Цели и задачи учебной полевой зоологической практики

Уважаемые студенты 211 группы.

Это задание и методические рекомендации

По учебной полевой зоологической практике, которая в 2020 г. впервые на биологическом факультете проходит дистанционно.

 

Никто в страшном сне и помыслить не мог, что такая форма полевой работы по зоологии возможна. Мы будем первыми, кто погрузится в это увлекательное мероприятие, которое будет длиться с 22 июня по 6 июля 2020 г.

 

Цели и задачи учебной полевой зоологической практики

Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных является важной составной частью курса зоологии на биологическом факультете и одним из направлений общей подготовки учителя биологии. Она способствует не только закреплению знаний, полученных студентами педагогического отделения при изучении теоретического курса зоологии, но и готовит их к будущей профессиональной деятельности. В условиях недостатка аудиторного времени полевая зоологическая практика имеет особое значение для профессиональной подготовки студентов: способствует организации их самостоятельной внеаудиторной научной работы; знакомит с методами зоологических исследований; готовит к написанию курсовых и дипломных работ. Учитывая сказанное, основными задачами учебно-полевой практики по зоологии позвоночных у студентов педагогического отделения являются:

- изучение состава и биолого-экологических особенностей фауны позвоночных района проведения полевой практики;

- изучение вопросов взаимосвязи позвоночных животных с конкретными условиями их обитания;- знакомство с основными полевыми зоологическими методами (прямого и косвенного учета, полевого икамерального определения видовой принадлежности, пола и возраста животных);

- освоение студентами практических навыков по сбору, первичной и камеральной обработке материала;

- формирование навыков изготовления учебных пособий и коллекций по зоологии;

- выполнение и оформление учебно-исследовательского проекта по зоологии.

Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных знакомит студентов с особенностями региональной фауны, помогает оценивать биоценотические взаимоотношения и определять роль антропогенных факторов в динамике сообществ наземных и водных животных. Выполнение будущими учителями полевых и камеральных работ формирует профессиональные навыки, такие как умение организовывать экскурсионную и кружковую работу со школьниками, изготавливать учебные наглядные пособия для школьного кабинета биологии, руководить учебными проектами обучающихся по зоологии и т.д.

 

Ботаническая часть практики будет проходить в вашей всей группе в сентябре под руководством д.б.н., профессора Ю.И. Буланого. Если будет очный режим, то - в очном режиме на протяжении еще 2 недель.

Зачет по практике выставляется на основе прохождения и зоологической, и ботанической частей в зимнюю сессию 3 курса. Мы с Юрием Ивановичем делаем отметки и подписи в вашем отчете по учебной зоолого-ботанической практике. Форма отчета будет выдана в следующем семестре. Подписанный отчет вы выставляете в БАРС. И, если будет очный режим обучения, на основании данных в БАРС, в зачетках зачет вам проставляет Евгений Юрьевич Мельников, доцент кафедры морфологии и экологии животных.

Для того, чтобы получить зачет по зоологической практике, нужно пройти следующие задания по зоологии, предусматривающие разные виды вашей самостоятельной учебной деятельности и отчетности. Практика зоологическая очень большая (72 ч.), основана на полевых методах изучения позвоночных животных. Поэтому не жалуйтесь, что задание большое.

Что от вас требуется:

1. Дневник полевой практики. Заполняется по желанию – печаино или рукописно, все письменные задания выполняются в нем. Дневник индивидуальный для каждого студента. В Дневнике подписываете его, даете номер и формулировку задания, приводите ход выполнения этого задания. Если будете писать Дневник от руки, необходимо потом все будет фотографировать.

2. Фото-и видеоматериалы, которые вы собираете согласно ниже выданным заданиям.

3. Архив заданий, который вы размещаете на странице ВКонтакте https://vk.com/public193934360 или присылаете на почту Perevoznecova@yandex.ru.

Список архива:

- Дневник из 5 заданий,

- Фотоматериалы,

- Видеоматериалы.

Архив нужно выслать до конференции для моего ознакомления с его материалами.

4. Участие в итоговой видеоконференции по практике.

Формат видеоконференции отличается от известного вам формата видеоотчета очным общением, онлайн-представлением отчета о проделанной работе (все 5 заданий) и дискуссией по вопросам к работе. В дискуссии будут принимать участие не только Татьяна Викторовна, но и ваши товарищи, которые должны задать по вашей работе вопросы, на которые вы должны ответить. Видеоконференция будет проходить на платформе https://meet.google.com/. Методику работы на платформе размещу на странице ВКонтакте https://vk.com/public193934360. На этой же странице ВК можно общаться по поводу возникающих по заданию вопросов. На платформе https://meet.google.com/ нужно будет зарегистрироваться. На странице ВК будет дано объявление на конференцию и приглашение на конференцию. Срок проведения конференции – не позднее 6 июля 2020 г. Ее можно провести раньше на несколько дней, по мере того, как абсолютно все студенты будут готовы по своим заданиям.

Примерный ход видеоконференции:

- Собираемся в объявленное время на платформе общения, перекликиваемся.

- Информационный блок от Татьяны Викторовны.

- Согласно списка группы отчитываемся. Листаем дневник, показываем фото и видео. После каждого отчета – вопросы от Татьяны Викторовны и сотоварищей. Продумайте, как вы будете пользоваться рабочим столом во время отчета. Отчет можно весь (включая данные Дневника, фотографии и видеофайлы) поместить в формат Microsoft Power Point. Если вы не приготовите презентацию-отчет, задумайтесь над тем, что вы будете рассказывать в онлайн-режиме общения и как будете листать выполненные задания. Продумайте свой устный текст, включая поясняющие комментарии к заданиям. Его нужно проработать, так как время для общения не должно превышать 5-7 минут. Вас 23 человека, за 1 час будет при таком темпе будет проходить около 8 человек. А это значит, что конференция будет проходить не менее 3 часов.

- Подведение итогов конференции и практики. Ответы на интересующие вопросы.

 

Место выполнения заданий практики выбирается каждым студентом самостоятельно. Природные и дачные условия прохождения практики приветствуются. Творческий подход обязателен. Нам должно быть интересно слушать вас на итоговой конференции. Сделайте увлекательным этот дистанционный формат для себя и сотоварищей.

 

Необходимое техническое оснащение практики – возможность связи через указанные выше платформы для общения.

 

Для выполнения некоторых заданий и поиска литературы вам потребуются методичка «Методические материалы к учебно-полевой практике по зоологии позвоночных / Для студентов педагогического отделения биологического факультета / Т.В. Перевозникова, Г.В. Шляхтин, Е. Ю. Мосолова, Э. И. Кайбелева. – Электронный ресурс. – Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2015. - 164 с.

Вот ссылка на нее:

https://docplayer.ru/31503939-Metodicheskie-materialy-k-uchebno-polevoy-praktike-po-zoologii-pozvonochnyh.html

На странице ВК прикреплю ее и другую литературу чуть позже, следите за обновлениями.

При выполнении всех заданий практики важно помнить о правилах безопасного поведения  и режиме самоизоляции.

 С уважением, доцент кафедры морфологии и экологии животных, Татьяна Викторовна Перевозникова.

 

Удачи!


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: