Этапы развития современных PR

Предыстория

 

Еще в древних цивилизациях и средневековье закладывались предпосылки для будущей деятельности, которую в современном мире называют «PR».


Многие мыслители прошлого, в особенности Греции и Римской империи, писали о том, что необходимо с вниманием относится к желаниям публике, это свидетельствует о большом значении, которое они придавали общественному мнению. «Глас народа — божий глас»
Можно говорить о том, что история PR непрерывно связана с возникновением религии. Проповедники разных религий использовали большой выбор навыков для убеждения публики: общественные выступления, лекции, писания (Библия, Коран).


Технологиями для влияния с древних времен являлась риторика, лозунги, символика и многое другое. Инструментарий воздействия на общественное мнение широко применялся при подготовке к войнам, лоббировании политических кругов, распространении религиозных верований, продвижении товаров на рынок, сборе средств, популяризации идей и личностей.

 

 

Основы профессии PR зарождаются в колониальной Америке. По словам С. Липсета, «сердцевиной американской революции в ее человеческом измерении явилась апелляция к общественному мнению и влияние на него, целенаправленное использование каналов коммуникации и стремление привлечь на свою сторону каждого индивида». В ходе революции была продемонстрирована эффективность целого ряда приемов и методов PR:


1) первый в истории политического PR пример организации псевдособытия для его последующего широкого освещения в СМИ — «Бостонское чаепитие». В 1773 г. переодетые индейцами жители Бостона совершили налет на три британских судна и выбросили за борт 342 ящика чая в знак протеста против беспошлинного ввоза английского чая в Северную Америку. Правительство Великобритании постановило закрыть порт Бостона до полного возмещения ущерба и направило в Новую Англию военные корабли. Эти меры послужили сигналом к всеобщему сопротивлению североамериканских колоний;


2) использование символики, оказывающей эмоциональное воздействие (например, «Древо свободы»);


3) лозунги, преподносящие сложные проблемы в виде простых, легко запоминающихся стереотипов (к примеру, лозунг «Свобода или смерть»);


4) непрерывное использование всех возможных каналов воздействия на общественное мнение и др.

Немного скажем об отце public relations. Основателем современного «пиара» считают американского журналиста Айви Ледбеттера Ли. Айви Ли родился в семье священника, в штате Джорджия 16 июля 1866 г. Учился он в школе Эмори, позже закончил Пристонский университет. Свою карьеру он начинал как газетный репортер. В конце 1904 года вместе со своим другом и компаньоном Джорджем Паркером создали первую в США компанию по связям с общественностью «Паркер и Ли».

 

В 1906 г., после аварии и последующей забастовки на Пенсильванской железной дороге, Айви Ли был нанят этой компанией для урегулирования кризисной ситуации. В это время он опубликовал то, что считается первым «Пресс-релизом компании», в котором призывал открыто предоставлять информацию журналистам, прежде чем те получат ее из посторонних источников.

В 1906 он опубликовал Декларацию о принципах PR, своего рода первый моральный кодекс профессии. Основной задачей PR-специалистов А.Ли назвал «побуждать людей верить в то, что правления корпораций преследуют искреннюю цель заручиться их доверием». Если ранее пиаром занимались сотрудники фирм-производителей, то теперь появляются специальные PR-фирмы, выполняющие заказы различных коммерческих и некоммерческих организации.
С 1914 года стал пресс-секретарем и помощником семейства Рокфеллеров по связям с общественностью.

 









Этапы развития современных PR

 

Р. Смит в своей книге «История связей с общественностью» выделяет четыре этапа развития пиара:

1. «Эра манипулирования» (ХIX в.)
Цель: пропаганда.
Характер коммуникаций: односторонняя.
Где практикуется в настоящее время: маркетинг, спорт, развлекательные мероприятия.


Впервые официально само выражение «связи с общественностью» («public relations») употребил президент США Т. Джефферсон, когда в 1807 г. в черновике «Седьмого обращения к Конгрессу» вписал его вместо вычеркнутого «состояния мысли».

Уже в 30-е гг. XIX в. понятие «public relations» вошло в употребление как «relations for the general good» («отношения ради всеобщего блага»). Широкое распространение прессы вызвало появление пресс-агентов, которые по сути являются предшественниками будущих PR-менов.

 

2. «Эра информирования» (начало ХХ в).
Цель: распространение информации и правдивость.


Характер коммуникаций: односторонняя.
Где практикуется в настоящее время: правительство, некоммерческие организации, бизнес.


Главной фигурой этого периода стал PR-практик А. Ли (позже его назовут «отцом» Public Relations). В 1906 г. Ли опубликовал «Декларацию о принципах», своего рода первый моральный кодекс профессии.

В качестве основной задачи PR-специалистов Ли сформулировал следующую — «побуждать людей верить в то, что правления корпораций преследуют искреннюю цель заручиться их доверием».

 

3. «Эра убеждения» (середина ХХ в.)
Цель: влияние на общественное мнение и поведение.


Характер коммуникаций: двусторонняя.
Где практикуется в настоящее время: конкурентно-ориентированный бизнес.


Самой известной фигурой этого периода стал Э. Бернайз — первый теоретик в области PR. Наблюдается активное становление PR как профессии и научной дисциплины. Происходит консолидация PR-сообщества, создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью (1948 г. — Институт PR в Великобритании, Ассоциация PR в США; 1955 г. — Международная PR-ассоциация); разрабатываются кодексы профессионального поведения.

 

4. «Эра взаимовлияния» (конец ХХ в.)
Цель: взаимопонимание и разрешение конфликтов.


Характер коммуникаций: двусторонняя.
Где практикуется в настоящее время: регулируемый бизнес, правительство, некоммерческие организации.


В постиндустриальном информационном обществе происходит ускоренный рост высоких технологий и увеличение числа коммуникационных каналов. Возрастает спрос на PR-технологии в бизнесе, политике и социальной сфере. Связи с общественностью распространяются вширь и вглубь, становятся полноправным, необходимым, конкурентоспособным направлением международного бизнеса. Интернет открывает новые возможности для развития PR.

 

















PR в XXI веке

 

Выделим факторы, которые будут влиять на PR-индустрию в глобальном масштабе:


1) изменение не только структуры, но и природы коммуникационного процесса, вызванное развитием Интернета;


2) глобализация информационных потоков: очевидно, что национальный PR возможен и необходим только как часть международного;


3) диверсификация и усложнение коммуникационных цепей: правильнее говорить сегодня не столько о Public Relations, сколько о коммуникационном бизнесе в широком смысле слова.


PR в России в последние годы развивается очень быстрыми темпами.

Согласно опросу исследовательской группы РОМИР, сегодня каждый пятый российский гражданин имеет представление о том, что такое PR. Число вузов, открывающих в своих стенах PR-специальности, неуклонно растет, что свидетельствует о престижности PR как профессии и востребованности данных специалистов на рынке труда. Однако после ряда избирательных кампаний в обществе сложился весьма негативный «миф» о PR. Хотя то, что у нас бездумно окрестили «черным PR», в сущности, PR не является.


Следует обратить внимание на то, что в публикациях по проблемам Public Relations нередко встречается вульгарно-управленческий подход к PR лишь как к технологии влияния на общественное мнение. Этот подход напоминает пресс-посредническую и информационную модели public relations, имевшие распространение на начальных этапах становления института PR в XIX — начале XX в.


До сих пор в России четко не сформирована потребность в связях с общественностью. Апелляция к населению служит только фоном для борьбы в высших эшелонах власти, которые в принципе независимы от общественного мнения. Общественность не структурирована социально и экономически, находится в инертном состоянии, отсутствует давление общества снизу. На Западе эта проблема решается построением сложной структуры, которая учитывает право клиента на разнообразное поведение. У нас было создано право на автономное поведение, но не сформированы методы социального управления.


Для России завершение позднеиндустриальной стадии модернизации и переход к постиндустриальному информационному обществу являются условием ее выживания в современном мире как самостоятельного государства. Будущее PR-профессии зависит от того, какой рынок и какого типа демократия сформируются в России. Этим определится и степень независимости общественного мнения, равно как и специалистов, работающих с ним. http://ok-x.ru/piar/xistory.php

 

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: