Информация из разных флагов

 

 (социальное бытие науки, наука как социальный институт) Социальнаый аспект бытия науки (наука как социальный институт) - это один из основных аспектов бытия науки, раскрывающий особенности функционирования научного сообщества, регулирования взаимоотношений между его членами, а также между наукой, обществом и государством с помощью специфической системы ценностей.  

Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Наука как социальный институт включает в себя следующие компоненты:

- совокупность знаний и их носителей;

-специфические познавательные цели и задачи;

- определенные функции;

- специфические средства познания и учреждения;

- формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

- определенные санкции.

Процесс становления науки как социального института есть результат недавнего развития. Только в XX в. профессия ученого становится сравнимой по значению с профессией церковника и законника. Средневековые университеты были местом непригодным для научно исследовательской деятельности. Наука вынуждена была развиваться вне стен университета, часто даже вопреки университетской науке. В Новое время возникла потребность создания новых форм социальной институционализации науки.

(ФУНКЦИИ НАУКИ) Есть две основные социальные функции науки - Познавательная и мировоззренческая функция науки.

Познавательная функция задана самой сутью науки. Её главное назначение - познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания.

Цель мировоззренческой функции - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания. Ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия.

Практическая функция науки как непосредственной производственной силы.

Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное машинное производство, которое возникло в результате индустриального переворота XVIII—XIX вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную производительную силу.

Социально-управленческая функция.

Она связана с тем, что наука используется для управления социальными процессами. Данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Культурно-мировоззренческая функция.

Связана с тем, что наука выполняет просветительские цели. Формирование материалистического мировоззрения. Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения.

(Социология науки и социология знания) Социология науки — отраслевая социологическая дисциплина, выявляющая социальные условия научной деятельности. Социология науки рассматривает как процессы становление науки в качестве социального института, так и социальную организацию, и социальные функции науки. Важную роль играет изучение вопросов организации совместной деятельности научных коллективов.

Социология знания и социология науки отличаются по предмету рассмотрения. Если социология знания рассматривает взаимозависимость социальных структур и форм знания и идеологии, то социология науки рассматривает более узкий аспект проблемы: социальную сущность науки. Социологически наука рассматривается и в качестве деятельности, связанной с производством особого рода знания, и как социальный институт или социальная практика.

Когнитивная социология науки возникла в 70-х годах XX в. Его представители считают, что адекватная модель функционирования и динамики науки должна учитывать существенное влияние не только объектных, социокультурных, но и личностных факторов на выбор научных проблем (направлений), темпы развития науки (например, за счет создания благоприятных финансовых, материальных, организационных и психологических условий), и даже на способ и результат решения проблем (и в конечном счете на содержание научных теорий). Видные сторонники когнитивной социологии науки (М. Малкей, С. Уолгар, К.Д. Кнорр-Цетина, Р. Уитли и др.) отвергают классические модели бессубъектного или трансцендентально субъектного характера процесса научного познания, настаивая на существенном влиянии реальных, конкретных эмпирических субъектов научного познания (их творческого потенциала, мировоззрения, психологических особенностей, объема знаний) как на процесс конструирования научных теорий, так и на способы решения различных научных проблем.

Они настаивают на принципиальном значении для адекватной теории научной деятельности того обстоятельства, что научное познание всегда совершается конкретными учеными в определенной социокультурной среде, имеющей специфическое историческое измерение.

Согласно представителям когнитивной социологии науки, важную роль в формировании содержания научной теории, наряду с эмпирической информацией об объекте («эмпирическим репертуаром»), играет разделяемая учеными система общих философских принципов и ценностных мотиваций (их «социальный репертуар»). Последний формируется либо в результате присоединения ученого к определенной научной традиции, школе, авторитету, либо благодаря личной актуализации накопленных обществом культурных ресурсов вплоть до творческого участия в их создании (Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Н. Бор, А. Пуанкаре, Д. Гильберт и др.).

Главными выводами когнитивной социологии науки являются положения о принципиально коллективном характере субъекта научного познания и решающем значении научного консенсуса при принятии фундаментальных решений в науке, в том числе и при решении вопроса об истинности или ложности тех или иных научных концепций и теорий.


 

Институциональная социология науки (оформилась в 30-е гг. XX в.) - направление cоциологии науки, связанное с именем известного социолога Роберта Мертона. Нормативное направление рассматривает науку в качестве особого социального института, формообразующей частью которого является cовокупность поведенческих норм, т. н. научный этос. Мертон выделяет четыре основных правила научного этоса.

1.Императив универсализма - требование надличностного характера научного знания, его общезначимости. Научные достижения и результаты оцениваются независимо от выдвинувшего их индивида.

2.Императив коллективизма. Результаты и открытия не являются собственностью их исследовавшего, но принадлежат научному сообществу и обществу в целом

3.Третий императив - бескорыстность. Каждый исследователь бескорыстно преследует прогресс знания.

4.Организованный скептицизм (т. е. возможность публичной критики любых научных результатов), по Р. Мертону, связан с методологической базой естественных наук. Организованный скептицизм препятствует попаданию в научный мир ошибочных или заведомо ложных теорий. Каждый исследователь должен исследовать каждый результат критически. В том числе и свой.

Эти правила научного этоса долго сохранялись в социологии науки. Но уже сам Мертон в 60-х гг. признает, что он создал идеал науки как социального института. Он вводит понятие патологии в науке и признает, что в реальной научной деятельности есть конкуренция, подозрительность, зависть, плагиат. Он анализирует модели поведения ученых и выделяет 4 роли: исследователь, учитель, администратор, эксперт. Он рассматривает мотивы поведения, исследует, что собой представляет научная карьера. Он рассматривает систему вознаграждений в науке и приходит к выводу, что вся система награждения в науке должна быть ориентирована на поощрение только за оригинальный результат.

На основе предложенной концепции были произведены многие теоретические исследования. Исследовались роль конкуренции и сотрудничества в научной работе. Исследовались, какие научные факторы влияют на получение профессионального признания. Что собой представляет сеть коммуникаций в науке? Почему есть дискриминация между людьми, которые занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями? и др.

Мертон, говоря о цели деятельности отдельного ученого, считал, что этой целью должна быть ориентация на расширение достоверного знания. Если в данном научном сообществе при данном социальном устройстве ученые руководствуются этой целью, то в этом обществе наука социально здорова.

Предмет социологии науки по Мертону - это динамическая взаимозависимость между наукой как социальной деятельностью и окружающей социальной структурой. Наука самым тесным образом зависит от социальной структуры. Мертон предпринимает попытки показать возможные и существующие способы взаимозависимости между наукой и социальной структурой. Его вывод: наука способна развиваться только в обществах с определенным социальным порядком. Он показывает и исследует те социальные структуры, где проявляется враждебное отношение к науке. Он обстоятельно исследует ситуацию, сложившуюся в нацистской Германии после 1933 г. Когда было принято положение о расовой чистоте, из университетов были изгнаны люди неарийского происхождения. Наука сильно пострадала от этого. Кроме того, социальная структура, сложившаяся в нацистской Германии, содействовала только такой научной работе, которая приносила непосредственную практическую пользу. Научность отождествляется с полезностью, задается антиинтеллектуалистский тон, формируется презрение к теоретикам, восхваляются люди дела. Это оказало долгосрочное влияние на место науки в Германии, потому что талантливые исследователи дискредитировались.

По оценке Мертона, враждебное отношение проявляется в таких социальных структурах, где государство является господствующим сегментом. Здесь очевидно давление политического контроля над наукой. Власть ликвидирует традиционную для науки автономию. Темы научных исследований навязываются государством. По мнению Мертона, в таком обществе признается всеобщее значение политического элемента, а научные открытия подаются от лица расы, класса или нации.

Джон Бернал начинал параллельно с Мертоном. Его работы "Социальные функции науки" (1937 г.), "Наука в истории общества" (1958 г.). Он раскрывает социальную и техническую значимость науки. Он рассматривает формы соединения науки и промышленности. Бернал отмечает, что уже в 20 в. наука превратилась в социальный институт, сравнимый с другими социальными институтами, и может быть даже более важный, чем право и церковь. Бернал исследовал структуры профессионального взаимодействия. Он ввел понятие невидимого колледжа (временное объединение интенсивно общающихся исследователей, работающих над одной крупной проблемой). Он показал, что формами организации научных исследований являются университеты. Там в основном отрабатывается чистая наука, которая носит преимущественно индивидуальный характер. Он выделил промышленные лаборатории и институты, где исследования ведутся по темам, заказанным армией и промышленностью, носят прикладной характер. Он выделял особо научные сообщества, где есть и чистая наука, и прикладная наука.

Развитие философии науки в 20 в. нельзя представить без социологии науки. Вряд ли нужно их отождествлять, но нельзя рассматривать философию науки, не учитывая социологию науки.

 

 

(наука как особый вид социальной деятельности, как профессия) Один из аспектов бытия науки – это её существование в качестве особого вида социальной деятельности. Но, прежде чем говорить о специфике научной деятельности, надо определиться с тем, что понимается под «деятельностью».

В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Научная деятельность тоже, в конечном счете, направлена на переделку окружающего в интересах человека. Так, наука стремится выяснить свойства и характер разнообразных объектов, чтобы упростить человеку взаимодействие сними, открыть новые возможности для их использования. Прогностическая функция науки позволяет предсказывать будущее каких-либо объектов, и. тем самым, направлять их развитие в нужном для людей направлении.

// с этого момента инфа с История и философия науки и техники: Словарь для аспирантов и соискателей / науч. ред. Н. В. Бряник; со стр 132.

 

Наука превращается в профессию в к. XIX в., именно с этого времени ученые начинают систематически получать жалованье. Происходит признание экономической значимости научной деятельности. Наука перестает быть делом одиночек и превращается в сложный социальный институт. Войти в научный дискурс может теперь далеко не каждый, для этого субъект должен обладать рядом социально установленных качеств (высшее образование, кандидатская степень, публикации и т. д.). Наука вырабатывает свой собственный этос – совокупность правил, соблюдение которых необходимо для каждого отдельного ученого, если он хочет остаться членом научного сообщества. М. Вебер в статье «Наука как призвание и профессия» отмечает, что «в настоящее время отношение к научному производству как профессии обусловлено прежде всего тем, что наука вступила в такую стадию специализации, какой не знала прежде... отдельный индивид может создать в области науки нечто завершенное только при условии строжайшей специализации»34. Ученый-профессионал выступает как поставщик специализированных знаний и ответствен лишь за их достоверность и обоснованность. Ученый в качестве профессионала должен сознавать границы своей компетентности; моральные, эстетические, философские, религиозные предпочтения и оценки ученого считаются его личным делом и в науку сегодня не входят. Превратившись в профессию, наука стала техникой овладения внешними условиями мира и жизни. Она отвечает на вопрос: что надо сделать, чтобы результат был максимально эффективным, но вопросы о смысле деятельности человека и мира в целом не рассматривает.

Сегодня наука есть профессия, осуществляемая как специальная дисциплина и служащая делу самосознания и познания фактических связей, а вовсе не милостивый дар провидцев и пророков, приносящий спасение и откровение, и не составная часть размышления мудрецов и философов о смысле мира». \\ с этого момента инфа из инета Научная коммуникация — это совокупность видов и форм профессионального общения в научном сообществе, а также передачи информации от одного его компонента к другому. Специфика этих коммуникаций в том, что они почти на 100% информационные, хотя в некоторых случаях ученые попутно обмениваются или делятся материальными ценностями (например, оборудованием, химикатами и т.п.). Кроме того, необходимо подчеркнуть профессиональный характер общения между учеными. Хотя наличие коммуникации как формы интенсивного информационного обмена между членами научного сообщества всегда признавалось существенной характеристикой научной деятельности, объектом специального анализа она становится лишь в конце 50-х - начале 60- х годов XX в. Благодаря деятельности известного американского науковеда Д.Дж. Прайса и его школы была развита особая область исследований науки, которая получила название "наукометрия". Основной задачей наукометрических исследований считалось рассмотрение и анализ структуры и особенностей информационных фондов науки, а также основополагающих направлений профессиональной коммуникации в науке, специфики информационно-коммуникационных потоков в ней. Выделяют познавательные модели научной коммуникации, в которых акцентируется внимание на когнитивно-информационных аспектах научной деятельности, и основной задачей сообщества считается максимально возможное приращение фонда имеющейся научной информации. Наряду с познавательными, существуют также социально-организационные модели научной коммуникации, выделяющие в качестве приоритетных стратификационные моменты в реальном общении учёных, решающих те или иные проблемы научных школ или профессиональных сообществФормы научной коммуникации: - форумы, конгрессы, конференции, симпозиумы, совещания, семинары и другие массовые мероприятия с заслушиванием и обсуждением докладов, проведением круглых столов и других обменов мнениями; - личные контакты и переписка, в том числе электронная; - издание книг, статей, докладов, отчетов, интервью и других материалов, в том числе в электронном виде; - подготовка фильмов, теле- и радио- передач, другой широковещательной продукции; - Интернет и иные сети, сайты, форумы, «невидимые или виртуальные колледжи», поисковые системы и т.п. - научные архивы, библиотеки, электронные базы данных, музеи и иные формы сбора и предоставления для изучения материалов, имеющих научное значение; - научные торжества, специализированные места творчества, отдыха, оздоровления, иные мероприятия и учреждения, создающие условия для общения ученых в непринужденной обстановке; - привлечение ученых к работе государственных и общественных организаций. Роль научных коммуникаций зачастую важнее роли научных исследований. Общение - постоянно действующий механизм поддержания достигнутого научного уровня и дальнейшего развития науки, так как благодаря нему: - вклады отдельных ученых преумножаются и сливаются воедино, многократно дублируются (копируются) научным сообществом, в результате чего наука хорошо сохраняется и совершенствуется совместными усилиями миллионов людей; - научная информация становится достоянием общества, пробуждает широкий интерес к науке, привлекает к науке новых работников и учеников; - зачастую в общениях рождаются новые истины; - проверка со стороны многочисленных коллег – лучшее средство избавиться от ошибок и придать результатам исследованиям убедительный и общепринятый вид

 

(про социальное конструирование научной реальности, но на самом деле хз.. не уверен что это про текст Лукмана и Бергера) конструирование представляет формирование и построение определённой модели или образца и их технологическое овеществление и материализацию. Показано, что социальное конструирование реальности это, с одной стороны, характеристика процесса социального проектирования, с другой характеристика технологического преобразования мира. Доказано, что в современном мире конструирование социальной реальности выступает в качестве конструирования концепции Нового мирового порядка как общественного идеала и практической её реализации, в результате которой нежелательные для Нового мирового порядка субъекты должны быть нейтрализованы и вытеснены из международной жизни.

Словарик

Под социальным институтом понимают совокупность выработанных установок, норм, правил, требований, принципов и ценностей, связанных с определенной организационной структурой, которые контролируют и регулируют определенную сферу деятельности человека в обществе.

Институализация – это процесс формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах и законах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: