Группа №13. История Отечества

Тема: Результаты политики индустриализации в СССР.

1) ВТОРОЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН (1933-37 ГГ.). Утвержденный XVII съездом ВКП (б) в начале 1934 г., провозгласил главной задачей пятилетки - строительство материально-технической базы социализма. Главный лозунг второй пятилетки: «Кадры решают все!» В стране развернулась борьба за повышение производительности труда. Во втором пятилетнем плане среднегодовые темпы прироста промышленной продукции снижались до 16,5% (против 30% впервой пятилетке). Были учтены просчеты в развитии легкой промышленности, которая теперь по росту производства должна была опережать тяжелую индустрию. Кроме того, предполагалось расширить выпуск продукции народного потребления и на предприятиях тяжелой индустрии. Все это было обусловлено необходимостью решать наболевшие социальные вопросы, хоть как-то поднимать жизненный уровень трудящихся. Намечалось создать новые промышленные центры на Урале, в Западной и Восточной Сибири, Казахстане, Средней Азии, Закавказье. Основное внимание ВКП(б) по-прежнему сосредоточивала на энергетике и машиностроении, черной и цветной металлургии, топливной промышленности и транспорте. В экономику внедрялась сдельно-премиальная оплата за выполнение и перевыполнение заданий. Вводилась дифференциация зарплаты - в зависимости от условий работы. В годы второй пятилетки ВСНХ возглавил Г.К. Орджоникидзе, В.В. Куйбышев был переведен на руководство Госпланом СССР. Орджоникидзе реалистичнее, чем многие другие руководители оценивал ситуацию в промышленности, возможности экономики в целом. Экономическое стимулирование дополнялось призывом к широкому социалистическому соревнованию. В стране развернулось стахановское движение, имя которому дал шахтер Алексей Стаханов. В ночь с 30 на 31 августа 1935 г. он установил невиданный рекорд добычи угля, в 14 раз перевыполнив норму за одну смену. Успехи Стаханова были отмечены правительственными наградами, получили всесоюзную известность. Партия призвала работать по-стахановски во всех отраслях производства. Теперь стахановцы появились практически на каждом предприятии. Отметим, что их сверхнормативный труд оплачивался на порядок выше, чем других рабочих. Кроме того, они получали известность, признание, возможность продвинуться по карьерной лестнице. Несмотря на все бытовые трудности, идея промышленного подъема страны все глубже распространялась среди трудящихся. Идеология и пропаганда объединялась с патриотическим настроем. Значительная часть советских рабочих своим трудом хотели доказать, что могут строить больше и производить быстрее, чем на стройках и заводах в США, Германии или Англии. Однако стремление к установлению рекордов вело в ряде случаев к порче новой и дорогостоящей технике. Во второй пятилетке продолжалось строительство заводов, фабрик, электростанций (4,5 тыс. промышленных предприятий). Введен в строй Уральский машиностроительный и Челябинский тракторный заводы, десятки доменных печей, шахт и электростанций. В Москве открыта первая линия метрополитена. Три гиганта чёрной металлургии Магнитогорский, Кузнецкий и Макеевский заводы – к 1937 году стали давать столько чугуна, сколько давала в целом вся металлургическая промышленность старой, царской России.  Огромные капиталовложения шли в индустрию союзных республик. На Украине - в предприятия машиностроения, в Узбекистане - заводы по обработке металла и т.д. В стране возникли новые индустриальные центры и новые отрасли промышленности: химическая, авиационная, тракторостроительная. Преодолевалась научно-техническая отсталость. Промышленная база стала перемещаться на Восток. Вдвое по сравнению с первой пятилеткой возросла производительность труда. Значительны были успехи в развитии транспорта. Проложен был Беломорско-Балтийский канал канал имени Сталина. Он проведён в беспримерно короткий срок (в 21 месяц) через непроходимые леса и болота, через крутые скалы и горы. Канал Москва-Волга построен в 1937г., Туркестано-Сибирская дорога. Возник авиационный транспорт, сыгравший решающую роль в освоении Севера. Автозаводы стали в массовых размерах выпускать новые, современные типы машин. Паровозостроительные заводы стали выпускать новые мощные паровозы – «ИС» (Иосиф Сталин) и «ФД» (Феликс Дзержинский).
Для навигации открылся Северный морской путь через моря Ледовитого океана. Страна обрела экономическую независимость и самостоятельность. Новые предприятия давали 4/5 всей продукции промышленности. Вдвое увеличилась добыча угля, почти в полтора раза нефти, в три раза - стального проката. Почти все тракторы и комбайны, действовавшие в период второй пятилетки в сельском хозяйстве, были построены на новых, советских предприятиях. К концу второй пятилетки тракторные заводы перешли на производство гусеничных тракторов. Новые рабочие в основной своей массе вышли из крестьян (2/3 из 12 млн. за первую пятилетку). Экономика остро нуждалась в квалифицированных кадрах. Лозунг «Кадры решают все!» предполагал гигантские усилия в деле подготовки специалистов своего дела. В 1933 г. школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) были реорганизованы в профессиональные учебные заведения. За годы второй пятилетки рабочие специальности получили 1,4 млн. чел. При фабриках и заводах открывались курсы повышения квалификация. В середине 1930-х годов формируется советский военно-промышленный комплекс (ВПК). В 1936 г. был образован Народный комиссариат оборонной промышленности, которому подчинялось большое количество промышленных предприятий, а также различные научно-исследовательские организации и конструкторские бюро. Завершение второго пятилетнего плана было объявлено досрочным - снова за 4 года и 3 месяца. Однако современные историки приводят данные, что за это время второй пятилетний план был выполнен лишь на 75-77 % от исходных заданий. Тем не менее, общие итоги второй пятилетки оказались более успешными, чем показатели первой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: