Часть 3. Применение технологий дифференцированного обучения на уроках истории и обществознания

Образование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта; это значит, что оно должно ориентироваться на среднего ученика.

В то же время принцип гуманизации образования требует индивидуализации обучения, при которой учитываются особенности учащихся, создаются условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Способом разрешения этой противоречивой ситуации является технология дифференцированного обучения.

Идея дифференцированного обучения является отнюдь не новой для нашей отечественной школы. Еще при Петре I были открыты школы нескольких типов. Уже в этих учебных заведениях обучение носило дифференцированный характер.

Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. В современной школе уделяется недостаточно внимания индивидуальному аспекту обучения. Это, прежде всего, относится к жёсткой школьной системе с её учебным планом, одинаковым для всех обучающихся до окончания школы, преподавания предметов по единым, весьма перегруженным, обязательным для всех учебным программам. Существуют и другие отрицательные явления в учебной работе: слабая учебная мотивация обучающихся, учение ниже своих возможностей, пассивность.

Теория дифференцированного обучения достаточно хорошо разработана в монографиях, диссертациях, разделах учебников по педагогике. Но применение её на практике вызывает сложности.

Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп обучающихся.

Положительные аспекты уровневой дифференциации:

· у педагога появляется возможность уделять внимание сильному ученику и в то же время помогать слабому;

· появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

· реализуется желание сильных учеников быстрее и глубже продвигаться в образовании;

· сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

· повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

· в группе, где собраны одинаковые дети, ребёнку легче учиться.

Многие говорят об отрицательных сторонах уровневой дифференциации:

· деление детей по уровню развития негуманно;

· слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;

· высвечивается социально- экономическое неравенство;

· перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.

Внутренняя дифференциация – это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.

Чаще всего дифференциация реализуется через деление класса на микрогруппы, которые различаются по двум критериям: обученности и обучаемости.

Успешной реализации разноуровневого обучения способствует добровольность выбора учеником уровня обучения, полное усвоение базового компонента образования, отношение к ученику как субъекту деятельности, наличие промежуточного дифференцированного контроля, использование

разнообразных форм работы (пары сменного и постоянного состава, группы, индивидуальная работа), постоянная коррекция деятельности с учетом полученных результатов.

Выделяются три группы учащихся:

• с низким уровнем обучаемости и обученности (стартовый, минимально допустимый): слабые ученики должны иметь подсказку в виде плана; 5-7 уч-ся.

• со средним (базовый, репродуктивный): основное звено, базовые знания, возможен некоторый алгоритм выполнения задания; 12-15 уч-ся, минимальный уровень знаний и умений.

• с высоким (продвинутый, творческий): предполагает, что ученики справятся с заданием самостоятельно, без подсказок учителя. Эти задания носят характер сравнения, выявления и решения какой-либо проблемы. Это обычно 1-3 ученика т.е. те которые знают «сверх программы».

Некоторые способы дифференциации на уроках истории и обществознания.

1. Дифференциация по объему учебного материала.

Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссвор

2. Дифференциация по уровню трудности.

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности.

Например, дифференцированное задание по работе с текстом:

• составить план рассказа по изучаемой теме (1-ый уровень);

• подготовить тезисы по этой теме (2-ой уровень);

• составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов (3-ий уровень).

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Пример такого способа дифференциации – групповая работа в гомогенных (однородных по уровню) группах на уроке «Русь в период раздробленности. Господин Великий Новгород».

Первая группа обучающихся получает задание репродуктивного характера: с помощью учебника и атласа охарактеризовать географическое положение и природные условия Новгородской земли, выполнить задание в контурной карте.

Второй группе предлагается выполнить задание продуктивного характера: по картине художника А.М. Васнецова «Новгородский торг» заполнить таблицу «Экспорт и импорт товаров Новгородской республики». Дополнительное задание: «Найдите точное место действия картины на плане Древнего Новгорода с иконы Знамения. Определите по деталям, что торг происходит именно в Новгороде, а не в другом городе Древней Руси».

Третья группа на уроке выполняет задания продуктивного и творческого характера.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:

• образец оформления ответа; памятки, планы;

• карточки-помощницы с наводящими вопросами;

• справочные материалы;

• наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);

• начало или частичное выполнение задания.

Уч-ся со средним уровнем обучаемости выполняют задания самостоятельно

Ученикам с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное.

Слабым ученикам оказывается помощь.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

Этап проверки проводится фронтально.

Дифференцировать работу на уроках истории можно на любом этапе.

Необходимо использовать в обучении, особенно при подаче нового материала, широкого арсенала средств наглядности: схем, чертежей, картин, плакатов, карт, опорных конспектов и т.д.

Дифференцированные задания на уроках учёта и контроля знаний.

При проведении контрольных срезов обучающиеся получают несколько вариантов заданий по степени сложности или по объёму. Предварительно озвучиваю, какие задания на «3», какие - на «4», а какие - на «5». Дети сами выбирают задания по своим возможностям. Но не все реально оценивают свои возможности, завышенная самооценка

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: