1) длинные цепи питания
2) продуценты изымаются из круговорота
3) небольшое число видов
4) осуществляется саморегуляция
5) замкнутый круговорот веществ
6) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной
В3. Среди экологических факторов укажите абиотические
1) наводнение
2) конкуренция между особями вида
3) понижение температуры
4) хищничество
5) недостаток света
6) вырубка леса
| При выполнении заданий В4 – В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов |
В4. Установите соответствие между строением и функцией вещества и его видом
| СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ |
| ВИД | |||||
|
А) состоят из остатков молекул глицерина и жирных кислот |
|
1) липиды
| |||||
| Б) состоят из остатков молекул аминокислот |
| 2) белки | |||||
| В) защищают организм от переохлаждения |
|
| |||||
| Г) защищают организм от чужеродных веществ |
|
| |||||
| Д) относятся к полимерам |
|
| |||||
| Е) не являются полимерами
|
|
| |||||
| А | Б | В | Г | Д | Е | ||
|
|
| ||||||
В5. Установите соответствие между признаком отбора и его видом
| ПРИЗНАКИ ОТБОРА
| ВИДЫ ОТБОРА | |||||
| А) сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями | 1) естественный | |||||
| Б) приводит к созданию новых пород животных и сортов растений | 2) искусственный | |||||
| В) способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями |
| |||||
| Г) проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе |
| |||||
| Д) действует в природе миллионы лет |
| |||||
| Е) приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде
|
| |||||
| А | Б | В | Г | Д | Е | |
|
| ||||||
В6. Установите соответствие между процессом, происходящим в природе, и формой борьбы за существование.
| ПРОЦЕСС | ФОРМА БОРЬБЫ |
| А) состязание между особями популяции за территорию | 1) внутривидовая 2) межвидовая |
| Б) использование одного вида другим | |
| В) соперничество между особями за самку | |
| Г) вытеснение черной крысы серой крысой | |
| Д) хищничество |
| А | Б | В | Г | Д |
Часть С
| На задание С1 дайте краткий свободный ответ, на задание С2- запишите предложения без ошибок, на задание С3 дайте полный развернутый ответ |
С1 Какие виды топлива – природный газ, каменный уголь, атомная энергия способствуют созданию парникового эффекта? Ответ поясните.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1) В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты.
2) Первым звеном пищевой цепи являются консументы.
3) У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.
4) В результате фотосинтеза выделяется углекислый газ.
5) Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.
С3. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трех примеров.






