, ци­таты, начинающиеся со строчной буквы, если первые слова стоят в начале предложения, и некоторые другие.

Ссылки оформляются по желанию автора работы либо постраничными сносками, когда внизу текущей страницы указывается цитируемый источник, либо концевыми сносками, когда все цитируемые источники перечисляются в конце работы на отдельной странице. Возможно использование сносок внутри текста. В этом случае сноска оформляется сразу после завершения цитаты: в квадратных скобках вначале указывается номер источника по списку литературы, затем ставится запятая и указывается номер цитируемой страницы.

Практическая часть

В практической части описывается подготовленное и проведенное автором эмпирическое исследование по теме курсовой работы. Глава, включающая результаты практического исследования, обязательно должна иметь название, в котором отражается предмет исследования. Например, если работа посвящена изучению детской ревности, то практическая глава может быть названа: «Особенности проявления ревности между братьями и сестрами в семьях с двумя детьми: опыт исследования». В начале главы объясняется выбор метода сбора эмпирического материала, дается характеристика лиц или ситуаций, ставших предметом изучения, предлагается анализ полученных в результате эмпирического исследования данных.

Важнейшими методами сбора эмпирического материала являются:

· наблюдение

· эксперимент

· опросные методы

· анализ текстов

Заключение

В Заключении обобщаются теоре­тические и практические выводы исследования. Они должны соответствовать поставленным во введении задачам и отличаться краткостью и четкостью, показывая содержание, значимость, обоснованность и эффективность осуществленного ис­следования.

Список литературы

Составление списка литературы является обязательной ча­стью курсовой работы. Он демонстрирует не только эрудицию автора курсовой работы, но и владение навыками библиографического описания литературных источников. Возможны разные способы группировки материалов, включен­ных в список использованных источников: алфавитная; в порядке упоминания литературы в тексте; по главам работы; систематическая; хронологическая; по видам источников и др.

При написании курсовых работ наиболее приемлемыми являются алфавитная и в порядке упоминания в тексте. При алфавитном способе источники располагаются в общем алфавитном порядке фамилий авторов и заглавий книг и статей (если автор не указан). Соответственно иным способом расстановки источников может быть использован в порядке их упоминания в тексте.

Примеры библиографического описания литературных источников

Монографии:

Барли-Аллен М. Как слышать людей насквозь. Пер. с анг. 2-е изд. Минск: Попурри, 2017.

Справочное издание, энциклопедия:

Словарь-справочник по социальной работе./ Под ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ, 2007.

Статья в периодическом издании:

Дементьев В. В. Фатические речевые жанры // Вопросы языкознания. 2009. № 1. С. 37–55.

Электронное издание:

Гаспаров Б. В поисках "Другого" (Французская и восточноевропейская семиотика на рубеже 1970-х годов) // http://teneta.rinet.ru/rus/ge/gasparov_semiotika.htm

 

Приложения

В приложении размещается вспомогательный материал: таблицы с цифровыми данными, иллюстрации вспомогательного характера (схемы, рисунки, фотографии), протоколы интервью и другие материалы. Приложения оформляются на отдельных листах. Каждое приложение имеет свой тематический заголовок, а в правом верхнем углу надпись: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.

Оформление курсовой работы.

Курсовая работа представляется, как правило, в напечатанном виде. Страницы нумеруются арабскими цифрами, при этом соблюдается сквозная нумерация по всему тексту. Номер страницы проставляется, как правило, внизу посередине. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но на нем номер страницы не проставляется. Второй страницей является оглавление (содержание) работы. Введение, каждая глава, заключе­ние, а также список использованной литературы начинаются с новой страницы. Заголовки «Содержание», «Введение», название глав, «Заключение» и «Список использованной литературы» помещаются в начале страницы по ее центру и выделяются или подчеркиванием, или жирным шрифтом, или курсивом. Таблицы, схемы, расположенные на отдельных листах, входят в общую нумерацию страниц. Курсовая работа должна быть сброшюрована.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: