По признаку организации группы

По признаку использования предметов и снарядов.

1. без предметов

2. с предметами

3. на снарядах

4. со снарядами

5. с использованием тренажеров

по признаку организации группы

1. одиночные упражнения

2. упражнения выполняемые вдвоем, втроем, в кругу, в сцеплении

3. упражнения в сомкнутых колоннах и шеренгах

4. упражнения в движении

по исходным положениям: из стоек, из седов, из приседов, из положения лежа, из висов и тд

Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осу­ществляется за счет изменения:

— количества упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ их может быть разное количество. В комплексе гигиенической гимнастики — 8—12, в комплексе ритмической гимнастики — 50— 70);

— содержания упражнений (движения отдельными частями тела с участием малого количества мышц оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения для всего тела с работой многих мышечных групп. Силовые упражнения, упражнения с отягощениями и упражнения на выносливость воздействуют на мышцы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы сильнее, чем упражнения на гибкость);

— интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает нагрузку);

— количества повторений (при проведении несложных ОРУ, укладывающихся в счет «1—4» или «1—8», под музыку, как правило, каждое упражнение повторяют 4, 8, 12 или 16 раз. Упражнения без музыки можно повторять в этих же пределах, не придерживаясь точного количества, диктуемого строением музыкального произ­ведения);

— темпа (быстрый темп упражнений, как правило, более нагрузочен);

— исходных положений (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывает различную нагрузку. Напри­мер: сгибания и разгибания рук в упоре лежа с опорой руками о возвышение, на полу, с опорой ногами о возвышение или в упоре на брусьях).

Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и за­дач, решаемых с данным контингентом.

 

4. Первый этап обучения гимнастическому упражнению (цель, задачи, примеры)

Первый этап обучения — начальное обучение новому движению. Обучение на данном этапе направлено на создание об­щего представления о новом движении. Предварительное представ­ление о движении служит основой для предстоящих двигательных действий. Это требует точного и последовательного создания образа нового движения. Ученик получает первичные сведения об упражнении: форме, направлении, решающих действиях, отдель­ных положениях. Эта информация может носить описательный ха­рактер и дополняться количественными значениями технических действий.

Основные действия преподавателя и ученика на первом этапе включают:

1) формулировку общей задачи предстоящего обучения;

2) обсуждение требований, которые будут предъявляться к ученику, с выделением связей нового движения с аналогичными, ранее сформированными навыками;

3) разработку плана предстоящих действий


4) объяснение и показ нового движения, конструирование его на моделях;

5) контроль за созданием представления путем описания учени­ком или воспроизведения того или иного фрагмента движения.

Создание представления на данном этапе обучения может быть дополнено двигательным опробованием: зафиксировано отдельное положение, проимитировано с помощью преподавателя или воспро­изведено в максимально облегченных условиях (на тренажере). При этом ученик получает определенные мышечные ощущения (дви­гательную информацию), которые расширяют сведения о технике нового упражнения.

 

Задачи: создание общего представления о движении

Методы: показ, словесный.

Приемы: Рассказ, объяснение, обсуждение. Демонстрация рисунков, схем, киноматериалов. Выполнение подготовительных упражнений, имитация действий.

 

5. Второй этап обучения гимнастическому упражнению (цель, задачи, примеры)

Второй этап обучения — углубленное разучивание дви­жения. Это решающий этап обучения. Он направлен на овладение основами техники нового движения. Деятельность преподавателя здесь складывается из следующего:

1) постоянного наблюдения за ходом выполнения движения;

2) сопровождения выполнения упражнения словесными и ины­ми сигналами, подсказа ученику момента решающих действий;


3) оказания непосредственной помощи для облегчения выполне­ния;

4) обеспечения безопасности обучения;

5) исправления ошибок путем коррекции действий ученика в процессе выполнения движения;

6) планирования последующих заданий.

Если движение сложно и требует значительных физических зат­рат, то обычно выполняется одна попытка. При несложном задании выполняется серия повторений в одном подходе.

При планировании и организации обучения новому движению следует учитывать следующие моменты:

— предусмотреть не менее 6—8 подходов для выполнения за­даний;

— при разучивании на одном занятии нескольких новых дви­жений требуется их чередование с уже освоенными;

— для лучшего запоминания движения желательно его повто­рение на каждом занятии;

— перерыв между подходами к снаряду не должен превышать 3 минут.

В результате активной работы преподавателя и ученика на вто­ром этапе обучения уточняется представление о новом движении, происходит овладение основами двигательного действия. Основны­ми признаками становления нового двигательного навыка является автоматизированное выполнение основных элементов техники, об­разование новых координационных связей, управление двигатель­ными действиями. На этом этапе возможно дробное изучение уп­ражнения, а также целостное выполнение разучиваемого движения в естественных или облегченных условиях.

Результатом обучения на данном этапе является технически правильное и самостоятельное выполнение движения. При этом возможны еще неточности в деталях техники, нестабильность.

Задачи: овладение основами движения

Методы: целостный, расчлененный

Приемы: Выполнение упражнения по частям и целиком. Помощь и страховка. Использование дополнительных ориентиров. Определение контрольных заданий.

 

6. Третий этап обучения гимнастическому упражнению (цель,задачи,примеры).

Третий этап обучения — закрепление и совершенство­вание движения. Данный этап направлен на стабилизацию техни­ки и совершенствование выполнения изучаемого движения. Это достигается в результате целостного и самостоятельного повторе­ния упражнения в стандартных условиях или близких к соревнова­тельным.

Степень владения движением должна быть доведена до уровня прочного автоматизированного навыка, что позволит уверенно вы­полнять освоенное движение в различных условиях (на занятии, соревновании, показательном выступлении) на протяжении дли­тельного периода.

Роль преподавателя на этом этапе обучения определяется зада­чами контроля и управления учебным процессом. Непосредствен­ное участие в выполнении упражнения (помощь, сопровождение) уменьшается. Ученик чаще использует приемы самоконтроля и самооценки собственных действий.

В результате последовательного решения задач обучения на трех этапах гимнастическое упражнение выполняется технически правильно, стабильно и совершенно, т. е. перестает быть новым. Такой уровень владения движением можно считать завершением процесса обучения.

Для сохранения достаточно высокого качественного и техниче­ского уровня исполнения каждое упражнение необходимо перио­дически повторять.

Задачи:Стабилизация и совершенствование техник движения.

Методы:Соревновательно- игровой метод

Приемы: Установка на результат. Введение неожиданных условий. Акцентирование на деталях техники. Самооценка и самоконтроль ученика. Моделирование соревновательных условий.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: