Установка страховочных станций
Страховочные станции.
Точка страховки (или точка) – надежно закрепленный в скале закладной элемент (закладка, френд), крюк, шлямбур, петля, другое.
Шоковый рывок – резкая нагрузка на точку страховки, вызванная падением человека и/или вырывом одной из страховочных точек станции и подобными событиями.
Центральный карабин (или мастер-карабин) – большой карабин с муфтой, используемый на станции для удобства расположения и работы там участников.
Страховочная станция – система сблокированных между собой точек страховки. Служит для организации страховки альпинистов на многоверевочном маршруте.
Страховочная станция, как правило, состоит из двух и более точек, соединенных между собой и равномерно нагруженных. Страховочная станция должна выдерживать нагрузку от 20 kN и более.
По принципу работы страховочные станции можно разделить на фиксированные и компенсационные.
ФОТО 13-01.
Фиксированные станции – это станции, которые работают в одном направлении нагрузки. Необходимо корректно выбирать направления нагрузки, только после этого вязать узел на петле. Во время завязывания узла на станции следите, чтобы узел был аккуратным, пряди нагружались в узле равномерно, стропы не перекручивались, натяжение строп на центральном карабине станции оставалось равномерным.
|
|
Плюс:
• Если вылетает одна из точек, то происходит перенос нагрузки на другую без шокового рывка, так как в системе отсутствует слабина.
• Данную схему можно использовать как при организации станций на закладных элементах, крючьях, своем железе, так и на надежных шлямбурах.
Минус:
• В случае изменения направления нагрузки страховка на точке станции распределяется неравномерно.
Фиксированные станции из петли
Необходимо выбрать направление нагрузки и завязать узел «проводник».
Фиксированные станции из корделета.
ФОТО 13-02.
Часто применяются, когда для организации станции не хватает длины стандартных петель.
При наличии надежных точек от 20 kN и выше (шлямбурные крючья) возможно использовать следующую систему (петля укорочена узлами «проводник»).
ФОТО 13-03.
Для того чтобы станция работала на рывок вверх, необходимо ставить оппозиционную (нижнюю) точку.
Компенсационная станция – станции, в которых нагрузка распределяется равномерно на все точки страховки системы.
ФОТО 13-04.
Плюс:
• Может менять направление нагрузки в определенном диапазоне.
Минус:
• При вырывании одной из точек происходит шоковый рывок на другие точки.
• При организации стоит учитывать трение стропы или веревки в центральном карабине.
|
|
• Сшивка стропы не должна попадать на перегиб карабина и мешать компенсации
• Соединение строп без карабинов опасно, особенно строп, изготовленных из разных материалов.
Классический способ организации компенсационной станции.
Данную схему организации станции можно использовать только с надежными точками страховки, каждая из которых способна выдержать нагрузку от 20 kN и более (шлямбурные крючья от 20 kN).
Использование данной схемы с закладными элементами (закладки, френды), крючьями и так далее не является надежным. При вырыве одной из точек происходит шоковый рывок на оставшиеся фиксированные точки страховки, что может привести к полному разрушению станции.
Организация компенсационной станции с применением узлов, уменьшающих шоковый рывок.
ФОТО 13-05, 13-06.
Данный вариант компенсационной станции возможно использовать при организации страховки на закладных элементах (закладки, френды), крючьях. Узел, ограничивающий ход центрального карабина, называется «простой».
Каскадные станции.
ФОТО 13-07.
На разрушенном рельефе, при наличии ненадежных точек страховки, используются каскадные станции. Ненадежные точки страховки блокируются отдельной петлей.
Варианты организации станций на одной точке.
ФОТО 13-08.
Для организации станции на одной точке необходимо использовать только надежные объекты, способные выдерживать нагрузку не менее 20 kN (дерево, скальный выступ). У дерева должны быть диаметр не менее 15-20 см и надежная корневая система.
ФОТО 13-09.
Во время организации такого типа станции петлю необходимо накидывать у основания дерева, чтобы не создавать рычага, а также не рекомендуется использовать «полусхватывающий» узел, так как он ослабляет систему.
Станции, закрепленные за рельеф (выступы), из основной веревки.
ФОТО 13-10.
Избегайте ситуации, когда карабин после сощелкивания основной веревки нагружается в 3-х направлениях. Оставляйте слабину веревки для создания острого угла на станции.
Организация станции из петли на скальном выступе.
ФОТО 13-11.
Чем меньше угол, тем большую нагрузку способна выдержать станция из петли.
Необходимо всегда помнить о нагрузках на станцию при срыве. Особенно на станциях из накинутых петель. Чтобы петля не слетела с выступа:
• ставьте оппозиционную точку;
• пристегнитесь ниже станции на самостраховку, нагружая станцию вниз.
Станция из основной веревки.
ФОТО 13-12.
При отсутствии петель для организации станции возможно использовать основную веревку. Возможен вариант с последовательным соединением точек на станции. При последовательном соединении, нагружается только одна точка, вторая точка страховки остается ненагруженной и служит для подстраховки. Такая станция может быть организована с помощью основной веревки или отдельной петли.
Типичные ошибки при организации станций.
ФОТО 13-13.
Стягивающая нагрузка на точки страховки («американский мертвый треугольник») (вариант 1).
При вырывании одной из точек страховки станция разрушается (вариант 2).
При организации станций следует учесть: при увеличении угла между ветвями станции нагрузка на точки возрастает.
Станции для спуска.
При организации спуска необходимо придерживаться следующих правил:
• команда организует и накапливается на станции из двух и более точек страховки (следует избегать собираться более чем 3-м альпинистам на одной станции);
• делается надежная спусковая точка, накидывается петля, к которой пристегивается спусковая веревка;
• основная станция страхует спусковую точку: для этого точка прищелкивается к основной станции; таким образом, происходит тестирование системы;
• последний участник разбирает основную станцию, оставляя только спусковую (уже протестированную) точку или несколько точек.
|
|
Не экономьте на снаряжении! Обновляйте старые петли, усиливайте станции. Помните, что ультрафиолет, вода и другие природные факторы ослабляют спусковые петли на 30-50 % и даже более за год.
Порядок действий при организации станций.
ФОТО 13-14, 13-15.
Фактор рывка.
ФОТО 13-16.