Герой своего времени в русской литературе первой половины XIX века.
В литературе, как и в жизни, всегда есть место геройству, героям. Только в отличие от реальности в увлекательном многообразии вымышленного, но поучительного мира книги герой - это главный персонаж, действующее лицо, а не герой как деятель, совершающий подвиги, хотя и подвиг вполне имеет право на жизнь. Герой в литературе - художественный образ; действующее лицо в произведении.
Сегодня мы поговорим о литературных героях первой половины XIX века. У наших героев есть свои слабости, недостатки, тянущие их вниз, а есть и положительные качества, помогающие героям в жизни.
А) Александр Андреевич Чацкий.
Как сказал наш прославленный писатель И. А. Гончаров: «На фоне сотен Молчалиных находится пара Чацких, и пока они будут, будем и мы.». «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».
Б) Евгений Онегин.
Безнадежная любовь к Татьяне приводит Онегина на край гибели. Однако Пушкину важна именно принципиальная возможность нравственного возрождения Онегина, ибо подлинным героем романа является не он, а некий “сверхгерой”- современный человек вообще.
|
|
В) Григорий Александрович Печорин.
Лермонтов помогает в “Герое нашего времени” нам понять идейную и духовную жизнь русского общества 30-х годов XIX века. Безвыходность героя напрямую связана с общественно политической ситуацией в России того периода. Провал восстания декабристов, неоправдавшиеся надежды лучшей части общества на освобождение России. Поколение Печорина не знало, как можно реализовать свои замыслы по преобразованию России. Трагедия Печорина - это трагедия многих его современников, схожих с ним по образу мыслей, по положению в обществе.
Г) Павел Петрович Чичиков.
Павел Иванович деятелен, но свой ум и хитрость он направляет в неправильное русло, не на пользу обществу, а для собственной наживы. Чичиков - замечательный психолог. Умение правильно подойти к людям и помогает Чичикову в его гениальной афере с “мертвыми” душами. Располагающий, вежливый снаружи, внутри гнилой: вот образ нового человека России.
1. Отношение героев к дружбе. Итак, герои в основном проваливают испытание дружбой.
У Чацкого Грибоедов друзей не показывает вообще. Печорин не имеет друзей по собственному убеждению, что “в дружбе один неизменно раб другого”.
Чичиков не видит для себя полезным иметь друзей. У Павла Ивановича существуют лишь полезные знакомые, через которых можно получить выгоду. И Печорин, и Чичиков эгоисты. Они только берут, но не отдают.
В дружбе с поэтом В. Ленским Онегин относится покровительственно, со снисхождением к “юному жару”. Но вскоре в результате ссоры происходит дуэль между приятелями. Евгений страшится общественного мнения и принимает вызов на дуэль, затем убивает Ленского. В дружбе пушкинский герой не преуспел.
|
|
2. Испытание любовью. И опять наши герои несчастны.
Избранница Чацкого Софья закрыта с героем, распускает сплетню о его сумасшествии и, по-моему, не достойна честного и открытого грибоедовского героя.
Пушкинский Онегин терпит крах в любви. Судьба наказывает героя произведения за пренебрежение чувствами женщин ранее, за разгульную жизнь и за то, что не увидел в Татьяне-девушке ее потрясающий, ни с чем не сравнимый, чистый внутренний мир. Любовь упущена.
Печорин - эгоист (“я любил для себя, для собственного удовольствия, я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости, их страданья - и никогда не мог насытиться”).
Герой Гоголя не знает, что такое любовь, он о ней просто не задумывается. Чичиков не любит никого и ничего, кроме себя и денег, хотя был бы рад найти жену побогаче.
3. Отношение к Родине, политической ситуации в стране.
В отношении к политической ситуации и государственному строю мнения героев расходятся.
Чацкий видит цель жизни в служении народу, “делу, а не лицам”, в общественном благе, в “Горе от ума” есть намек на тайный кружок.
Так же близок к идеям декабризма и Евгений Онегин. Пушкин говорит о вольномыслии героя, о его причастии к околодекабристскому лишь намеками. Но эти намеки многозначительны и красноречивы. Облегчение участи крепостных (вполне “декабристский” по духу жест), чтение Адама Смита, бывшего в ходу у декабристов, долгие беседы и споры с Ленским на самые животрепещущие темы современности, наконец, прямое сопоставление Онегина с вольнодумцем, философом Чаадаевым, упоминание о знакомстве героя с лихим гусаром, декабристом Кавериным, рассказ о его дружбе с героем-автором, опальным поэтом, и готовность Онегина сопутствовать ему в побеге за границу.
Печорин - эгоист, ищет счастья личного, а не общественного.
Чичиков направляет свои силы не на государственное процветание, а в собственных нуждах (афера с “мёртвыми” душами).
«ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК» - термин, употребляемый для обозначения литературных героев, находящихся в оппозиции по отношению к общественному строю, наделенных со знанием своей бесполезности, страдающих от отсутствия ясно осознанной цели в жизни. Считается, что понятие «лишние люди» предполагает невозможность «включения» героев данного типа в реальную общественную практику, их «социальную ненужность».
Под «ГЕРОЕМ СВОЕГО ВРЕМЕНИ» будем понимать героя художественного произведения, отражающего основной конфликт общества в определенный период времени (в момент создания произведения или «жизни» данного персонажа).
Заслугой Грибоедова является то, что герой, противостоящее ему общество, конфликтные отношения между ними получают в комедии «Горе от ума» реалистическое воплощение.
Пушкинский Онегин в романе представлен как явление прогрессивное, национально-своеобразное, большой социальной значимости. Пушкин дал многостороннюю характеристику Онегину, вскрыл его противоречивую сущность, указал на позитивное и негативное значение данного общественного явления. Образом Онегина Пушкин побудил высказать свое слово о «героях своего времени» других писателей XIX века.
Широко используя традиции предшествующей литературы, М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» создает свой, особый, тип героя. Писатель приступает к решению труднейшей задачи - показать принципиально новый тип личности, создать образ человека одаренного и мыслящего, но искалеченного светским воспитанием и оторванного от жизни народа. Печорин явился своеобразным «итогом» размышлений автора о сущности «герое своего времени» - явления огромного общественного значения.
|
|
Трагизм судьбы героя неизбежен. Беда Печорина не в неспособности, а в невозможности исполнить свое «предназначение высокое», ибо «не обозначился» еще тот путь, по которому мог бы пойти Печорин.
Большинство исследователей считает, что смысл и содержание образа Героя времени 20-30-х годов состоит в вынужденном, исторически обусловленном отказе от деятельности. Персонажи этого периода, обладая незаурядным умом, энергией, не могут действовать в силу объективных причин: условия жизни в крепостнической России, притеснения со стороны правительства, неразвитость общественных отношений - все это не давало возможности для плодотворной деятельности. Поэтому энергия героев тратилась впустую, на удовлетворение индивидуалистических желаний.
Однако передовое общественное значение их не в реальной деятельности, но в уровне и качестве их сознания по сравнению со средой. Неприятие существующих условий жизни, протест в форме неучастия в общественной деятельности обуславливают в эпоху дворянской революционности и последующей за ней реакции «передовую» позицию героев. Вероятно, поэтому некоторые ученые склонны причислять Онегина и Печорина к авангарду общественного движения, видеть в них героев декабристского толка.
К сожалению, в России, в русском обществе они оказываются невостребованными, в то время как отрицательный герой (Чичиков) чувствует себя в обществе XIX века как рыба в воде. Алчность и корысть царят в России. Он деятелен, и его деятельность успешна, но она направлена на обман. Чичиков использует несовершенство политической системы исключительно во благо себе. Гоголь хотел создать положительного героя в третьем томе “Мертвых душ”, но не смог сделать этого, ведь, к сожалению, Русь и положительный герой - вещи несовместимые. Россия устремилась навстречу пропасти, напустив себе туман в очи, пустилась по ложному пути.
|
|
Вывод. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу: проблема общества первой половины XIX века в России заключается в неприятии умных, одаренных, положительных героев, пусть и бездеятельных; а путь преодоления этой трагедии в том, что смысл жизни героя (и самого человека) состоит в способности служения на благо общества и народа, а не удовлетворению эгоистических интересов личности.
Важно отметить, что все писатели верили в возможность духовного, морального возрождения русской нации. И долг человека - любить Россию (деятельно), начать преобразование общества с изменения самого себя, очиститься от грехов, поверить в силу нашего народа. Ведь душа бессмертна. Надо лишь суметь воскресить ее, а вместе с ней и общество, где мыслители лишние, а авантюристы свои. Лучшее будущее Родины - это не только наша главная обязанность, но и наш священнейший долг.