Порядок действий при организации станций

Установка страховочных станций

 

Страховочные станции.

Точка страховки (или точка) – надежно закрепленный в скале закладной элемент (закладка, френд), крюк, шлямбур, петля, другое.

Шоковый рывок – резкая нагрузка на точку страховки, вызванная падением человека и/или вырывом одной из страховочных точек станции и подобными событиями.

Центральный карабин (или мастер-карабин) – большой карабин с муфтой, используемый на станции для удобства расположения и работы там участников.

Страховочная станция – система сблокированных между собой точек страховки. Служит для организации страховки альпинистов на многоверевочном маршруте.

Страховочная станция, как правило, состоит из двух и более точек, соединенных между собой и равномерно нагруженных. Страховочная станция должна выдерживать нагрузку от 20 kN и более.

По принципу работы страховочные станции можно разделить на фиксированные и компенсационные.

ФОТО 13-01.

Фиксированные станции – это станции, которые работают в одном направлении нагрузки. Необходимо корректно выбирать направления нагрузки, только после этого вязать узел на петле. Во время завязывания узла на станции следите, чтобы узел был аккуратным, пряди нагружались в узле равномерно, стропы не перекручивались, натяжение строп на центральном карабине станции оставалось равномерным.

Плюс:

• Если вылетает одна из точек, то происходит перенос нагрузки на другую без шокового рывка, так как в системе отсутствует слабина.

• Данную схему можно использовать как при организации станций на закладных элементах, крючьях, своем железе, так и на надежных шлямбурах.

Минус:

• В случае изменения направления нагрузки страховка на точке станции распределяется неравномерно.

Фиксированные станции из петли

Необходимо выбрать направление нагрузки и завязать узел «проводник».

Фиксированные станции из корделета.

ФОТО 13-02.

Часто применяются, когда для организации станции не хватает длины стандартных петель.

При наличии надежных точек от 20 kN и выше (шлямбурные крючья) возможно использовать следующую систему (петля укорочена узлами «проводник»).

ФОТО 13-03.

Для того чтобы станция работала на рывок вверх, необходимо ставить оппозиционную (нижнюю) точку.

Компенсационная станция – станции, в которых нагрузка распределяется равномерно на все точки страховки системы.

ФОТО 13-04.

Плюс:

• Может менять направление нагрузки в определенном диапазоне.

Минус:

• При вырывании одной из точек происходит шоковый рывок на другие точки.

• При организации стоит учитывать трение стропы или веревки в центральном карабине.

• Сшивка стропы не должна попадать на перегиб карабина и мешать компенсации

• Соединение строп без карабинов опасно, особенно строп, изготовленных из разных материалов.

Классический способ организации компенсационной станции.

Данную схему организации станции можно использовать только с надежными точками страховки, каждая из которых способна выдержать нагрузку от 20 kN и более (шлямбурные крючья от 20 kN).

Использование данной схемы с закладными элементами (закладки, френды), крючьями и так далее не является надежным. При вырыве одной из точек происходит шоковый рывок на оставшиеся фиксированные точки страховки, что может привести к полному разрушению станции.

Организация компенсационной станции с применением узлов, уменьшающих шоковый рывок.

ФОТО 13-05, 13-06.

Данный вариант компенсационной станции возможно использовать при организации страховки на закладных элементах (закладки, френды), крючьях. Узел, ограничивающий ход центрального карабина, называется «простой».

Каскадные станции.

ФОТО 13-07.

На разрушенном рельефе, при наличии ненадежных точек страховки, используются каскадные станции. Ненадежные точки страховки блокируются отдельной петлей.

Варианты организации станций на одной точке.

ФОТО 13-08.

Для организации станции на одной точке необходимо использовать только надежные объекты, способные выдерживать нагрузку не менее 20 kN (дерево, скальный выступ). У дерева должны быть диаметр не менее 15-20 см и надежная корневая система.

ФОТО 13-09.

Во время организации такого типа станции петлю необходимо накидывать у основания дерева, чтобы не создавать рычага, а также не рекомендуется использовать «полусхватывающий» узел, так как он ослабляет систему.

Станции, закрепленные за рельеф (выступы), из основной веревки.

ФОТО 13-10.

Избегайте ситуации, когда карабин после сощелкивания основной веревки нагружается в 3-х направлениях. Оставляйте слабину веревки для создания острого угла на станции.

Организация станции из петли на скальном выступе.

ФОТО 13-11.

Чем меньше угол, тем большую нагрузку способна выдержать станция из петли.

Необходимо всегда помнить о нагрузках на станцию при срыве. Особенно на станциях из накинутых петель. Чтобы петля не слетела с выступа:

• ставьте оппозиционную точку;

• пристегнитесь ниже станции на самостраховку, нагружая станцию вниз.

Станция из основной веревки.

ФОТО 13-12.

При отсутствии петель для организации станции возможно использовать основную веревку. Возможен вариант с последовательным соединением точек на станции. При последовательном соединении, нагружается только одна точка, вторая точка страховки остается ненагруженной и служит для подстраховки. Такая станция может быть организована с помощью основной веревки или отдельной петли.

Типичные ошибки при организации станций.

ФОТО 13-13.

Стягивающая нагрузка на точки страховки («американский мертвый треугольник») (вариант 1).

При вырывании одной из точек страховки станция разрушается (вариант 2).

При организации станций следует учесть: при увеличении угла между ветвями станции нагрузка на точки возрастает.

Станции для спуска.

При организации спуска необходимо придерживаться следующих правил:

• команда организует и накапливается на станции из двух и более точек страховки (следует избегать собираться более чем 3-м альпинистам на одной станции);

• делается надежная спусковая точка, накидывается петля, к которой пристегивается спусковая веревка;

• основная станция страхует спусковую точку: для этого точка прищелкивается к основной станции; таким образом, происходит тестирование системы;

• последний участник разбирает основную станцию, оставляя только спусковую (уже протестированную) точку или несколько точек.

Не экономьте на снаряжении! Обновляйте старые петли, усиливайте станции. Помните, что ультрафиолет, вода и другие природные факторы ослабляют спусковые петли на 30-50 % и даже более за год.

Порядок действий при организации станций.

ФОТО 13-14, 13-15.

Фактор рывка.

ФОТО 13-16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: