Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессионально-обусловленные требования к личности педагога.
У учителя в школе очень много дел: он учит детей всему, что знает и умеет сам, он общается с ними и с коллегами по работе, организуя школьную жизнь своих воспитанников. Он делает все это потому, что обучен профессионально, компетентно осуществлять педагогическую деятельность, т.е. решать многочисленные и сложные педагогические задачи.
Учитель как субъект педагогической деятельности должен обладать определенными качествами. Одним из важнейших требований выступает четкость социальной и профессиональной позиций.
Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. А с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности — влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.
|
|
В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе.
К субъективным характеристикам педагога можно отнести следующие свойства:
- Наличие сформированной и четкой социальной позиции. Педагог должен быть уверен в правильности своего жизненного выбора, направлении деятельности, социальной роли;
-Навыки прогнозирования последствий своей деятельности. Педагог должен уметь применять разнообразные методики и средства в обучении и воспитании: их влияние на развитие личности, формирование определенных качеств, навыков и способностей;
- Наличие дидактических умений. Они предполагают способности педагога преподнесения познавательной информации, учебных программ в оптимальной форме, являющейся доступной для усвоения учащимися, мотивирующей их к познанию. Учитель должен уметь выстраивать учебный материал и его подачу таким образом, чтобы максимально избежать трудностей в его освоении;
-Наличие организаторских качеств. Педагог должен уметь выстроить учебный процесс в оптимальном ключе. Деятельность должна быть грамотно спланирована, проконтролирована, в последствии оценена и проанализирована для внесения корректировок;
|
|
- Навыки завоевания авторитета у учащихся. Если педагог сможет стать для учащихся лидером, то они будут стремиться к следованию его примеру, выполнять требования;
-Наличие качеств психологической направленности. Учитель должен уметь строить взаимоотношения с учащимися, находить подход к каждому ребенку, построить с ними рациональную систему взаимодействия, проявлять терпимость и тактичность.
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе можно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.
Я считаю, что у учителя должны быть такие профессиональные требования, как:
· высокая гражданская ответственность и социальная активность;
· любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
· подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
· высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
· потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
· физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Таким образом, учитель как субъект педагогической деятельности – это педагог, способный не только освоить деятельность, но и творчески ее преобразовать, а также самореализоваться в ней.
Ответ на второй вопрос:
Формирование физической культуры личности ребенка.
Физическому воспитанию личности отводится важная роль в воспитательном процессе, поскольку от него зависят моральные качества личности, сила воли с целеустремлённостью ребенка во взрослой жизни. Воспитание физической культуры у учащихся — важный и весьма сложный элемент внутришкольного управления. Оно осуществляется и направляется совместными усилиями всего педагогического коллектива: руководителей школы, учителей, классных руководителей, родителей.
Основные цели воспитания физической культуры личности:
· создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;
· активное развитие двигательной активности, вместе с которой развиваются качества: выносливость, быстрота, сила воли;
· формирование с последующим развитием базовых двигательных навыков и умений (шаги, подпрыгивания, бег), а также тех, которые встречаются гораздо реже (например, акробатика);
· усвоение азов в области медицины, гигиены, физкультуры и спорта.
Во время физического воспитания личности используются следующие средства:
· Упражнения – это сознательные двигательные действия, выполняемые согласно целям физического воспитания;
· Игры – сопутствуют развитию физических сил, сообразительности, а также укреплению командного духа;
· Туризм – включает в себя пешие прогулки, экскурсии по достопримечательностям, путешествия, походы;
· Спорт – поскольку в него заложено достижение высоких результатов в разных видах упражнений;
· Природные факторы – вместе с физической нагрузкой свежий воздух, солнце и др., способны благоприятно влиять на здоровье детей.
· Гигиенические факторы, которым относятся режим учебного года, рацион питания, достаточное количество часов сна.
Таким образом, я считаю, что здоровым стилем школьника принято считать: режим учёбы без перегрузки; организация свободного времени с преобладанием движений; личная гигиена и правильное питание; отсутствие травматизма и соблюдение техники безопасности; здоровые привычки и физическая активность. Установлено, что у детей, занимающихся физической культурой вне учебных занятий в школе, свободное время более насыщено музыкой, творчеством, чтением литературы, кино и выставками.