4.3.1 Межосевое расстояние
Из условия сопротивления контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев /3, с. 136/
,
где – вспомогательный коэффициент;
– для прямозубых передач;
– номинальный вращающий момент на колесе, Hм;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии до приработки зубьев;
Коэффициент принимаем в зависимости от твердости рабочих поверхностей зубьев, расположения опор и коэффициента /3, с. 136/.
Коэффициент ширины венца зубчатого колеса цилиндрической передачи относительно диаметра
;
Коэффициент ширины венца зубчатого колеса цилиндрической передачи относительно межосевого расстояния /3, с. 139/ ;
;
;
мм.
Принимаем до стандартного ближайшего значения /3, с. 139/
мм.
4.3.2 Ширина венца зубчатых колес
Ширина венца зубчатого колеса определим
мм;
Принимаем мм /3, с. 539/;
Для компенсации неточностей установки колес ширину венца шестерни принимаем на 3..5 мм больше ширины колеса
|
|
мм.
4.3.3 Модуль
Из условия сопротивления изгибной усталости /3, с. 140/
;
где – вспомогательный коэффициент;
– для прямозубых передач /3, с. 140/;
мм.
В открытых передачах расчетное значение модуля увеличивают не менее 30% из-за повышенного изнашивания зубьев /4, с.62/, поэтому примем
мм /3, с. 140/.
4.3.4 Числа зубьев передачи
Суммарное число зубьев для прямозубых передач
;
Число зубьев шестерни
.
Число зубьев колеса
.
Определим фактическое передаточное отношение
не сходится с предыдущим принятым значением, поэтому проверим его отклонение по формуле /4, с. 63/
;
– что допустимо.
Проверяем значение межосевого расстояния
мм
значение сходится с предыдущим принятым значением, что исключает нарезку зубьев со смещением.
4.3.5 Диаметры передачи
мм – делительный диаметр для прямозубой шестерни;
мм – делительный диаметр для прямозубого колеса;
мм – диаметр вершин шестерни;
мм – диаметр впадин шестерни.
мм – диаметр вершин колеса;
мм – диаметр впадин колеса;
Окружная скорость в зацеплении
м/с;
Для редуктора общего пользования назначаем степень точности – 9 /3, с. 137/.
4.3.6 Силы, действующие в зацеплении
Н – окружная сила;
Н – радиальная сила,
где – угол зацепления для передач без смещения.