Анкета «Жизнь группы глазами обучающихся»

1. Какие мероприятия этого года в группе тебе понравились?

2. Какие мероприятия этого года в училище (лицее) тебе понравились?

3. Какие мероприятия этого года в группе тебе не понравились?

4. Какие мероприятия в училище (лицее) тебе не понравились?

5. В каких мероприятиях ты принимал участие?

6. В каких мероприятиях не принимал участие, но хотел бы это сделать?

Мини-сочинение

В конце учебного года можно предложить обучающимся написать необычное мини-сочинение. Классный руководитель обращается с просьбой к ученикам: «Ребята! И я, и вы в течение всего учебного года не знали, что в нашей группе рядом с нами существовал человек-невидимка. Он был с нами на уроках и в столовой, на переменах и на мероприятиях, он был с нами везде и всюду. Как вы думаете, какой он увидел жизнь нашего коллектива, на что обратил внимание, а на что - нет, что его могло порадовать, а что - огорчить. Подумайте и напишите небольшое сочинение-размышление «Моя группа глазами человека-невидимки». Может быть, это поможет нам что-то изменить в нашей жизни, сделать ее честнее и лучше, добрее и интереснее».

Обучающиеся не должны в обязательном порядке подписывать свои сочинения. Они могут их подписать придуманными прозвищами, другими именами, названиями цветов и т. д. Все сочинения можно наклеить на большой лист ватмана и использовать эту работу при подготовке мероприятий и при планировании воспитательной работы. Очень важно проводить анализ каждого внеклассного мероприятия, каждого проводимого дела.

Для этого можно использовать очень простую, но тем не менее очень информативную диагностику.

На маленьких листочках, который получает каждый обучающийся, нарисованы следующие знаки:!,...,?,-.

Обучающиеся выбирают тот знак, который, по их мнению, наиболее точно отражает результат проведенного мероприятия, и обводят его кружочком.

! - внеклассное мероприятие было интересным, важным, нужным;

? - внеклассное мероприятие вызывает много вопросов и недоумений;

... - ученик в проводимом мероприятии был невостребованным;

-----мероприятие было неинтересным и формальным.

Классный руководитель собирает листочки и на отдельном листке выводит общий результат. Вот результат классного часа «Мир моих увлечений»:!!!!!!!!!!!!!!!!------????...

Такие листы можно оформлять после каждого внеклассного мероприятия, а в конце года для подведения общих итогов наклеить все листы с анализом мероприятий на лист ватмана.

На последнем в учебном году родительском собрании родителям тоже необходимо предложить ответить на вопросы, которые позволят оценить результативность воспитательной работы с группе глазами родителей.

Анкета «Воспитательная работа в группе глазами родителей»

1. Какие мероприятия этого года понравились вашему ребенку?

2. Какие мероприятия понравились вам?

3. Какие мероприятия вам не понравились?

4. Какие мероприятия не понравились вашему ребенку и почему?

5. В каких мероприятиях группы и училища в будущем году мог бы участвовать ваш сын (или дочь)?

6. В каких мероприятиях группы и училища могли бы вы принять участие в будущем году?

7. Какие мероприятия вы хотели бы предложить в будущий план воспитательной работы?

8. На что необходимо обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в будущем году?

9. Какие традиции, на ваш взгляд, необходимо развивать в коллективе обучающихся в будущем учебном году?

10. Какие совместные мероприятия детей и родителей в будущем учебном году вы хотели бы предложить?

Такое анкетирование помогает классному руководителю взглянуть на процесс воспитания обучающихся в группе по-новому, позволяет глубже и серьезнее проанализировать свою реальную деятельность, да и у родителей такие опросы вызывают и заинтересованность, и ответственность. У них формируется уважительное отношение к классному руководителю, которому небезразличен внутренний мир их детей. Почувствовав заинтересованность классного руководителя к себе, родители с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству в воспитательной работе в группе.

Если классный руководитель только начинает работать с группой, думает над тем, каким должен стать его коллектив в образовательном учреждении, можно предложить родителям вспомнить часы своего ученичества в образовательном учреждении, в группе. С этой целью следует задать им на первом родительском собрании или в ходе индивидуального собеседования следующие вопросы:

1. Какие воспоминания связаны у вас с вашим образовательным учреждением, группой?

2. Какие интересные мероприятия были в вашей студенческой жизни?

3. Какие традиции и обычаи были в вашей группе, которые были бы значимы для сегодняшних обучающихся?

4. Какими нравственными уроками своего студенчества вы хотели бы поделиться с сегодняшними ребятами?

Итак, классный руководитель, изучив планирование воспитательной работы школы, особенности группы, родительского коллектива, определив внеклассные мероприятия, которые хотелось бы провести в параллели, может приступать к составлению плана, прибегнув к помощи обучающихся.

Варианты совместного с обучающимися планирования внеклассной работы

Вариант первый

Классный руководитель записывает на доске все предполагаемые внеклассные дела, в которых будет участвовать коллектив обучающихся в группе и в училище (лицее). Ребятам предлагается определить самые важные, интересные и значимые для жизни группы дела.

Затем группа ребят (по желанию или по выбору самих обучающихся) анализирует выбор мероприятий и определяет группы ребят, которым интересны одинаковые мероприятия.

Ребята, которые выбрали одни и те же мероприятия, получают возможность объединиться и определить содержание и форму будущего мероприятия. Свои проекты ребята сдают классному руководителю или обсуждают совместно.

Такая работа всего класса совместно с классным руководителем позволяет многое узнать об обучающихся, как они общаются друг с другом, кто занимает лидерскую позицию, за кем следуют ребята, к кому прислушиваются, кто безразличен и отстранен от общего дела.

Вариант второй

Обучающимся в группе предлагаются написанные на доске даты красного календаря, но рядом с датой ее значение не пишется. Обучающимся необходимо вспомнить значение каждой даты, определить ее важность для каждого из них и коллектива в целом, а также определить, какие из дат, написанных на доске, можно включить в план групповых дел на текущий год.

Затем ребята выступают и объясняют, почему необходимо включить или, наоборот, исключить из плана ту или иную дату.

Обучающимся предлагается объединиться в группы и составить план проведения мероприятия, а также определить, в какой форме оно будет проходить.

Вариант третий

Классный руководитель заранее готовит маленькие записочки, ни которых написаны различные формы внеклассных мероприятий: классный час, беседа, диспут, праздник, экскурсия, читательская конференция, поход, брейн-ринг, викторина и т. д. Обучающиеся по очереди вытягивают по одной записочке и придумывают содержание данного вида внеклассного мероприятия. Для выполнения этой работы можно дать учащимся 30 мин.

Созданный вариант внеклассного мероприятия обучающиеся записывают на листок бумаги.

Надо отметить, что в записочках одна форма проведения внеклассного мероприятия может встречаться дважды и даже трижды. В результате проведенной работы получится несколько вариантов бесед, праздников и т. д.

Свои творения ребята сдают в жюри внеклассных дел, которое оценивает разработки ребят по следующим критериям: 1) занимательность; 2) познавательная значимость; 3) задействованность обучающихся группы; 4) полезность для обучающихся, группы и училища (лицея).

Затем жюри внеклассных дел совместно с классным руководителем анализирует полученные разработки и определяет те из них, которые отвечают всем выше перечисленным критериям. Эти разработки с учетом дополнений и замечаний классного руководителя можно вполне успешно использовать в составлении содержания плана воспитательной работы.

Вариант четвертый

Обучающимся предлагается побыть в роли классного руководителя, которому необходимо составить план воспитательной работы в своей группе. Вот этой работой и должны заняться сами обучающиеся. С этой целью коллектив разбивается на две группы, по количеству полугодий. В каждой группе выбирается руководитель группы. Руководитель группы имеет право вытянуть из коробки листок бумаги, на котором написаны времена года, к примеру осень.

Таким образом, учащимся становится понятно, что одна группа готовит план воспитательной работы на I полугодие, вторая группа - на II полугодие. Ребятам разрешается самим определить, в каких внеклассных мероприятиях будет участвовать группа, в каких общеучилищных мероприятиях они могут проявить себя, какими эти мероприятия будут по содержанию и кто будет отвечать за их проведение.

Ребята могут выполнить эту работу в классе. Если же они захотят продолжить обсуждение и попросят дополнительное время, то можно предложить им эту информацию подготовить к следующему классному часу.

Приведенные выше варианты совместного с обучающимися планирования воспитательной работы полезны тем, что позволяют сделать процесс планирования занимательным и творческим не только для педагога, но и для обучающихся. Они понимают, что взрослый неравнодушен к тому, чем и как будут жить обучающиеся. Да и родители начинают по-иному относиться и к училищу, и группе, и к своему посещению образовательного учреждения. Планирование - это первый шаг к тесному сотрудничеству педагога, коллектива обучающихся и родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: