Методика анкетирования

Как сделать классическое анкетирование интересным для посетителей, ведь известно, что зачастую аудитория относится к подобным вещам, как минимум, без энтузиазма или, как максимум, с отвращением.

Если вам необходимо получить количественные данные от ограниченного числа респондентов, то в данном случае, мне кажется, нужно применять анкетирование с заранее разработанными вопросами.

В задачу организатора, если он желает получить хоть какую-то пользу от запланированного опроса, входит: найти правильное время для анкетирования, создать комфортную для аудитории форму и просто заинтересовать каждого отдельного посетителя в прохождении такого опроса.

Как правило, люди не очень охотно идут на анкетирование и личные опросы на больших мероприятиях, в этом случае, традиционно применяется правило «подарок за анкету». Причем здесь подарок может быть не настолько велик, важен просто сам факт. Либо возможно проводить опросы, стимулирующим фактором в которых будет лотерея. Вашей анкете присваивается номер, в дальнейшем на стенде проводится лотерея, в финале которой также выдается небольшой и приятный приз анкетируемому.

Самый простой и в то же время один из самых эффективных способов добиться всего перечисленного - провести розыгрыш призов. Очень часто такое решение используется участниками различных выставок и конференций: посетителям предлагается заполнить небольшую анкету, бросить ее в барабан, который будет раскручен ближе к концу мероприятия.

Для детской аудитории – опрос-игра с разными цветными жетонами и призами.

Куда интереснее с точки зрения usability в условиях специального мероприятия выглядят устные опросы, если их грамотно реализовать. Как показывает опыт, устные опросы воспринимаются аудиторией куда более позитивно, чем их бумажные аналоги, но только если они подаются в легкой, непринужденной и интересной форме. Иными словами, всегда нужно искать варианты.

После проведения праздника/мероприятия – вопросы: что понравилось? что не понравилось? что хотелось бы изменить?" Опрос в форме анкеты для оценки качества проведения данного мероприятия (время и место, тема и форма праздника, само представление, участники, оформление, активизация и т.п.), а также для планирования следующего события (вопросы по темам, которые интересуют аудиторию).

Составление анкеты.

Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик предмета исследования.

Главным компонентом анкеты является не вопрос, как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему смыслу исследования. Анкета состоит из трех частей: вводная часть; основная часть; “паспортичка”.

 

Вводная часть. Главная ее задача – побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. В вводной части указываются данные организации или лица, проводящего опрос; цель и задачи исследования; значимость роли респондента; гарантия конфиденциальности информации (если анкета не анонимная); инструкция по заполнению анкеты; выражение благодарности респонденту за участие в исследовании.

 

Основная часть. Ее цель – сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов. Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым. Переход от простых к сложным вопросам носит название правила воронки.
Первыми идут контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, и ответы на них должны быть краткими.
После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования.
На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.

 

“Паспортичка”. Содержит вопросы по выявлению профессии, образования, возраста, семейного положения, пола и других социальных критериев; располагается в конце анкеты.

 

 

Вопросы – это все речевые высказывания социолога к респонденту, которые могут иметь не только вопросительную, но и утвердительную или отрицательную формулировку. Это могут быть собственно вопросы, высказывания, таблица, незаконченные предложения.
По форме вопросы анкеты могут быть закрытыми, полузакрытыми и открытыми; прямыми и косвенными.
Закрытые вопросы – вопросы, которые содержат один или несколько вариантов возможных ответов, из которых должен выбирать респондент.
Полузакрытые вопросы – вопросы, дающие возможность респонденту уклониться от выбора указанных альтернатив, имея возможность ответить по-своему.
Открытые вопросы – вопросы, которые предполагают самостоятельную формулировку ответа респондентом.
Хорошая анкета состоит, как правило, из всех трех видов вопросов: открытых, закрытых и полузакрытых.

Прямой вопрос позволяет получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу.
Косвенный вопрос – вопрос, который дает возможность респонденту высказаться не с личной точки зрения.

 

По конструкции ответов можно выделить следующие типы вопросов.

А. “Да – нет” – вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”.

Б. Альтернативный вопрос. Респондент из набора вариантов ответов выбирает один.

В. Поливариантные вопросы – вопросы типа “меню”. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько.

Г. Шкальные вопросы – вопросы, содержащие шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо оценить интенсивность какого-либо явления или мнения.

Д. Вопросы-диалоги. Состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников.

 

 

По своим целям вопросы делятся на следующие типы.
А. Содержательные вопросы направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях.
Б. Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения у респондента, нежелательных установок, а также для перехода от одной темы к другой. В этой группе вопросов различают контактные и буферные вопросы. Контактные вопросы размещаются в начале анкеты. Они должны быть очень простыми и достаточно общими, чтобы на них могли ответить все респонденты. Главная задача буферных вопросов – смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, для плавного перехода от одной группы вопросов к другой, желательно разграничить их буферными вопросами.
В. Вопросы-фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть.
Г. Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов. Контрольные вопросы бывают разных видов. Так, вопрос-тест используют обычно при определении информированности респондентов в каком-либо вопросе. Используется также вопрос-ловушка. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Такие вопросы задают при проверке профессиональной компетентности и оценке степени доверия ответам респондента.
Таким образом, назначение всех функциональных вопросов (п.п.Б-Г) – упорядочение течения опроса.
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: