От словосочетания к предложению, от предложения к тексту

 В русском языке осмысливаются не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся (число и падеж — у существительных; число, род, падеж — у прилагательных; число, род, вид, время — у глаголов), союзы и предлоги, входящие с состав предложений, а так же знаки препинания Для ребенка, который осваивает чтение словосочетаний, предложений, текстов, — это новый и достаточно сложный этап обучения. Главная задача этого этапа — дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное. Начинать этот этап работы можно, когда ребенок научится осмысленно читать отдельные слова. В азбуках и букварях, к сожалению, этап работы над словосочетанием почти не представлен. Хотя именно в словосочетании ребенку проще научиться понимать смысловое значение форм слов, значение предлогов. На этапе чтения словосочетания можно использовать следующие упражнения.

Составь словосочетание

Напишите на карточках слова, в разных грамматических формах, предложите ребенку подобрать подходящие слова и составить словосочетания (соединить стрелочками или положить их рядом, если слова написаны на разрезных карточках). Например:

НОВАЯ                   НОВЫЙ                  НОВОЕ                  НОВЫЕ ПЛАТЬЕ                  ГОД                        ИГРУШКИ             КВАРТИРА ПРИШЛА               ПРИШЕЛ               ПРИШЛИ              ПРИШЛО ВРЕМЯ                   ДЕТИ                      СЫН                       ДОЧКА Помните о «лишнем» варианте ответа для повышения интенсивности задания! Как это сделать в таких заданиях? Для первого задания: или уберите одно слово («новое», например) или добавьте слово («машина», например). Так же и для второго задания: добавьте или уберите одно слово.

 Какое слово потерялось?

Упражнение помогает научиться осмысливать значение предлогов. Напишите словосочетания, в которые входят предлоги, сами предлоги напишите на отдельных карточках. Предложите ребенку «вернуть» «маленькие словечки» па место. Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается, какое слово пропущено, и вписывает его. Так, при обучении чтению словосочетаний, предложений, текстов нужно помнить:

• Ребенок учится осмысливать не только сами слова, но у грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

• К чтению словосочетаний, предложений переходите только тогда, когда сформировано осознанное чтение слов.

• Чтения предложений и текстов азбук и букварей может быть недостаточно, чтобы сформировать навык осмысленного чтения, необходимо выполнять дополнительные упражнения.

• Увеличивайте количество слов к текстах, предлагаемых ребенку, постепенно: читать ребенку интересно тогда, когда это у него получается легко, без чрезмерных усилий.

• Знаки препинания тоже нужно «читать»!

 • Не торопитесь предлагать читать ребенку детские книги: они печатаются для того, чтобы взрослые читали их детям, часто уровень сложности текстов детских книг превышает возможности детей в самостоятельном чтении. Если вы хотите научить ребенка любить читать, то:

• Сопрягайте чтение только с удовольствием, не принуждайте ребенка к чтению!

• Всегда хвалите ребенка за самостоятельное чтение.

 • Регулярно находите время для занятий чтением, даже если вы очень заняты, это возможно.

 • Внимательно подходите к выбору книги для самостоятельного чтения. Имеют значение: содержание, иллюстрации, шрифт.

• Как можно раньше приучайте к чтению книг: сначала ребенку по силам прочитать название главы в книге, которую вы ему читаете вслух, а позже он сможет читать с вам по очереди.

• Преподносите чтение вслух как награду!

• Сравнивайте мультики и книги в пользу последних.

• Не прекращайте читать вслух, даже когда ребенок уже умеет читать сам. • Вспомните о технических средствах: аудиозаписи и фильмы помогают привить интерес к чтению.

 • Прививайте культуру обращения с книгой.

• Читайте сами!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: