Часть 1
Эта часть работы содержит задания А1 — А12 с выбором ответа. Из четырех предложенных вариантов ответа только один верный. Внимательно прочитайте каждое задание и все варианты ответа.
А1. Назовите год принятия христианства князем Владимиром
1. 988 г. 2. 1054 г. 3. 1097 г. 4. 1113.
А2. Какое из названных имен связано с расколом Русской православной церкви в XVII в.?
1. Макарий 2. Сергий Радонежский 3. Никон 4. Адриан
А3. Результат петровских преобразований первой четверти XVIII в.:
1. отмена крепостного права 2. выход к Черному морю
3. создание сословно-представительных органов центрального управления
4. создание регулярной армии, артиллерии и флота
А4. Прочитайте отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите имя императрицы, о которой идет речь. « Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей. Она ласкала так называемых философов XVIII века и пленялась характером древних республиканцев, но хотела повелевать как земной Бог, — и повелевала. Петр, насильствуя обычаи народные, имел нужду в средствах жестоких — [...] могла обойтись без оных, к удовольствию своего нежного сердца: ибо не требовала от россиян ничего противного их совести и гражданским навыкам, стараясь единственно возвеличить данное ей Небом Отечество или славу свою — победами, законодательством, просвещением».
|
|
1) Екатерина I 2. Анна Иоанновна 3. Елизавета Петровна 4. Екатерина II
А5. Отметьте автора теории официальной народности.
1) П..Я.. Чаадаев 2. И.Д. Делянов 3. Д.А. Толстой 4. С.С. Уваров
А6. Когда произошла Невская битва и состоялся второй поход Батыя на Русь?
1)в 1237 г. 2) в 1240 г. 3)в 1242 г. 4) в 1265 г.
А7. Политический строй Древнерусского государства представлял собой
1. раннефеодальную монархию 2. боярскую республику
3. абсолютную монархию 4. сословно-представительную монархию
А8. Отметьте следствие реформы 1861 г.
1. увеличение класса наемных рабочих 2. увеличение численности крестьян-общинников
3. ограничение прав всех сословий кроме сельских обывателей;
4. снижение социальной напряженности в деревне
А9. Объезд князем с дружиной подвластных земель, платящих дань, назывался
1) оброк 2) полюдье 3) вервь 4) вече
А10. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло на реке
1) Неве 2) Воже 3) Угре 4) Калке
А11. В каком году произошло Полтавское сражение?
1) 1702 2) 1709 3) 1711 4) 1714
|
|
А12. Какое событие произошло в 1783 году
1) вхождение Крыма в состав России 2) издание Жалованной грамоты городам
3) открытие Академии Художеств 4) первый раздел Речи Посполитой
Часть 2
В этой части содержатся задания, которые требуют ответа в виде сочетания букв, слова (задания В1 — В12).
В 1. Выбери из списка три события, относящихся к правлению Александра II
1. «Теория официальной народности 2.Создание военных поселений
3.Судебная реформа 4. Завершение Крымской войны
5. Указ о вольных хлебопашцах 6. Отмена крепостного права
В2. Заполни в таблице пустые ячейки, используя в представленном ниже списке данные. Ответ запиши в таблицу.
Даты | Сражения | Правитель |
--------------------- (А) | Под Малоярославцем | ------------------ (Б) |
1702г. | --------------------------- (В) | Пётр Первый |
------------------ (Г) | Взятие Измаила | ----------------- (Д) |
1853г. | ------------------------ (Е) | Николай I |
1. Синопский бой 2. Взятие Нотебурга 3. Александр I 4. 1807г. 5. Битва у д.Лесная 6. Павел I 7. Александр II 8. 1812г. 9. 1790г.
В3. Расположи в хронологической последовательности правителей России.
1) Александр II 2) Павел I 3) Николай I 4) Пётр III 5) Александр I
В.4 Прочтите отрывок из Манифеста и напишите имя императора, издавшего его.
«Мы начали сие дело актом нашего доверия к Российскому Дворянству, к изведанной великими опытами преданности его Престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили Мы, по собственному вызову его, составить предложения о новом устройстве быта крестьян; причем Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В Губернских Комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего Дворянского общества каждой губернии, Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих Комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и их отношениях к помещикам».
В5. Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Ивана Грозного? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) «Стояние на реке Угре» 2) деятельность Избранной рады
3) присоединение Тверского княжества к Москве 4) созыв церковного собора (Стоглав)
5) присоединение Астраханского ханства 6) Соловецкое восстание
В6. Какие три из перечисленных черт характеризовали зависимость русских земель от Орды? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) перепись населения 2) создание Земских соборов 3) система баскачества
4) система местничества 5) получение ярлыка на великое княжение 6) отмена кормлений
В7. Ниже приведён перечень понятий, терминов. Все они, за исключением одного, относятся к преобразованиям Александра I. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Вольные хлебопашцы, Негласный комитет, министерства, земства, военные поселения.
В8. Ниже приведён ряд имён видных государственных и военных деятелей. Все они, за исключением одного, относятся к XVIII в. Найдите и запишите имя государственного деятеля, не относящегося к данному периоду.
|
|
Меншиков, Потёмкин, Миних, Румянцев, Канкрин.
В9. Кто из перечисленных государственных деятелей занимал высокие посты в конце царствования Александра II?
1) С. Ю. Витте 2) М. М. Сперанский 3) В. П. Кочубей 4) М. Т. Лорис-Меликов
В10. Напишите название войны, события которой изображены на схеме.
В11. Кто из императоров, правил Россией в то время, когда был создан этот памятник?
В12. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о памятнике, который Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) Данный памятник является образцом реалистического направления в искусстве.
2) Данный памятник установлен по повелению императрицы Екатерины II.
3) Император, которому установлен данный памятник, правил во второй четверти XVIII в.
4) Данный памятник известен под названием «Медный всадник».
5) Автором данного памятника является Ф. И. Шубин.
Часть 3.
Задания, содержащиеся в этой части, предполагают ответы в свободной форме. Обязательно напишите номер задания, а затем ответ на него.
С1. Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа?
Из исторического очерка:
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,— на Белоозере, а третий, Трувор,— в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
|
|
С2. На основе текста и знаний по истории укажите задачи названной военной операции. Приведите не менее трёх положений
«Марш-манёвр главных сил русской армии прикрывался сильным арьергардом, в задачу которого входило не только обеспечение планомерного и безопасного движения войск, но и дезориентация противника, для чего часть войск арьергарда должна была совершать движение в ложном направлении, увлекая за собой неприятельские отряды. Кутузов приказал командовавшему арьергардом генералу Милорадовичу направить казаков по Рязанской дороге для "фальшивого движения". Войска арьергарда успешно выполнили эту задачу, а также установили направление движения и численность наполеоновских войск.
Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать... Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло бы "исчезнуть" на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш- манёвр — одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружейным заводом.
В результате выхода русской армии в район Тарутино открывалась возможность прямого сообщения с южными областями России, которые могли питать армию людским пополнением <...> и всеми видами снабжения».
С3. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.
Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.
Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...