Расторгуева В.С. «Герой нашего времени» в современной прозе

Понятие о герое времени в литературе

Гамлет - не принадлежит русской литературе. Как его логично вставить?

 Русская классическая литература 19 века – это литература поиска. Русские писатели стремились ответить на вечные вопросы бытия: о смысле жизни, о счастье, о Родине, о природе человека, о законах жизни и Вселенной, о Боге. Их волновало и то, что происходило в России, куда двигалось ее развитие, какое будущее ее ожидало. 

В связи с этим русских писателей неизбежно волновал вопрос о «герое времени» - человеке, с которым связывались все надежды и чаяния русской интеллигенции. Этот собирательный образ был как бы лицом поколения, его типичным выразителем.

Герои свой эпохи обладали схожими чертами. Они были благородного происхождения, обладали острым умом, умели глубоко мыслить, в их поведении прочитывался эгоизм, а характер был сложным и противоречивым, так же они не особо дорожили жизнью, они разочарованы в людях и хотят изменить их. Вставка о Печорине!

Для общества в 80-90 годы представление о “герое своего времени” начало меняться. Героем был уже не человек благородного происхождения и обладающим хорошим образованием, а бунтарь, идущий против системы. Он не является идеальным человеком, зачастую обладает вредными привычками и не поднимает тему любви, как это было в 19 веке.

В 80-е годы героями для молодого поколения стали музыканты, они были примером для подражания и прототипом поведения. В этот период началась “золотая эпоха” русского рока. Это началось благодаря смягчению цензуры. Появляются и приобретают всесоюзную известность группы “Кино”, “Ария”, “ДДТ”, “Алиса” и др.

 Но в 90-х "золотой век” русского рока оканчивается, распадаются многие известные группы и начинается популярность поп-музыки. Но рок не уходит в прошлое, появляются рок-группы нового поколения и новые поджанры.

Одной из групп нового поколения стала “Король и шут”, лидером которой был поэт, музыкант и актёр Михаил Горшенёв.

 

Расторгуева В.С. «Герой нашего времени» в современной прозе

Статья посвящена проблемам современной литературы, в частности обращению писателей конца XX - нач. XXI века к героям классики. Отмечая интертекстуальность произведений, автор анализирует образы «героев времени» в современной литературе (на материале романов «Андеграунд, или герой нашего времени» В. Маканина, «Generation „П» В. Пелевина и «Духless: повесть о ненастоящем человеке» С. Минаева и делает вывод о динамике образа героя: от ищущего себя «внутреннего эмигранта» у старшего поколения литераторов до появления молодого «героя времени», для которого цинизм и отсутствие жалости превращается в норму жизни.

 

Мария Руденко, к. ф.н., преподаватель кафедры истории новейшей русской литературы филологического факультета МГУ о герое времени:

 

Дело в том, что в XXI веке русской литературы не существует: идейный комплекс, который обеспечивал существование и функционирование русской литературы погиб вместе с Российской империей. <...>В XX веке все как-то держалось до 80-х годов, очень хрупко, но держалось, а после 80-х социальные и культурные обстоятельства изменились настолько, что русской литературы нет. Поэтому сложно говорить о героях (а Чацкий и Печорин – это герои имперского типа), на мой взгляд это персонажи, выражающие мнение, дух какой-то большой страны.

Сейчас подобных героев, которые выразили бы дух большой страны, не существует потому, что не существует страны. На мой взгляд, таких героев (как Чацкий, Печорин) нет, но можно говорить о выразителях точки зрения групп. Каждая группа избирает своего героя. Литература сейчас вне интересов этой страны, которая не является государством, на мой взгляд. Это некое «случайное семейство». Поэтому сейчас говорить о литературном герое «вообще» не представляется возможным потому, что литература никому не нужна.

Если говорить о герое, то самым ярким представителем будет рок-поэзия, лирический герой рок-поэзии, я думаю, что это лирический герой Дианы Арбениной и Сукачева. Кто-то скажет, что это герой «Ленинграда», но мне бы не хотелось в это верить. <...>

Вот вам характеристика героя: сильного, умного, но совершенно не востребованного. Герой, который понимает: чем он сильнее, умнее, укорененнее в традиционной русской культуре, тем менее у него права на жизнь. То есть человек обречённый: при всем своем уме, яркости, таланте. <...>

Но это все касается литературы, какой сейчас очень мало, можно говорить еще и о беллетристике – там, конечно, герой другой. Он будет позитивным, духоподъемным.

Если говорить о постмодерне, нужно упомянуть, что это направление в принципе лишено таких понятий, как герой\негерой. Там действуют другие законы, которые не предполагают такого разговора. Эстетические принципиально не отличается от антиэстетического, добро не отличается от зла, духовное – от телесного. А герой, на мой взгляд, это человек, который очень точно задает ориентиры. Хорошие они или плохие – это другой вопрос. Печорин тоже не очень нравственен, но мы можем судить об их качествах, исходя из общих представлений некой культурной целостности: представлений об уме, о нравственности… А литература постмодерна нацелена на игру, на цитатность, пытается описать мир, лишенный каких-либо координат или ориентиров.

  

 

"Король и шут". История успеха

“Король и Шут” ("КиШ") - российская хоррор-пан группа из Санкт- Петербурга. Группа была образована в Ленинграде в 1988 году. Выделяется своим необычным для классического панк-рока стилем. Песни группы представляют собой небольшие законченные истории, часто в фэнтезийном, мистическом, а также историческом ключе.

 Основателями стали три одноклассника: Михаил Горшенёв, Александр Щиголев и Александр Балунов. Первоначальным названием коллектива было «Контора». Когда Горшенёв учился в Ленинграде, он познакомился с Андреем Князевым, и пригласил его в группу. В процессе развития было предложено несколько разных вариантов названий группы, в итоге было выбрано название «Король и Шут». Андрей Князев был автором большинства песен. Именно он придавал им необычный, сказочный характер. Пополнение в группе произошло в 1995 году, когда в состав вошел гитарист Яков Цвиркунов. Первые песни сложно было назвать панк-роком, они скорее были фолк-роковыми, но это продолжалось лишь до выхода первого альбома «Камнем по голове». Он был в стиле панк-рока и обрёл огромную популярность.

 Популярной группа стала с выходом первого альбома «Камнем по голове», который выпустили в 1996 году. В 1997 году вышел следующий альбом под названием «Король и Шут». В это время группа начала участвовать в различных мероприятиях, активно работать с другими коллективами, что только положительно влияло на её развитие. Также обрел неплохую популярность и «Акустический альбом». После выхода «Акустического альбома» в состав группы вошла скрипачка Мария Нефёдова. Это произвело изменение в стилистике — музыка стала больше похожа на фолк-рок. Такое изменение принесло группе «Король и Шут» известность по всей России и не только. Позже вышел первый профессиональный клип группы, снятый по песне «Ели мясо мужики». 2000 год – выходит новый альбом группы «Герои и Злодеи». Песня «Помнят с горечью древляне» сразу понравилась фанатам и попала в хит-парады. С новым альбомом группа «Король и Шут» выступает в Украине и России.

 В 2001 году группе «Король и Шут» исполнилось десять лет. В честь этого был выпущен сборник лучших песен под названием «Собрание». Опять был проведен масштабный тур по Белоруссии, Сибири и России. После этого группа будет присутствовать во всех крупных рок-фестивалях России. В 2002 году произошло ещё одно немаловажное событие – был выпущен один из самых успешных альбомов под названием «Как в старой сказке». Уже в это время группа была очень популярной и её знал почти каждый подросток. После выхода альбома «Жаль, нет ружья» КиШи заметно приблизились к панк-культуре. В 2003 году группа проехала с туром по Америке, России и Финляндии. Затем на DVD был издан один из концертов группы, проведенный 18 декабря 2003 года. Успех группы в хит-парадах снова повторился — песни «Мёртвый анархист», «Медведь» и «Проклятый старый дом», возглавили вершину «Чартовой дюжины». В 2002 году «Король и Шут» открывали фестиваль «Нашествие», а затем все последующие годы фестиваль «Пятница, 13-е».

В 2004 году выходит диск под названием «Бунт на корабле». Три песни из диска посвящены теме пиратов. Можно сказать, что кризис в группе начался именно после создания этого альбома. Точнее, во время его создания, так как Михаил Горшенёв хотел записать свои песни для альбома, а Андрей Князев свои. Было решено записать пять песен Князя и девять песен Горшка. Клип «Месть Гарри» показали по телеканалу MTV Россия. Новый альбом заметно отошёл от фолк-рока, и не все фанаты это восприняли. Проблем добавляло и то, что из группы ушла скрипачка Нефёдова, гитарист Леонтьев и басист Балунов. Творчество группы зашло в тупик, а популярность начала снижаться. В 2005 году Михаил Горшенёв и Андрей Князев почти одновременно завершили работу над собственными сольными альбомами, которые принесли немало переживаний поклонникам группы, так как альбомы обоих лидеров группы значительно отличались между собой жанрами, а значит, была и вероятность распада группы. Сольный альбом Михаила Горшенёва «Я алкоголик анархист», полностью был сделан из обработанных песен группы «Бригадный подряд», и относился к панк-року, а точнее к хардкор-панку. А вот сольный проект Андрея Князева «Любовь негодяя» скорее больше относится к фолк-року. В 2006 году состав группы «Король и Шут» изменился: Сергей Захаров стал новым басистом, а Марию Нефёдову (скрипачку) заменил Дмитрий Ришко. Участники посчитали, что второй гитарист в группе будет лишним, и решили отказаться от него. В этом же составе группа выпустила новый альбом под названием «Продавец кошмаров», который и до сих пор остается любимым у широкого круга поклонников. Затем группа выступила на рок-фестивале в США.

 В 2007 году в честь свого 15-летия выступила с гастролями по России. После гастролей группа начала работу над новым альбомом. В группе появляется новый клавишник — Павел Сажинов (бывший звукорежиссёр группы). А новым звукорежиссёром стал Денис Неволин. Также у группы Король и Шут появляется постоянный фотограф — Виктория Виатрис. В августе выходит альбом «Страшные сказки», записанный совместно Горшком и Князем. В него вошло 13 зловещих песен, созданных по мотивам русских народных сказок.

 Девятый студийный альбом под названием «Тень клоуна» выходит 18 ноября 2008. Образ Шута решили сменить на зловещего клоуна и его тень. В этом альбоме была одна особенность: песни из этого альбома назывались тенями, а тексты и стихи- полутенями. Альбом разделили на три части. Первая часть — это полутень клоуна, вторая часть — полутень заговор в суде, а третья часть — полутень зомби. Также был записан один бонусный трек под названием «Суфлёр» Этот трек был положен на музыку от песни «Смешной пистолет».Также Горшок написал песню «13- рана», которая посвящён Нестору Махно и поется на «суржике». Еще задолго до выхода самого альбома в ротации «Нашего радио» появился трек под названием «Дагон», который попал на вершину «Чартовой дюжины».

10 апреля 2009 года Король и Шут записали ещё один концертный DVD диск. Затем группа заявила, что скоро выпустит новый альбом, и почти сразу выпускает сингл под названием «Танец злобного гения». В 2010 году группа Король и Шут выпускает вторую песню своего будущего альбома под названием «Фокусник». В феврале того же года группа отыграла грандиозный концерт в Праге. 11 октября Король и Шут официально представляют свой новый альбом под названием «Театр демона». В запаси этого альбома участвовало много музыкантов из других групп. Можно сказать, что «Театр демона» был чем-то новым для группы, так как он записывался в стиле арт-панк.

21 декабря была закончена работа над клипом «Фокусник», снятым на одноименную композицию, которая вошла в альбом «Театр демона». Местом для работы над клипом стал старинный особняк Брусницыных, в Санкт-Петербурге. Также была специально подобрана антикварная мебель. В этом клипе в качестве фокусника снялся известный актер Гоша Куценко, а участники группы сыграли посетителей, которые смотрят его выступление.

2011 год – лидеры коллектива Михаил Горшенев и Андрей Князев принимают решение самостоятельно реализовывать свои творческие идеи. Князев создал свой сольный проект под названим «КняZz» к составу которого так же примкнул бывший учасник «Короля и Шута» Дмитрий Ришко. Уже в июне Король и Шут явили миру сингл «Человек-Загадка», а затем, в октябре этого же года, вышел и альбом «Письмо из Трансильвании», весьма тепло принятый слушателями. В это же время Горшенев в составе «Короля и Шута» усилено работал над созданием зонг-оперы о Суини Тодде —парикмахере — убийце. 5 декабря 2011 выходит альбом «Праздник крови», который по решению группы выложили на ThankYou.ru. 17 августа 2011 после длительного перерыва в состав группы «Король и Шут» возвратился Александр «Ренегат» Леонтьев (гитара). 16 декабря 2011 Андрей Князев официально заявил о разрыве с группой «Король и Шут» в виду координальных творческих разногласий.

Декабрь 2011 года группа «Король и Шут» дает два больших концерта в Санкт-Петербурге в клубе «Космонавт» и затем в Москве (Arena Moscow). Впервые группа предстала перед публикой в обновлённом составе. 28 апреля 2012 года группа «Король и Шут» организовала большой концерт в Дворце Спорта Лужники. Программа носила юбилейное название «10 лет спустя», музыканты Короля и Шута вместе с поклонниками вспомнили самые первые юбилейные концерты, которые прошли в 2002 году, в рамках 10-летия коллектива.

24 мая 2012 года выходит второй альбом из серии TODD — «Акт 2. На краю». Альбом являлся логическим завершеним первого «Акт 1. Праздник крови», но был выполнен в более лирическом и философском стиле. После выхода альбома группа Король и Шут принимает участие во всех крупных фестивалях, например таких как «Рок над Волгой» и «Нашествие». 10 августа в Зелёном театре проходит уже традиционный опен-эйр в котором впервые не принимал участие ушедший Андрей Князев. 6-го и 7-го ноября 2012 года состоялась долгожданная премьера зонг-оперы TODD. Полный аншлаг в Театре Киноактера и лестные отзывы критиков ещё раз подтвердили, что группа Король и Шут вышла на новый уровень своего развития, а лидер группы воплотил в жизнь свою мечту и вышел на театральне подмостки. 20 декабря в программе «Вечерний Ургант», Михаил Горшенёв (цирюльник Тодд) и Андрей Красноусов (священник) исполнили фрагмент зонг-оперы. На «VI Ежегодной национальной музыкальной премии за достижения в области рок-н-ролла» группа Король и Шут побеждает в двух номинациях «лучшая группа» и «лучший солист». 7 июля группа Король и Шут в очередной раз принимает участие в главном летнем фестивале года «Нашествие».

После «Нашествия-2013», участниками коллектива единогласно было принято решение расстаться с Сергеем Захаровым, ввиду его постоянных проблем с алкоголем. Место Захара на следующем выступлении в Зелёном Театре должен был занять Александр Куликов.

ПОМНИМ. ЛЮБИМ. СКОРБИМ…

«С прискорбием вынуждены сообщить, что Михаил Горшенёв скоропостижно скончался в ночь с 18 на 19 июля в своём доме в Петербурге» — такая запись появилась 19.07.2013 в официальном твиттере группы. Михаил Горшенев скоропостижно скончался на сороковом году жизни в своем доме в Санкт-Петербурге. Официальная причина смерти - сердечная недостаточность. 20 июля должен был состоятся большой концерт в Зеленом театре Парка Горького, но после смерти лидера группы концерт отменили. Не смотря на отмену выступления сотни поклонников пришли в Парк Горького где хором пели песни любимой группы.

22 июля с 12.00 до 15.00 в Санкт-Петербурге в спорткомплексе «Юбилейный» прошла гражданская панихида по Михаилу Горшенёву, после чего тело музыканта было кремировано.

01.08.2013 прах Михаила был предан земле на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

14.08.2013 музыканты группы сообщили о том, что "Король и Шут" прекращает свое существование, так как будущее коллектива невозможно представить без Михаила Горшенева. В дальнейшем бывшие музыканты Короля и Шута приняли решение выступать под названием «Северный флот». Вот так неожиданно и трагически закончилась история легендарной российской панк-группы Король и Шут (КиШ).

Почему это герой времени? Какая связь с историей группы? - нужно подчеркнуть, выделить главное. Историяв уелом требует сокращения.

 

                     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: