Мотив – план (действие) – результат

Тема: Самостоятельная  работа обучающихся, ее роль и место в

Обучении истории. Методика  организации самостоятельной работы.

План:

Понятие самостоятельной деятельности. Цели и задачи самостоятельной работы

Основные виды самостоятельной деятельности учащихся при изучении истории

1. Суть новой концепции модернизации школьного образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для решения различных практических жизненных задач. Исходя из этих требований, особую значимость приобрела именно самостоятельная работа учеников. Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объѐма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаѐт вопрос о необходимости сформировать умения и навыки самообразования учащихся, развить у них способность к самостоятельному приобретению знаний, быстрому реагированию на все новые вызовы жизни.

Попытки изучения вопроса самостоятельной деятельности начались еще древности. Еще Аристотель обосновал в своих трудах всесторонне и глубоко значение процесса активного, добровольного и самостоятельного овладения ребенком знаний. При этом он предположили, что развитие мышления человека может успешно проходить только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности и развитие её способностей – путем самопознания и самосовершенствования

Что же входит в понятие «самостоятельная деятельность»?

“ Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.

“ Самодеятельность” – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

“ Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады:

мотив – план (действие) – результат.

Организация и содержание самостоятельной работы – одна из важных проблем современной системы обучения истории. Именно самостоятельная работа способствует выстраиванию индивидуальных личностных траекторий самодвижения в учебном процессе и позволяет формировать рефлексивное мышление, которое требует интуиции, воображения и изобретательности. Исходя из требований времени и ФГОС, меняется подход к современному уроку. Современный урок истории должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок учителя, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Новые ФГОС нацелены на увеличения роли самостоятельной творческой деятельности ученика.

Существует много подходов к определению понятия самостоятельной работы.  Анализ

опубликованных трудов и конкретной практики обучения в современной школе показывает, что методисты, учителя-практики раскрывают самостоятельную работу через описание каких-либо путей руководства её выполнением, либо формы организации учебных занятий. В силу этого самостоятельная работа одними авторами определяется как метод обучения, другими – как прием учения, третьими – как форма организации деятельности учащихся.иЕе можно рассматривать как способ учебной деятельности, выполняемой или под руководством преподавателя, или без него.

В данной лекции под самостоятельной деятельностью мы понимаем такую деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся: наличие задания учителя;  самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия педагога; активность, умственное напряжение учащихся.

На современном этапе задачей самостоятельной работы является формирование готовности (возможности и потребности) обучающихся к управлению собственной познавательной деятельностью.

 Общей же целью самостоятельной работы учеников при изучении истории является формирование исторического мышления учеников. Эта цель самостоятельной работы при изучении истории конкретизируется в задачах самостоятельной работы по каждой теме, среди которых выделяются приоритетные.

Для достижения поставленных целей большое значение имеют условия организации самостоятельной работы, которые позволяют значительно повысить ее эффективность.

Самостоятельная работа способствует прочному усвоению знаний, формированию умений и навыков учебного и умственного труда, развитию познавательных способностей, подготовке к самостоятельному труду, к дальнейшему самообразованию. Воспитание самостоятельности у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения истории. Удельный вес самостоятельной работы возрастает от младших классов к старшим. Эффективность самостоятельной работы зависит от ее организации, от умелого продумывания сочетаний самостоятельной работы с другими методами.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.

Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

Выделим особенности руководства самостоятельной работой:

 Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе. На первых занятиях в 5 классе у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем, решения несложных  исторических задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

Таким образом, методика организации и проведения самостоятельной работы должна учитывать необходимость постепенного, строго регламентированного и учтенного в единой системе самостоятельных работ изменения их частно-дидактических целей, типов предъявляемых познавательных задач, степени их трудности и сложности. Такие изменения на разных этапах обучения способствуют развитию интеллектуальных возможностей учащихся, их подготовке к непрерывному самообразованию в дальнейшем. В структуру самостоятельной работы включаются три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.

Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. Поэтому от этапа объяснения, показа на практике учителем, закрепления и применения знаний учащимися до формирования умений и навыков самостоятельной работы - долгий и непростой путь.

 

2. При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов: по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие); по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически); по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля); по месту выполнения (на уроке, вне урока); по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).

 В настоящее время существуют общепринятые формы самостоятельной работы: урочная и внеурочная. Если первая проводится в присутствии и под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения заданий можно получить консультацию, то вторая, будучи собственно самостоятельной, нацелена на формирование умений работать в произвольном режиме времени, в удобные для учащего часы.

Также можно выделить основные виды самостоятельной деятельности учащихся при изучении истории

Виды работы  Задания
1. Виды работы с учебником:   а) задания, связанные с поиском информации: – найти в тексте ответ на поставленный вопрос; – найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации; – найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия; – прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом; - найти и выписать (подчеркнуть, назвать) требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа; - по ходу чтения выполнить тестовые задания; б) задания, связанные с развитием устной речи: - прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций; - прочитать и рассказать друг другу о прочитанном; - «сжать» и «развернуть» информацию; - почитав, рассказать о своих впечатлениях; - составить предложения с новыми терминами;   в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности: - ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему; - подобрать в тексте факты, доказывающие тезис; - прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение; - придумать к данному тексту вопросы; - составить план рассказа (простой, сложный, тезисный, цитатный); - заполнить таблицу: сравнительно-обощающую; хронологичекую, систематизирующую; - составить схему.    
2. Виды работы с документами:   - объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа; - сравнить текст документа с содержанием учебника; - пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник; - используя документ, доказать тезис; - выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументировать свой выбор; - ответьте на вопросы к документу.  
  3. Виды работы с картой.   - показать и описать на исторической карте границы государства, места сражений, районы восстаний и т.д.; - описать геополитическое положение государства; - сравнить карты 2, 3 эпох, на основе увиденных изменений сделать выводы о характере территориальных и политических изменений; - выполнить задания на контурной карте с использованием атласа, настенной карты или по памяти; - найти на карте и назвать включенные в легенду знаки; - найти изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство.  
4. Виды работы с иллюстрациями:   - провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в изображении; - пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию, политическую карикатуру; - составить описательный рассказ по картине; - используя комплект иллюстраций, изображающих памятники архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты каждого стиля, описать памятник архитектуры; - разместить в хронологической последовательности учебные картины; - подобрать иллюстрации по теме; - озвучить учебную картину (например: о чем говорят люди); - рассказать какие исторические легенды или реальные события лежат в основе картины.  
5. Виды работы со статистическими данными:   - словесно проиллюстрировать содержащуюся в таблице, графике, диаграмме информацию, проанализировать ее, сделать выводы; - найти статистические данные в тексте, построить графики; - сравнить данные 2 статистических источников, отметить моменты сходства, совпадения, сделать выводы.  
6. Виды работы с дополнительной литературой:   - подобрать литературу по изучаемой теме, статично оформить список; - составить рассказ, используя несколько источников; - подготовить сообщение, «цитатник», реферат; - выполнить творческую работу.  
7. Другие виды работы:   - подготовить монологический рассказ; - решить познавательные задачи; - проанализировать ответ товарища; - письменно оформить выводы по теме; - составить вопросы, задачи, тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по пройденной теме; - написать перечень вопросов, пройденных в теме, с отметкой «хорошо», «не очень», «не усвоил»; - составить схему пройденного материала, в которой необходимо отразить основные понятия, изученные в теме, и связи между ними; - составить характеристику исторической личности, события; - составить мини-рассуждение по данной теме.    
   

 

 

В структуру самостоятельной работы  включаю три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.

Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. Поэтому от этапа объяснения, показа на практике учителем, закрепления и применения знаний учащимися до формирования умений и навыков самостоятельной работы - долгий и непростой путь.

 Таким образом, самостоятельная работа учащихся при изучении истории в школе является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как форму организации учебной деятельности учащихся, осуществляемую под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств. Преимущества самостоятельной работы на уроке истории, как метода организации педагогического процесса, состоят в том, что она имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно приобщать обучающихся к самоорганизации; управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе и домашнюю.

 

 Задание. Рассмотреть и проанализировать самостоятельную работу на уроках истории, исходя из требований ФГОС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: