По признаку использования предметов и снарядов.
1. без предметов
2. с предметами
3. на снарядах
4. со снарядами
5. с использованием тренажеров
по признаку организации группы
1. одиночные упражнения
2. упражнения выполняемые вдвоем, втроем, в кругу, в сцеплении
3. упражнения в сомкнутых колоннах и шеренгах
4. упражнения в движении
по исходным положениям: из стоек, из седов, из приседов, из положения лежа, из висов и тд
Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счет изменения:
— количества упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ их может быть разное количество. В комплексе гигиенической гимнастики — 8—12, в комплексе ритмической гимнастики — 50— 70);
— содержания упражнений (движения отдельными частями тела с участием малого количества мышц оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения для всего тела с работой многих мышечных групп. Силовые упражнения, упражнения с отягощениями и упражнения на выносливость воздействуют на мышцы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы сильнее, чем упражнения на гибкость);
|
|
— интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает нагрузку);
— количества повторений (при проведении несложных ОРУ, укладывающихся в счет «1—4» или «1—8», под музыку, как правило, каждое упражнение повторяют 4, 8, 12 или 16 раз. Упражнения без музыки можно повторять в этих же пределах, не придерживаясь точного количества, диктуемого строением музыкального произведения);
— темпа (быстрый темп упражнений, как правило, более нагрузочен);
— исходных положений (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывает различную нагрузку. Например: сгибания и разгибания рук в упоре лежа с опорой руками о возвышение, на полу, с опорой ногами о возвышение или в упоре на брусьях).
Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом.
4. Первый этап обучения гимнастическому упражнению (цель, задачи, примеры)
Первый этап обучения — начальное обучение новому движению. Обучение на данном этапе направлено на создание общего представления о новом движении. Предварительное представление о движении служит основой для предстоящих двигательных действий. Это требует точного и последовательного создания образа нового движения. Ученик получает первичные сведения об упражнении: форме, направлении, решающих действиях, отдельных положениях. Эта информация может носить описательный характер и дополняться количественными значениями технических действий.
|
|
Основные действия преподавателя и ученика на первом этапе включают:
1) формулировку общей задачи предстоящего обучения;
2) обсуждение требований, которые будут предъявляться к ученику, с выделением связей нового движения с аналогичными, ранее сформированными навыками;
3) разработку плана предстоящих действий
4) объяснение и показ нового движения, конструирование его на моделях;
5) контроль за созданием представления путем описания учеником или воспроизведения того или иного фрагмента движения.
Создание представления на данном этапе обучения может быть дополнено двигательным опробованием: зафиксировано отдельное положение, проимитировано с помощью преподавателя или воспроизведено в максимально облегченных условиях (на тренажере). При этом ученик получает определенные мышечные ощущения (двигательную информацию), которые расширяют сведения о технике нового упражнения.
Задачи: создание общего представления о движении
Методы: показ, словесный.
Приемы: Рассказ, объяснение, обсуждение. Демонстрация рисунков, схем, киноматериалов. Выполнение подготовительных упражнений, имитация действий.
5. Второй этап обучения гимнастическому упражнению (цель, задачи, примеры)
Второй этап обучения — углубленное разучивание движения. Это решающий этап обучения. Он направлен на овладение основами техники нового движения. Деятельность преподавателя здесь складывается из следующего:
1) постоянного наблюдения за ходом выполнения движения;
2) сопровождения выполнения упражнения словесными и иными сигналами, подсказа ученику момента решающих действий;
3) оказания непосредственной помощи для облегчения выполнения;
4) обеспечения безопасности обучения;
5) исправления ошибок путем коррекции действий ученика в процессе выполнения движения;
6) планирования последующих заданий.
Если движение сложно и требует значительных физических затрат, то обычно выполняется одна попытка. При несложном задании выполняется серия повторений в одном подходе.
При планировании и организации обучения новому движению следует учитывать следующие моменты:
— предусмотреть не менее 6—8 подходов для выполнения заданий;
— при разучивании на одном занятии нескольких новых движений требуется их чередование с уже освоенными;
— для лучшего запоминания движения желательно его повторение на каждом занятии;
— перерыв между подходами к снаряду не должен превышать 3 минут.
В результате активной работы преподавателя и ученика на втором этапе обучения уточняется представление о новом движении, происходит овладение основами двигательного действия. Основными признаками становления нового двигательного навыка является автоматизированное выполнение основных элементов техники, образование новых координационных связей, управление двигательными действиями. На этом этапе возможно дробное изучение упражнения, а также целостное выполнение разучиваемого движения в естественных или облегченных условиях.
Результатом обучения на данном этапе является технически правильное и самостоятельное выполнение движения. При этом возможны еще неточности в деталях техники, нестабильность.
Задачи: овладение основами движения
Методы: целостный, расчлененный
Приемы: Выполнение упражнения по частям и целиком. Помощь и страховка. Использование дополнительных ориентиров. Определение контрольных заданий.
6. Третий этап обучения гимнастическому упражнению (цель,задачи,примеры).
Третий этап обучения — закрепление и совершенствование движения. Данный этап направлен на стабилизацию техники и совершенствование выполнения изучаемого движения. Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторения упражнения в стандартных условиях или близких к соревновательным.
|
|
Степень владения движением должна быть доведена до уровня прочного автоматизированного навыка, что позволит уверенно выполнять освоенное движение в различных условиях (на занятии, соревновании, показательном выступлении) на протяжении длительного периода.
Роль преподавателя на этом этапе обучения определяется задачами контроля и управления учебным процессом. Непосредственное участие в выполнении упражнения (помощь, сопровождение) уменьшается. Ученик чаще использует приемы самоконтроля и самооценки собственных действий.
В результате последовательного решения задач обучения на трех этапах гимнастическое упражнение выполняется технически правильно, стабильно и совершенно, т. е. перестает быть новым. Такой уровень владения движением можно считать завершением процесса обучения.
Для сохранения достаточно высокого качественного и технического уровня исполнения каждое упражнение необходимо периодически повторять.
Задачи:Стабилизация и совершенствование техник движения.
Методы:Соревновательно- игровой метод
Приемы: Установка на результат. Введение неожиданных условий. Акцентирование на деталях техники. Самооценка и самоконтроль ученика. Моделирование соревновательных условий.