Характер и темперамент

Методические рекомендации

Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Психическая деятельность человека всегда содержит в себе три взаимосвязанные стороны:

· познавательную,

· эмоциональную

· и волевую.

В результате познавательной деятельности (включающей в себя ощущения, восприятие, память, мышление и воображение) формируются знания об окружающей действительности.

Эмоциональные процессы выражают отношение к тому, что человек познаёт и делает.

Воля обеспечивает активное воздействие на окружающий мир и выступает как регулирующая функция поведения людей.

В результате взаимодействия познавательной, эмоциональной и волевой сторон психики складываются сложные структурные образования, входящие в единую функциональную структуру психической деятельности человека. Это:

· направленность личности

· её мотивы,

· установки и ценностные ориентации,

· темперамент,

· характер,

· и способности.

Основная задача психологии - изучение механизмов, закономерностей и качественных особенностей проявления и развития психических процессов, состояний и свойств отражательной деятельности мозга, изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах её возрастного развития. Знание основ психологической науки помогает успешно решать практические вопросы в самых разных областях человеческой деятельности.

Когда речь идёт о психологии личности, то будущий педагог, тренер сталкиваются с необходимостью проникнуть в сознание ученика, спортсмена для того чтобы понять их поведение и действия и тут знания только общих закономерностей психических процессов недостаточно, т.к. необходимо ещё знать и содержание их ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, желаний, стремлений, т. е. специфику этих процессов. Вот почему так важно, чтобы студенты – будущие педагоги и тренеры – при изучении психологии личности поняли важность проблемы содержания сознания как отражения действительности и не сводили бы её к изучению только механизмов психических процессов.

Затруднения вызвал ещё один вопрос: ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР. В ЧЁМ ИХ РАЗНИЦА?

         Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.

Характер – совокупность основных, наиболее устойчивых свойств личности (черт), которые сформировались на протяжении жизни и определяют типичное для личности поведение.

Подобных черт насчитывается несколько тысяч. Зная характер человека, можно предусмотреть, как он будет действовать в тех или иных условиях. Характер – это определенная программа поведения, в нем можно выделить ведущие и второстепенные черты. Характер обнаруживает себя в поступках и действиях, особенностях речи, внешнем виде человека, он может изменяться с возрастом.

Характер и темперамент

Характер не следует отождествлять с темпераментом, однако, они тесно связаны между собой. С одной стороны, особенности темперамента могут «маскироваться» чертами характера, если этого требуют условия социального окружения, профессиональной деятельности и т.п. Сдержанность, как черта характера, может «маскировать» природную импульсивность холерика, что очень важно в профессиях педагога, бизнесмена, политика.

С другой стороны, темперамент определенным образом «окрашивает» черты характера. Он также может способствовать или противодействовать развитию определенных качеств. Холерику или сангвинику легче, чем меланхолику или флегматику, сформировать у себя инициативность и решительность. Однако, для холерика может стать серьезной проблемой формирования сдержанности и самоконтроля, а для сангвиника – требовательности к себе и самокритичности.

Характер тесно связан с темпераментом. Тип нервной системы влияет на индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. От типа темперамента зависит протекание внешних проявлений свойств характера. В зависимости от типа темперамента характерные способы поведения могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом. Так, при наличии стремления к общению, сангвиники первые начинают разговор, флегматики более пассивны в общении, хотя и откровенно делятся с товарищами своими переживаниями, но редко делают это по своей инициативе. Сангвиники легко заводят новые знакомства, но и легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и прекращают их. Такого рода различия в протекании внешних проявлений свойств характера могут быть названы динамическими особенностями. От свойств темперамента зависят динамические особенности свойств характера. Некоторые черты характера усиливают определенные свойства темперамента (экстраверсия – общительность).

 

Темперамент Характер
1. врожденная обусловленность 1. прижизненная сформированность
2. не может иметь социальной оценки 2. может быть социально желательным или нежелательным
3. обусловлен свойствами нервной системы 3. черты характера обусловлены темпераментом и отношениями
4. свойства проявляются непроизвольно, бессознательно, трудно контролировать 4. черты характера произвольны, сознательны, можем контролировать в большей степени
5. связан с эмоциональностью и активностью 5. соотносится с волевой сферой личности. Наличие воли – показатель развитости характера

 

Между темпераментом и характером существует тесная связь, поэтому образуется сплав характера и темперамента. В поведении взрослого человека их сложно разделить.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ:

 

1. Психология как наука. Этапы развития психологии.

2. Раскройте понятие темперамента и характера, в чём их разница?

3. Психика и сознание как функция мозга.

4. Основные методы психологии. Характеристика одного из них.

5. Возрастная периодизация психического развития человека.

6. Проблемы развития психики.

7. Раскройте суть методов исследования: наблюдение и тестирование.

8. Психическое развитие ребёнка в период младенчества.

9. Раскройте цели и задачи общей психологической подготовки спортсмена.

10. Раскройте суть методов исследования: эксперимент и беседа.

11. Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте.

12. Психологическая структура личности по Рубинштейну.

13. Теория личности по З. Фрейду.

14. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте.

15. Раскройте связь психологии с другими науками.

16. Человек. Личность. Индивид. Индивидуальность. В чём разница?

17. Методы эмоционально-волевой подготовки спортсмена.

18. Внимание. Понятие, его сущность, виды и свойства. Значение в учебной деятельности школьника.

19. Психологические особенности спортивной тренировки.

20. Опишите психологическую готовность ребёнка к школьному обучению.

Кризис 7–и лет.

21. Понятия и виды ощущения, восприятия, представления и их развитие в обучении.

22. Понятие о чувствах и их виды.

23. Раскройте содержание таких форм острого психического состояния спортсмена как: состояние «угрозы отказа» и «мёртвая точка».

24. Общая характеристика мышления, его понятие и виды. Роль единства мышления и речи.

25. Что такое темперамент? Перечислить типы темперамента. Дать краткую им характеристику.

26. Психическое состояние спортсмена в учебно-тренировочном процессе: «монотония» и «психическое пресыщение».

27. Природа воображения. Виды воображения.

28. Особенности мотивационной сферы личности. Функции мотивации.

29. Акцентуации характеров подростков. Перечислить типы акцентуаций.

30. Классификация девиантного поведения. Назовите основные причины, обусловливающие девиантное поведение.

31. Психологическая характеристика деятельности. Виды деятельности.

32. Особенности психического развития в юношеском возрасте. Профессиональное самоопределение – основное новообразование юношеского возраста.

33. Понятие и задачи педагогической психологии.

34. Направленность личности. Структура направленности.

35. Опишите основные пути преодоления стресса.

36. Психологическое значение возрастных и половых факторов в спорте и физической культуре.

37. Спортивная психодиагностика. Предмет психодиагностики. Методы исследования в психологии спорта.

38. Раскройте общее понятие о способностях. Виды способностей.

39. Структура педагогической психологии.

40. Природа эмоций и чувств. Дать определение. Назвать 10 базовых эмоций.

41. Цели, задачи и методы психологии спорта.

42. Психологические требования к личности учителя.

43. Классификация эмоций. Перечислить эмоциональные состояния. Опишите эмоциональное состояние - аффект.

44. Назвать обобщённую модель личности спортсмена.

45. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса.

46. Что такое стресс? Физиологические механизмы стресса.

47. Психологические особенности спортивной деятельности.

48. Социализация личности. Её роль в жизни.

49. Понятие о чувствах. Виды чувств. Назвать различия между эмоциями и чувствами.

50. Охарактеризуйте понятие потребность. Определите иерархию потребностей по Маслоу.

51. Понятие малой группы и коллектива.

52. Дайте психологическую характеристику понятию воля. Какую роль в жизни человека она играет? 

53. Зависимость поведения от эмоций.

54. Эффективность групповой сплочённости. Лидерство: сущность и содержание.

55. Мотивы спортивной деятельности. Факторы, блокирующие мотивацию.

56. Раскройте понятие саморегуляция личности. Её роль в жизни человека.

57. Что такое творческое мышление? Чем отличается понятие творчество от креативности?

58. Какими методами Вы пользуетесь для преодоления стресса и усталости? Опишите и обоснуйте свой ответ.

59. Какие отрасли психологии Вы знаете? Дайте одной из них характеристику.

60. Дайте характеристику понятию социальный статус. Чем он отличается от социальной роли?

61. Предмет и задачи психологии как науки.

62. Опишите процедуру определения типа темперамента (опросник

Г. Айзенка EPi). Какой тип темперамента у Вас?

63. Основы психологии творчества. Место воображения в творческой деятельности человека.

64. Раскройте содержание кризиса 7-и лет развития.

65. Назовите виды стресса, стадии стресса.

66. Особенности межличностных отношений в коллективе.

67. Дайте характеристику подростковому кризису.

68. Опишите эмоциональное состояние – фрустрация.

69. Особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте.

70. Раскройте содержание кризиса 3-х лет развития.

71. Раскройте содержание эмоционального состояния - аффект.

72. Проблемы и направления развития современной психологии спорта.

73. Раскройте содержание кризиса 1-го года жизни ребёнка.

74. Назовите волевые качества личности. Опишите процесс воспитания и развития воли.

75. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта. Отличительные и связующие черты психологии физического воспитания и спорта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: