Мая 2020 г. (пятница)

Мая 2020 г. (пятница)    

Дисциплина: Химия

Группа: № 74

Урок № 38

Литература: Рудзитис Г. Е. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

Видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=05vTyjaed9w

Тема: Водородный показатель – рН.

Цель: сформировать понятие о pH, ионном произведении воды, константе её диссоциации.

Водородный показательрН – это мера активности (в случае разбавленных растворов отражает концентрацию) ионов водорода в растворе, количественно выражающая его кислотность, вычисляется как отрицательный (взятый с обратным знаком) десятичный логарифм активности водородных ионов, выраженной в молях на литр.

В очень разбавленных растворах водородный показатель эквивалентен концентрации ионов водорода. Равен по модулю и противоположен по знаку десятичному логарифму активности водородных ионов, выраженной в молях на один литр:

pH = -lg[H+]

При стандартних условиях значение pH лежит в приделах от 0 до 14. В чистой воде, при нейтральном pH, концентрация H+ равна концентрации OH- и составляет 1·10-7 моль на литр. Максимально возможное значение pH определяется как сумма pH и pOH и равна 14.

Вопреки распространённому мнению, pH может изменяться не только в интервале от 0 до 14, а может и выходить за эти пределы. Например, при концентрации ионов водорода [H+] = 10−15 моль/л, pH = 15, при концентрации ионов гидроксида [OH-] 10 моль/л pOH = −1.

Методы определения значения pH

Для определения значения pH растворов широко используют несколько методик. Водородный показатель можно приблизительно оценивать с помощью индикаторов, точно измерять pH-метром или определять аналитически путём, проведением кислотно-основного титрования.

Вода – слабый электролит, диссоциирующий на ионы H+ и OH- - анионы.

Этому процессу соответствует константа диссоциации воды:

,

так как диссоциирует ничтожная часть молекул воды, то [H2O] – постоянная величина,

Кд* [H2O] = К H2O = [H+] [OH-] – ионное произведение воды,

К H2O = 1*10-14 (при 25° С)

К H2O – величина постоянная. Зная [H+], можно вычислить [OH-] и наоборот.

При [H+] = [OH-] = 10 -7 моль/л – среда нейтральная

При [H+] > [OH-], [H+ ] > 10-7 моль/л – среда кислая

При [H+] < [OH-], [H+ ] < 10-7 моль/л – среда щелочная

Для характеристики среды растворов используют водородный показатель pH, который определяется как отрицательный десятичный логарифм концентрации ионов водорода [H+]

pH = - lg [H+]

если pH = 7 – среда нейтральная

pH > 7 - среда щелочная

pH < 7 - среда кислотная

Пример. Вычислить рН раствора серной кислоты концентрацией 0,3 % (d = 1,0 г/см3).

Решение. 1. Перейдем к моляльной концентрации серной кислоты. Для этого выделим мысленно 100 г раствора, тогда масса серной кислоты составит 0,3 г, а масса воды – 99,7 г. По уравнению (4.4) вычислим моляльную концентрацию:

2. Согласно уравнению диссоциации H2SO4 ® 2H+ + SO42-, из 1 моль серной кислоты образуется 2 моль H+, следовательно,

3. По уравнению (4.13) вычислим рН = –lg[H+] = –lg0,062 = = 1,21.

Пример. Определить рН, если раствор одноосновной кислоты с рН = 5,5 разбавлен в 100 раз.

Решение. По уравнению (4.14) найдем концентрацию ионов водорода в конечном растворе

и вычислим

рН2 = –lg[H+]2 = –lg1,15×10-7 = 6,9.

 

Домашнее задание (решите задачу):

Определить значение рН при смешении 10 л раствора с рН1 = 2 и 17 л раствора с рН2 = 4.

Ответьте на вопросы:

1.Как определяют водородный показатель?

2.Как выражают водородный показатель в формулах?

3.Каковы методы определения pH?

Внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов:

Подготовить сообщение по теме «Электролитическая диссоциация».

 

 

мая 2020 г. (пятница)    

Дисциплина: Химия

Группа: № 74

Урок № 39

Литература: Рудзитис Г. Е. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.

Видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=0RCFox-oR_o

Тема: Реакции  ионного обмена.

Цель урока: Сформировать у обучающихся умение составлять ионные уравнения химических реакций.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление о реакцияхобмена с точки зрения электролитической диссоциации;

Воспитательные:

-научить обучающихся составлять полные и сокращённые ионные уравнения.

Развивающие:

- продолжить развивать умение логически правильно высказывать мысли, исследовательские навыки; развивать мышление через анализ, синтез и сравнение.

Реакции обмена протекают между ионами, поэтому называются реакции ионного обмена Выводится определение (слайд 2):

Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях:

· если образуется осадок – нерастворимое вещество после реакции)

· если выделяется газ

· если образуется вода

В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: