Сформулируйте идею (главную мысль) текста

Тема «Тема подростковой жестокости в рассказе Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»

Вступительное слово о писателе

Елена Габова… Удивительный писатель, которому интересен мир детства. И названия произведений, посвящённых подросткам, необычны: «Чайка с застывшим взглядом», «Не вставайте с левой ноги», «Улыбка Кубы», «Варёная сосулька»,  «Дуб Толик Сергеевич»… Е.В. Габова рассказывает нам, что мир детства чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который накладывает свой отпечаток на всю жизнь.

2. «Человек человеку …?»

- Каким, словом можно завершить фразу? (Друг, товарищ, брат, человек, зеркало, никто, враг, волк, зверь…).

- Проблемный вопрос урока: Кто же человек человеку?

- Попробуем разобраться в этом на примере рассказа Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро».

(Место действия – озеро; Рыжая – имя собственное, женского рода, может быть, собака; её почему-то нельзя пускать на озеро)

- По названию рассказа предположите, о чем будет рассказ?

- Какие события могут произойти в описанной обстановке?

Чтение  рассказа

А)  «Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней».

Вопросы:

- Что мы узнаём о героине в начале рассказа? (Невзрачная внешность, «ужасно пронзительный голос», бедность в одежде, Светкина семья).

- Как относятся одноклассники к Светке? Подтвердите примеры из текста.

Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки. Семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Светка - большая фантазерка,  она любит ходить в походы. Одноклассники её не любят, особенно девчонки. Дети  презирают ее за бедность,  и за непослушание

- Как складывались отношения между одноклассниками и Светкой?  

- Объясните прозвище Светы – Рыжуха. Случайно ли оно напоминает кличку животного (например, коровы - Лысуха)? (Суффикс УХ - словообразовательная единица, выделяющаяся в именах существительных - названиях животных по их характерному признаку, названному именами прилагательными, от которых соответствующие имена существительные образованы (белу́ха, лысу́ха, серу́ха и т.п.).

 - Что будет дальше и почему?

Читаем текст

Б) «…может она и не знала, что мешает кому-то…»

- Почему так Света стремилась в поход с одноклассниками? (Ей нужно отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её)

  В лесу, на озере она могла себя выразить в пении, голос её сливался с миром природы. Здесь её никто не смел обижать

Читаем текст.

В)  «…Рыжуха, сделай доброе дело, а?»

- Предположите, согласится ли Света?

Она любила природу, наслаждалась ею. Девочка понимала, что одноклассники идут в поход только ради развлечений

- По каким деталям можно понять, как одноклассники относятся к Рыжей? (Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: «бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала»)

- Что может произойти в походе?

Читаем текст.

Г)  «…в десятый Рыжая не пошла».

-Что вы почувствовали, прослушав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

-Что было неожиданным? (Одноклассники так жестоко могли обойтись с ней)

- Какие Ваши ожидания подтвердились?

- А как вы думаете, где кульминация рассказа? (Когда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход)

- Ваше отношение к её одноклассникам? Какие одноклассники? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвные, хотя, может, и не все были на стороне Женьки)

- Надо ли идти на поводу у других или нужно быть самим собой? Всегда ли удаётся защитить слабого?

- Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Читаем текст.

Д)  …до конца.

- Почему рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре? (Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье).

- Каково  отношение  рассказчика к Свете в начале рассказа?

Бывший одноклассник, вначале говорит о ней так: коса, как «трос», «глаза, как лягушата». Он как бы соглашается с мнением его «дружного» класса и в то же время что-то смущает его в необычности Светки; у него какое-то противоречивое отношение к героине: поёт, как «воет». И здесь же вспоминает: «Никогда я больше таких песен не слышал».

4.- Как рассказчик относитсягероинев финале?

 Теперь он повзрослел и понимает, что виноват перед Светой Сергеевой. Рассказчик, вспоминая, возмущается: «И чего девчонки радовались?» В конце рассказа  он удивлён и гордится «восходящей звездой» Мариинского театра.

- Как бы вы закончили рассказ?

 

- Что же помогло героине выстоять?

Она  умела прощать одноклассников. Светка  могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось». Здесь её никто не обижал

– А как рассказчик относился к пению Светы? (Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал).

- С чем сравнивает рассказчик голос Рыжухи? Зачитайте. («А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары»).

- Представьте, как выглядят, начинающая расти трава, лёгкие перистые облака, ещё не умеющие кусаться комары. Почему именно эти образы кажутся родственными голосу девочки? Что их объединяет? (нежность, робость, близость к природе)

– Внимательно прочитайте последнее предложение. Какие приемы использует автор, чтобы передать пение Светы? (Сравнение)

5.Обратите внимание на таблицу

В начале текста В финале текста

Портрет героини

скромная, застенчивая Света Сергеева золотоволосая красавица. Как она величавоидёт! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.

Как она пела?

Ребята считали, что она выла она пела высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звездаСветлана Сергеева.

Какой художественный прием использует автор в рассказе?

Антитеза (противопоставление)

 

 

Сформулируйте идею (главную мысль) текста.

- Прочитайте высказывания. Какое из них наиболее точно подходит для определения основной мысли рассказа? Свою точку зрения докажите.

  • Никогда человека в себе не терять…
  • В этом мире и так чересчур много боли…
    Оставайтесь людьми!
  • Человека в себе береги!
  • Как мало в человеке «человека»,

В иных его совсем не разглядеть…

  • Какое это чудо —
    Человек!
    Какая это мерзость —
    человек! (
    Роберт Рождественский)
  • Давайте быть терпимей и добрей.
    Ведь слабому протягивая руку,
    Становимся мы сами чуть сильней.

7.  - Возвращаемся к началу  урока. Как же, исходя из содержания текста, можно завершить фразу?

«Человек человеку…?»

(открываем конец фразы - радость)

- Неожиданно! Так определил отношения людей православный мудрец Серафим Саровский. Подходит ли такое «имя» уроку по тексту Е.Габовой?

- Валерия Дмитриевна Пришвина, жена знаменитого писателя Михаила Пришвина, произнесла однажды замечательные слова: «Счастье – это к себе, а радость – это в мир ко всему живому….». Безусловно, героиня рассказа для людей – радость. Ведь даже имя её символично: Светлана – «светлая, чистая, несущая свет». Но только ли Света – радость окружающим?

- Вспомните рассказчика. Можем ли мы сказать, что в конце истории рассказчик прозрел, что он стал другим?







Домашнее задание

- Напишите сочинение на одну из тем

  • «Над чем заставил задуматься рассказ Е.Габовой?»
  • «Легко ли быть «рыжей»?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: