В.4 Прочтите отрывок из Манифеста и напишите имя императора, издавшего его

Часть 1

Эта часть работы содержит задания А1 — А12 с выбором ответа. Из четырех предложенных вариантов ответа только один верный. Внима­тельно прочитайте каждое задание и все варианты ответа.

А1. Назовите год принятия христианства князем Владимиром

1. 988 г. 2. 1054 г. 3. 1097 г. 4. 1113.

А2. Какое из названных имен связано с расколом Русской православной церкви в XVII в.?

1. Макарий 2. Сергий Радонежский          3. Никон                     4. Адриан

А3. Результат петровских преобразований первой четверти XVIII в.:

1. отмена крепостного права      2. выход к Черному морю

3. создание сословно-представительных органов центрального управления

4. создание регулярной армии, артиллерии и флота

А4. Прочитайте отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите имя императрицы, о которой идет речь. « Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей. Она ласкала так называемых философов XVIII века и пленялась характером древних республиканцев, но хотела повелевать как земной Бог, — и повеле­вала. Петр, насильствуя обычаи народные, имел нужду в средствах жестоких — [...] могла обойтись без оных, к удовольствию своего нежного сердца: ибо не требовала от россиян ничего противного их совести и гражданским навыкам, стараясь единственно возвеличить данное ей Небом Отечество или славу свою — победами, законода­тельством, просвещением».

1) Екатерина I                  2. Анна Иоанновна 3. Елизавета Петровна   4. Екатерина II

А5. Отметьте автора теории официальной народности.

1) П..Я.. Чаадаев                 2. И.Д. Делянов     3. Д.А. Толстой   4. С.С. Уваров

А6. Когда произошла Невская битва и состоялся второй поход Батыя на Русь?

1)в 1237 г.                 2) в 1240 г.             3)в 1242 г.                   4) в 1265 г.

А7. Политический строй Древнерусского государства представлял собой

1. раннефеодальную монархию                           2. боярскую республику

3. абсолютную монархию                                    4. сословно-представительную монархию

А8. Отметьте следствие реформы 1861 г.

1. увеличение класса наемных рабочих         2. увеличение численности крестьян-общинников

3. ограничение прав всех сословий кроме сельских обывателей; 

4. снижение социальной напряженности в деревне

А9. Объезд князем с дружиной подвластных земель, платящих дань, назывался

1) оброк 2) полюдье 3) вервь 4) вече

А10. Первое сражение русских дружин с монголо-татарами произошло на реке

1) Неве    2) Воже     3) Угре     4) Калке 

 А11. В каком году произошло Полтавское сражение?

1) 1702       2) 1709        3) 1711      4) 1714

А12. Какое событие произошло в 1783 году

1) вхождение Крыма в состав России                         2) издание Жалованной грамоты городам

3) открытие Академии Художеств                             4) первый раздел Речи Посполитой

Часть 2

В этой части содержатся задания, которые требуют ответа в ви­де сочетания букв, слова (задания В1 — В12).

В 1. Выбери из списка три события, относящихся к правлению Александра II


1. «Теория официальной народности              2.Создание военных поселений

3.Судебная реформа                                         4. Завершение Крымской войны

5. Указ о вольных хлебопашцах                     6. Отмена крепостного права    

В2. Заполни в таблице пустые ячейки, используя в представленном ниже списке данные. Ответ запиши в таблицу.

Даты Сражения Правитель
--------------------- (А) Под Малоярославцем ------------------ (Б)
1702г. --------------------------- (В) Пётр Первый
------------------ (Г) Взятие Измаила     ----------------- (Д)
1853г. ------------------------ (Е) Николай I

1. Синопский бой    2. Взятие Нотебурга                  3. Александр I         4. 1807г. 5. Битва у д.Лесная 6. Павел I                  7. Александр II                          8. 1812г.                   9. 1790г.



В3. Расположи в хронологической последовательности правителей России.


1) Александр II     2) Павел I    3) Николай I 4) Пётр III                5) Александр I


В.4 Прочтите отрывок из Манифеста и напишите имя императора, издавшего его.

«Мы начали сие дело актом нашего доверия к Российскому Дворянству, к изведанной великими опытами преданности его Пре­столу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Са­мому дворянству предоставили Мы, по собственному вызову его, со­ставить предложения о новом устройстве быта крестьян; причем Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И дове­рие наше оправдалось. В Губернских Комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего Дворянского общества каждой губер­нии, Дворянство добровольно отказалось от права на личность кре­постных людей. В сих Комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и их отношениях к помещикам».

В5. Какие три со­бы­тия из пе­ре­чис­лен­ных ниже свя­за­ны с цар­ство­ва­ни­ем Ивана Гроз­но­го? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

1) «Сто­я­ние на реке Угре»                                                       2) де­я­тель­ность Из­бран­ной рады

3) при­со­еди­не­ние Твер­ско­го кня­же­ства к Москве                 4) созыв цер­ков­но­го со­бо­ра (Сто­глав)

5) при­со­еди­не­ние Аст­ра­хан­ско­го хан­ства                              6) Со­ло­вец­кое вос­ста­ние

В6. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных черт ха­рак­те­ри­зо­ва­ли за­ви­си­мость рус­ских зе­мель от Орды? Со­от­вет­ству­ю­щие цифры за­пи­ши­те в ответ.

1) пе­ре­пись на­се­ле­ния       2) со­зда­ние Зем­ских со­бо­ров                         3) си­сте­ма бас­ка­че­ства

4) си­сте­ма мест­ни­че­ства    5) по­лу­че­ние яр­лы­ка на ве­ли­кое кня­же­ние   6) от­ме­на корм­ле­ний

  В7. Ниже при­ведён пе­ре­чень по­ня­тий, тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям Алек­сандра I. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

Воль­ные хле­бо­паш­цы, Не­глас­ный ко­ми­тет, ми­ни­стер­ства, зем­ства, во­ен­ные по­се­ле­ния.

В8. Ниже при­ведён ряд имён вид­ных го­су­дар­ствен­ных и во­ен­ных де­я­те­лей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к XVIII в. Най­ди­те и за­пи­ши­те имя го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля, не от­но­ся­ще­го­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.

Мен­ши­ков, Потёмкин, Миних, Ру­мян­цев, Кан­крин.

В9. Кто из пе­ре­чис­лен­ных го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей за­ни­мал вы­со­кие посты в конце цар­ство­ва­ния Алек­сандра II?

1) С. Ю. Витте 2) М. М. Спе­ран­ский  3) В. П. Ко­чу­бей     4) М. Т. Лорис-Ме­ли­ков

 

 

В10. На­пи­ши­те на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на схеме.

В11. Кто из им­пе­ра­то­ров, пра­вил Рос­си­ей в то время, когда был со­здан этот па­мят­ник?

 

В12. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

Какие суж­де­ния о па­мят­ни­ке, ко­то­рый Вы ви­ди­те, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных.

1) Дан­ный па­мят­ник яв­ля­ет­ся об­раз­цом ре­а­ли­сти­че­ско­го на­прав­ле­ния в ис­кус­стве.

2) Дан­ный па­мят­ник уста­нов­лен по по­ве­ле­нию им­пе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны II.

3) Им­пе­ра­тор, ко­то­ро­му уста­нов­лен дан­ный па­мят­ник, пра­вил во вто­рой чет­вер­ти XVIII в.

4) Дан­ный па­мят­ник из­ве­стен под на­зва­ни­ем «Мед­ный всад­ник».

5) Ав­то­ром дан­но­го па­мят­ни­ка яв­ля­ет­ся Ф. И. Шубин.

 

Часть 3.

Задания, содержащиеся в этой части, предполагают ответы в сво­бодной форме. Обяза­тельно напишите номер задания, а затем ответ на него.

С1. При­ве­ди­те на­зва­ние до­ку­мен­та и имя его ав­то­ра. К ка­ко­му вре­ме­ни от­но­сит­ся со­зда­ние этого до­ку­мен­та?

Из ис­то­ри­че­ско­го очер­ка:

«В год 6370 из­гна­ли ва­ря­гов за море, и не дали им дани, и на­ча­ли сами собой вла­деть, и не было среди них прав­ды, и встал род на род, и была у них усо­би­ца, и стали во­е­вать друг с дру­гом. И ска­за­ли себе: „По­ищем себе князя, ко­то­рый бы вла­дел нами и судил по праву". И пошли за море к ва­ря­гам, к руси... Ска­за­ли руси чудь, сло­ве­не, кри­ви­чи и весь: „Земля наша ве­ли­ка и обиль­на, а по­ряд­ка в ней нет. При­хо­ди­те кня­жить и вла­деть нами". И из­бра­лись трое бра­тьев со сво­и­ми ро­да­ми, и взяли с собой всю русь, и при­шли, и сел стар­ший, Рюрик, в Нов­го­ро­де, а дру­гой, Си­не­ус,— на Бе­ло­озе­ре, а тре­тий, Тру­вор,— в Из­бор­ске. И от тех ва­ря­гов про­зва­лась Рус­ская земля».

С2. На ос­но­ве тек­ста и зна­ний по ис­то­рии ука­жи­те за­да­чи на­зван­ной во­ен­ной опе­ра­ции. При­ве­ди­те не менее трёх по­ло­же­ний

«Марш-манёвр глав­ных сил рус­ской армии при­кры­вал­ся силь­ным арьер­гар­дом, в за­да­чу ко­то­ро­го вхо­ди­ло не толь­ко обес­пе­че­ние пла­но­мер­но­го и без­опас­но­го дви­же­ния войск, но и дез­ори­ен­та­ция про­тив­ни­ка, для чего часть войск арьер­гар­да долж­на была со­вер­шать дви­же­ние в лож­ном на­прав­ле­нии, увле­кая за собой не­при­я­тель­ские от­ря­ды. Ку­ту­зов при­ка­зал ко­ман­до­вав­ше­му арьер­гар­дом ге­не­ра­лу Ми­ло­ра­до­ви­чу на­пра­вить ка­за­ков по Ря­зан­ской до­ро­ге для "фаль­ши­во­го дви­же­ния". Вой­ска арьер­гар­да успеш­но вы­пол­ни­ли эту за­да­чу, а также уста­но­ви­ли на­прав­ле­ние дви­же­ния и чис­лен­ность на­по­лео­нов­ских войск.

Не­смот­ря на то, что На­по­ле­он разо­слал по всем до­ро­гам от­ря­ды, чтобы уста­но­вить на­прав­ле­ние дви­же­ния глав­ных сил рус­ской армии, ему так и не уда­лось это сде­лать... На­по­ле­он не знал, где на­хо­дят­ся Ку­ту­зов и его армия. В во­ен­ной ис­то­рии нет, по­жа­луй, по­доб­но­го при­ме­ра, когда бы почти 100-ты­сяч­ное вой­ско могло бы "ис­чез­нуть" на гла­зах у про­тив­ни­ка. В уме­нии ото­рвать­ся от фран­цуз­ской армии, вве­сти её в за­блуж­де­ние, в спо­соб­но­сти за­мас­ки­ро­вать ис­тин­ное на­прав­ле­ние дви­же­ния войск, со­вер­шить столь ис­кус­но флан­го­вый марш- манёвр — одна из круп­ней­ших за­слуг рус­ско­го ко­ман­до­ва­ния. За­вер­шив манёвр, рус­ская армия при­кры­ла Ка­лу­гу, где были со­сре­до­то­че­ны огром­ные во­ен­ные за­па­сы, Тулу с её ору­жей­ным за­во­дом.

В ре­зуль­та­те вы­хо­да рус­ской армии в район Та­ру­ти­но от­кры­ва­лась воз­мож­ность пря­мо­го со­об­ще­ния с юж­ны­ми об­ла­стя­ми Рос­сии, ко­то­рые могли пи­тать армию люд­ским по­пол­не­ни­ем <...> и всеми ви­да­ми снаб­же­ния».

С3. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке, на пе­ри­од двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов в Рос­сии в XVIII в.

Ряд ис­то­ри­ков (В. О. Клю­чев­ский, С. М. Со­ловьёв, С. Ф. Пла­то­нов и др.) рас­смат­ри­вали пе­ри­од двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов как зна­чи­тель­ный шаг назад в раз­ви­тии го­су­дар­ствен­но­сти.

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и два ар­гу­мен­та, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых Вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде. Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:    

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: