Методика сбора и гербаризации растений

Методика проведения морфологического анализа и определения Растений

Ознакомление с видами растений изучаемой местности по иллюстрированным ботаническим атласам и определителям окажет существенную помощь в сборе гербария. Многие растения не находятся в природе исследователем до тех пор, пока он по определителю не познакомится с их главнейшими признаками. Это относится не только к таким семействам, как злаки и осоковые, которые считаются более трудными, но также и к другим, во всяком случае, чтобы найти многие растения, нужно предварительно знать их главнейшие признаки.

Ознакомившись с растением по литературе, можно будет сделать его описание и приложить его к гербарному образцу.

Fam. Ranunculaceae - Сем. Лютиковые

Ranunculus repens L.

Лютик ползучий

с. Завьялово

Опушка смешанного леса

Собрал И. Иванов

Определил И. Иванов

17 июня 2020 г.

Определить растение – это значит установить его принадлежность к таксономическим единицам – отделу, классу, семейству, роду, виду. Для того чтобы определить растение, сначала необходимо провести его морфологический анализ, т.е. ознакомиться со строением вегетативных и генеративных органов растения.

 

Схема морфологического анализа

1. Растение______________________________________________________

(деревянистое: дерево, кустарник, полукустарник, кустарничек, или травянистое:

однолетнее, двулетнее, многолетнее; однодомное или двудомное)

2. Корневая система___________________________________________

(формы: стержневая, мочковатая, смешанная; по происхождению: система главного

корня, система придаточных корней, смешанная корневая система)

3. Видоизменения корня ________________________________________

(корнеплоды, корневые шишки, втягивающие корни, наличие клубеньков и микоризы)

4. Побег______________________________________________________

 (надземный, подземный)

5. Метаморфозы побега ________________________________________

(корневища, луковицы, клубни, клубнелуковицы, усы, плети, столоны)

6. Стебель:

а) форма роста_______________________________________________

(прямостоячий, ползучий, приподнимающийся, или восходящий, вьющийся,

лежачий, лазающий, цепляющийся)

б) в поперечном сечении_______________________________

(округлый, сплюснутый, трехгранный, четырехгранный, многогранный, ребристый,

бороздчатый)

в) наличие паренхимы в сердцевине _________________________________

(выполненный, полый; стрелка, ствол, соломина; олиственный, безлистный)

г) наличие опушения ________________________________________________

(голый, опушенный, характер опушения)

7. Листорасположение_________________________________________________

(очередное, супротивное, мутовчатое, прикорневая розетка)

8. Лист

а) степень сложности листа ____________________________________

(простой, сложный)

б) характер прикрепления листьев к стеблю_______________________

(сидячие, черешковые)

в) наличие прилистников ______________________________________

г) форма листовой пластинки простого листа _____________________

(яйцевидная, широкояйцевидная, обратнояйцевидная, обратноширокояйцевидная,

обратноузкояйцевидная, узкояйцевидная, округлая, овальная, сердцевидная,

треугольная, ромбическая, многоугольная, почковидная, лопатчатая, стреловидная,

копьевидная, эллиптическая, линейная, ланцетная, обратноланцетная,

продолговатая)

д) лист простой с расчлененной выемками листовой

пластиной____________________________________________________

(тройчато-, перисто-, пальчатолопастный; тройчато-, перисто-,

пальчатораздельный; тройчато-, перисто-, пальчато-,

многократноперисторассеченный)

е) полное определение сложного листа___________________________

(тройчатый, пальчатосложный, непарноперистосложный, парноперистосложный,

двояко-, троякоперистосложный)

ж) листочки, их число и форма__________________________________

з) край листовой пластинки_____________________________________

(цельнокрайный, зубчатый, пильчатый, городчатый, выемчатый, двоякозубчатый,

двоякопильчатый, неравнозубчатый, неравнопильчатый)

и) жилкование ______________________________________________

(простое, дихотомическое, параллельное, дуговое, сетчатое, перистое, пальчатое)

к) наличие опушения __________________________________________

(голый, опушенный; характер опушения)

л) наличие метаморфозов ______________________________________

(колючка, усик, и др.)

9. Расположение цветков на растении_____________________________

(одиночное, в соцветиях)

10.Тип соцветия_______________________________________________

(МОНОПОДИАЛЬНОЕ: кисть, корзинка, головка, зонтик, щиток, простой колос,

сережка, початок, сложный колос, сложный зонтик, метелка; СИМПОДИАЛЬНОЕ: монохазий – завиток, извилина, дихазий, плейохазий или цветки собраны в соцветие нескольких порядков)

11. Околоцветник по форме_____________________________________

(простой, двойной; полисимметрический, или актиноморфный;

моносимметрический, или зигоморфный; асимметрический)

12. Простой околоцветник по составу_____________________________

(чашечковидный, венчиковидный; число листочков околоцветника – 2, 3, 4, 5...; их

окраска; листочки свободные, сросшиеся)

13. Двойной околоцветник по составу_____________________________

(чашечка свободная, сросшаяся; число чашелистиков; их окраска; венчик

свободный, сросшийся; число лепестков; их окраска)

14. Андроцей__________________________________________________

(многобратственный, двубратственный, однобратственный; число тычинок)

15. Гинецей ___________________________________________________

(АПОКАРПНЫЙ: число пестиков – 1, 2, 3, 4, 5…; МОНОКАРПНЫЙ,

ЦЕНОКАРПНЫЙ: синкарпный, паракарпный, лизикарпный; число плодолистиков)

а) пестик_____________________________________________________

(число столбиков; столбика нет, рыльце сидячее; рыльце простое, лопастное,

головчатое, нитевидное, перистое)

б) завязь______________________________________________________

(верхняя, нижняя, полунижняя)

16. Формула цветка____________________________________________

17. Плод____________________________________________________

(ПРОСТОЙ: СУХОЙ: многосемянный, коробочковидный (листовка, боб, стручок,

стручочек, коробочка); односемянной, ореховидный (орех, желудь, орешек, семянка, крылатка, зерновка); СОЧНЫЙ: многосемянный, ягодовидный ( ягода, тыквина,

яблоко, померанец); односемянной, костянковидный (костянка); СЛОЖНЫЙ, ИЛИ

СБОРНЫЙ (сборный орешек, сборная костянка, сборная семянка, сборная листовка); СОПЛОДИЕ)

18. Семя _____________________________________________________

(величина; форма; окраска)

Методика определения растений. Прежде чем приступить к определению растения, нужно ознакомиться с правилами пользования определителем. Определение растений ведется последовательно по ступеням.

Каждая ступень состоит из утверждения (тезы), обозначаемого цифрой, и отрицания (антитезы), которое обозначается знаком +. Сначала определяют более крупные таксономические единицы – семейство, род, в последнюю очередь – вид._

 

Методика сбора и гербаризации растений

Растения для гербария отбираются в сухую погоду в период цветения, не пораженные болезнями и вредителями. Каждое растение помещается в газетную «рубашку» («Рубашка» - двойной лист газеты в развернутом виде). Растения должны быть средних размеров. Мелкие растения берутся в нескольких экземплярах, крупные складываются.

После возвращения с экскурсии (в тот же день) каждое растение в «рубашке», снабженное полевой этикеткой, нужно расправить так, чтобы оно стало как можно более плоским, при этом его части не должны быть свёрнуты и не должны перекрывать друг друга (чтобы не слиплись при высыхании). Цветок необходимо раскрыть и расправить таким образом, чтобы лепестки не налегали друг на друга и по возможности не закрывали репродуктивные органы (тычинки, пестики). «Рубашки» с растениями перекладываются промокашками («промокашка» - один лист газеты). Промокашки меняются ежедневно, при этом растения оставляют в своих «рубашках». Собранный гербарный материал укладывается в пресс (в домашних условиях можно взять два листа фанеры размером с газетный лист), который, заложенный растениями, плотно перевязывается шпагатом и ставится вертикально в проветриваемом помещении. Если нет возможности найти листы фанеры, можно «рубашки» с растениями уложить под тяжелый груз (например - книги). Монтировать гербарий можно только из хорошо высушенных растений.

Оформление гербария

Растения монтируют на гербарный лист из плотной бумаги (картон) формата А4. На одном листе помещают только один вид растения. Мелкие растения можно размещать по 2–3 экземпляра. Мужской и женский экземпляры двудомных растений монтируют на одном и том же листе.

Растение располагают по середине листа, оставляя свободным нижний правый угол для этикетки.

Виды, определение которых затруднительно без плодов (Крестоцветные, Бобовые, Зонтичные, Сложноцветные), должны быть представлены с цветками и плодами.

Растение к листу пришивается нитками или приклеивается тонкой липкой лентой. Не следует приклеивать клеем.

Этикетка заполняется четким красивым почерком (или компьютерным шрифтом) и прикрепляется в нижнем правом углу листа, ее размер примерно 12х8 см (рисунок 1).

ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА Сем. _________________________________ ______________________________________ (русское и латинское название) Вид ___________________________________ ________________________________________ (русское и латинское название) Место сбора:___________________________ ________________________________________ Собрал и определил:____________________ Дата сбора:_____________  

12 см

8 см

Рисунок 1 – Образец гербарной этикетки

Гербарная этикетка является научным документом. Без этикетки гербарный образец растения не имеет ни учебного, ни научного значения!

Требования к зачету

 

По окончании практики студент должен представить руководителю отчёт (в тетради), подготовленный в соответствии с заданиями по изучаемым темам:

День – Вводный.

Задание: изложить в отчете конспект методики проведения морфологического анализа и определения растений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: