ФГТ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
1. Брагин Данил
2. Валов Владимир
3. Овешников Александр
4. Мамаева Варвара
5. Соколов Роман
6. Смирнов Владислав
7. Храповицкий Юрий
8. Шишкин Кирилл
Д /З по музыкальной литературе:
1. Посмотреть видеофильм «М. И. Глинка» (повторение)
2. Повторить музыкальные фрагменты из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», приготовиться к викторине (на следующем уроке):
1.Интродукция
хор «Родина моя»
2.Трио «Не томи, родимый», 1д.
3.Полонез, 2д.
4. Краковяк, 2д.
5. Песня Вани,3д.
6. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки», 3д.
7. Ария Сусанина «Чуют правду»,4д.
8. Хор «Славься», эпилог
3. Читаем текст, проигрываем темы, отвечаем письменно на вопросы:
А) На стихи каких поэтов писал романсы М. И.Глинка?
Б) Какие романсы М. И.Глинки вам известны?
(выписать в тетрадь!)
РОМАНСЫ И ПЕСНИ М. И. ГЛИНКИ
Романсы и песни Глинки — гордость русской классики.
Композитор писал их на протяжении всей жизни. Лирические
|
|
романсы Глинки — это своего рода исповедь его души.
В некоторых из них запечатлены картины русской природы и быта.
В романсах Глинка обобщил и развил все лучшее, что было создано
его предшественниками и современниками — авторами бытового романса.
Сам он был замечательным мастером вокального
исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса.
Неудивительно, что жанр романса он сумел довести до высокого мастерства.
Все пленяет в романсах Глинки: искренность и простота,
скромность и сдержанность в выражении чувств и настроений,
классическая стройность и строгость формы, красота мелодии,
всегда песенной, выразительной, правдиво передающей
содержание текста, и ясная красочная гармония.
Среди романсов и песен Глинки можно встретить самые
разнообразные жанры: от ’’русской песни”, чувствительного
бытового романса (’’Бедный певец”) до драматической баллады,
песенного повествования (’’Ночной смотр”), от жизнерадостной
застольной и ’’дорожной” песни до лирической ’’песни на
воде” — баркаролы. Неповторимо своеобразны его песни-танцы в
ритме вальса, мазурки, полонеза, испанского болеро, наконец
марша (’’Прости, корабль взмахнул крылом”). Характерную
особенность романсов Глинки составляет также гармоничное
сочетание вокальной и фортепианной партий.
Глинка является основоположником русской школы вокального пения,
его романсы — неиссякаемый родник красоты и совершенства,
из которого черпали все последующие русские композиторы.
Глинка сочинял романсы на стихи современных ему
|
|
поэтов — Баратынского, Жуковского, Дельвига, Пушкина.
Многие из его романсов написаны на слова близких друзей, например
Н. Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил
вокальный цикл ’’Прощание с Петербургом”. Среди романсов
цикла — ’’Жаворонок” и ’’Попутная песня”.
’’Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко
льющейся и плавной мелодией, естественной и простой,
окрашенной светлой печалью.
В фортепианной партии выразительно воссоздается
равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со
стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением
певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.
’’Попутная песня” — образец светлой, жизнерадостной лирики.
В ней все — движение и порыв, буйное и горячее ожидание
встречи, нетерпение, взволнованное биение сердца. И в песне все
подчинено этому настроению.
Фортепианная партия с упругим и четким ритмом как бы
передает быстрое движение поезда, стук колес и мелькание за
окном меняющихся картин. Характерен энергичный и полнозвуч
ный аккорд в начале каждой строфы — от него отталкивается и
неудержимо несется вперед мелодия. А далее она сменяется ши
роким и плавным напевом.
”Я помню чудное мгновенье”.
В вокальной лирике Глинки важное место занимают романсы
на слова Пушкина. Среди них ”Я помню чудное мгновенье” —
жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино
слились гении поэта и композитора.
Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихо
творения, в котором отражены три важных момента душевной
жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и
радость вновь наступившего свидания. Мелодия романса
впечатляет своей плавностью и нежной грацией.
Ярким контрастом звучит тревожная средняя часть (”В глуши,
во мраке заточенья”). Здесь музыка становится речитативно
декламационной и суровой. В третьей части возвращается преж
няя светлая мелодия, но она становится радостно-возбужденной,
а сопровождение — подвижным и трепетным.
Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки,
поэтому мастерство композитора в нем так совершенно.
Никогда еще и никем до Пушкина и Глинки не была поднята на такую
высоту красота человеческого чувства.