Жилище. Быт русского крестьянина и горожанина на протяжении столетий менялся медленно и мало. Со времен Киевской Руси складывался из землянки и полуземлянки русский традиционный дом: на севере — изба, на юге — хата. Крыша у избы двускатная, у хаты — четырехскатная. В средневековье крыша избы была гораздо более высокой, чем в современном традиционном жилище. С крутых скатов хорошо спадал снег, не залеживался на крыше и не портил ее. И, самое главное, высокая крыша нужна была для того, чтобы дым от топившейся по-черному печи собирался наверху и выходил через особые небольшие окошки. Избы ставились узкой стороной на улицу, хаты — широкой, боковой. Для постройки избы употреблялся особый строевой лес, чтобы дом был теплым. На изготовление хаты шли более легкие и дешевые материалы, доступные для крестьянина, особенно в не слишком лесистых местах, где «строевого леса» не было. Хата делалась нередко из столбов, между которыми укладывались бревна, жерди или даже камыш. Вся постройка обмазывалась глиной. И хата, и изба в Орловском крае в отличие от северных построек ставились без подклета — особого полу подземного помещения. Дом на подклете лучше, чем просто наземный, защищен от высокого снега и весеннего разлива воды. Крышу обычно покрывали соломой. Окна в домах были очень маленькими. Это были небольшие отверстия, закрывавшиеся деревянной задвижкой.
|
|
Строительство дома сопровождали различные обряды. Сперва гадали, где лучше поставить дом. Нельзя было, например, строить дом там, где раньше проходила дорога: это место, где водится нечистая сила. Закладка дома сопровождалась принесением в жертву домовому курицы. Для переезда в дом выбирался особый день перед полнолунием, чтобы в доме всего было полно. В новый дом перебирались с огнем из старого очага, с хлебом, с тестом в квашне. Эти магические обряды должны были повлиять на богатство и благополучие в новом доме.
К дому примыкали хозяйственные постройки: сараи и клети, где хранились разнообразные хозяйственные вещи и запасы, жил скот. Сараи и заборы делались из плетня. Двор крестьянина устраивался так, чтобы изба или хата стояла внутри него, а на улицу были выдвинуты сараи и глухие стены.
Внутри жилище представляло собой однокомнатную постройку. Потолком служила крыша (особого потолка, как в современных домах, не было), пол был хорошо утрамбованный земляной. Разделения на отдельные комнаты не было. Главнейшим местом в жилище, центром дома была огромная печь — источник тепла, место приготовления пищи. Возле нее спала вся семья. Печь заменяла собою баню. Поскольку она топилась по-черному, то стены дома были покрыты многолетним слоем копоти и сажи. В холодное время года в избе держали молодую скотину — телят, ягнят, поросят и домашнюю птицу.
|
|
В доме царил полумрак из-за очень маленьких окон. Освещалось помещение лучиной. Вдоль стен тянулись лавки. На них сидели, а порой спали. Рядом с ними стоял стол. Одной стороной стол упирался в «красный угол», где висели иконы. Во время застолья почетное место за столом в "красном углу» занимал глава семьи — отец или старший брат. Мужчины ели ложками из одной миски, а женщины подавали пищу. Вилок не было. Посуда была деревянной и глиняной. Обычной пищей были похлебки и каши.
Для жителя средневековой России дом был особым местом. Здесь проходила почти вся его жизнь — от рождения до смерти. Здесь была его главная защита. Поэтому с домом были связаны различные поверья и обряды. Охраной дома был домовой, а двора — дворовой. И тому и другому порой нужно было делать подарки, чтобы не рассердились на хозяев.
В XVI—XVII вв. жилище крестьянина с его топившейся по-черному печью не отличалось от жилища служилого человека. Только у помещика дом был несколько больше, чем у его крестьян.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- Опишите крестьянское жилище
- Какие традиции при постройке современных домов дошли до наших дней?
- Как вы думаете, какой была повседневная пища крестьянина?