Развал СССР и самоликвидация научного атеизма

Во времена Михаила Горбачева, когда развалился Советский Союз, пропал и научный атеизм.  Хотя официально считалось, что при строительстве развитого общества число верующих неумолимо будет сокращаться, доля верующих стала возрастать, а атеистов уменьшаться. В обществе возникло «эстетическое отношение к религии – увлечение храмовой архитектурой или иконописью без особенного мировоззренческого подтекста».

В конце 1990-х годов в России сложились несколько «организованных атеистических групп». Это - «левацкий атеизм, который исповедуют в основном приверженцы коммунистической или анархистской идеологии». И – «гуманистический атеизм, выразителями которого стало академическое сообщество», сформированное советским научным атеизмом. Поскольку сейчас называться атеистом «не модно» и «не очень принято», его приверженцы стремятся открыто не афишировать свою принадлежность.  

                    

Атеизм в современном мире

Современная  эпоха отличается развитием особых тенденций, которые питает всеобщая информатизация. Она вместе с «всемирной паутиной» ХХI века, которая проявляется в общедоступном пользовании интернет ресурсами, проникает даже в отдаленные уголки государств и оказывает огромное влияние на формирование личности новых поколений. Создан единый, охватывающий всю планету, социальный организм, объединяющий человечество глобализация.

«Несмотря на особо сложившиеся исторические пути развития, страны Европы и Америки, индокитайский Восток, государства исламского мира  имеют в настоящее время общие черты взаимоотношений религии и общества. Это секуляризация общества, которая в социологии определяется как процесс снижения роли религии в жизни общества».

 Архиепископ Львовский и Галицкий Августин так характеризует секуляризацию современного общества: «Важнейшей вехой нашего времени с полным основанием можно назвать сужение влияния традиционных религий в обществе и на общество. Это поистине эпохальное явление именуют секуляризацией, оно имеет западноевропейское  происхождение. Секуляризация – это освобождение мира от религиозного самопонимания и разрушение религиозной системы мировосприятия. Секуляризация открыто не проявляется как борьба с религией, и релятивизирует (делает относительной) религиозную картину мира и тем самым её обезоруживает. Секуляризация открыто не борется с религией, но она способствует росту в обществе атеизма».

Авторы учебника «Религиоведение» Кармин, Носович и Ильин считают, что «по сравнению с религией  атеизм – мировоззренческая позиция более трудная и более ответственная. Атеист – не перекладывает на Бога решение проблем морали – он сам берёт на себя обязанность решать, что есть добро и зло». [1]  Однако, сожалеют авторы учебника, для множества людей страх перед Богом и упование на его моральную поддержку оказывается необходимым.

Характеризуя современное состояние российского общества, авторы учебника Кармин, Носович и Ильин выражают недовольство тем, что российские власти, по сравнению с советскими правителями, «перегибают палку в другую сторону». [2]   Так, если во времена СССР власти заставляли почти полностью умолкнуть «голосу Церкви и нельзя было слова сказать в защиту религии», то теперь не дают открыто высказываться атеистам. «Антирелигиозная пропаганда считается чуть ли не неприличной и редко получает доступ к средствам массовой информации, а иногда и подвергается уголовному преследованию. Видимо, они сами являются атеистами. Современной цивилизации, -  чужд дух обязательного единомыслия и нетерпимости к инакомыслию, она должна дать человеку полную свободу в выборе религии или атеизма …». Однако, несмотря на эти сожаления, следует отметить, что «обязательное единомыслие», к примеру, в атеистических подходах к образованию молодого поколения, крепко укоренилось со времен воинствующего атеизма и главенствует до сих пор.

 

Заключение

Как проповедовать о Христе в современном обществе?

В заключение работы по исследованию понятия «атеизм», его истории развития и влияния на общество, с точки зрения православного человека, хочется поставить вопрос: «Как говорить или проповедовать о Христе в современном обществе, раздираемом различными взглядами и убеждениями?» Я думаю, на этот вопрос хорошо отвечают некоторые православные пастыри наших дней, цитируемые ниже.

Священник Димитрий Шишкин: – «Проповедь Христа выражается, прежде всего, не в словах, а в подражании Ему. Это подражание в глубоком, духовном и точнейшем смысле возможно только в лоне Святой Православной Церкви, потому что именно в Церкви человек «облачается во Христа», то есть обретает возможность и надежду на теснейшее единение с Богом. Это подражание заключается в тщательном исполнении Заповедей Христовых. И можно сказать, что главная проблема нашего времени – это малоделание при тотальной привычке к многословию. Причем под деланием мы понимаем не столько внешнюю деятельность, которая как раз может быть бурной и имеющей вид добра, но сокровенный труд по хранению и преображению собственного сердца, следствием чего служит и преображение личной жизни, приобретение смирения, покаяния и сокрушенного умиления. Тогда и дела, и слова наши обретают силу не нашей немощи, а действующего в нас Христа».[3]

Протоиерей Феодор Бородин: – «Миссионер должен молиться о тех, кому он проповедует. Он должен молиться: «Господи, дай мне слово, чтобы коснуться ума и сердца этого человека». И второе – «Господи, убереги меня от тщеславия». Потому что как только миссионер допускает внутрь себя хоть немного тщеславия, все его усилия оказываются напрасны».[4]

Священник Валерий Духанин: – « Наверное, удивлю своим ответом, но люди очень легко и быстро откликаются на проповедь о Христе. И так было всегда и всегда будет. Потому что души людей тоскуют без Бога, жаждут истины, света, добра, тепла. Люди тянутся к этому. И когда в тебе самом живет искренность, когда искренность наполняет твое отношение к Богу, к ближним, ко всему вокруг, то очень быстро люди вдруг начинают сами идти к тебе, даже когда ты об этом не думал и никаких миссионерских целей не ставил.

Собственно, проповедовать в том смысле, чтобы выходить на площадь и вещать, глядя на людей сверху вниз, – крайне неразумно. Души людей жаждут не ораторских эффектов, не сеансов психотерапии, а живой беседы, от сердца к сердцу, теплого отношения, элементарной доброты. Конечно, для пробуждения в людях веры недостаточно быть просто хорошим человеком – важно нечто надмирное, превышающее наши страсти земные, то есть важна жизнь во Христе, ибо жизнь пробуждается только от жизни.

 

И вот едва где-то появляется огонек живого общения с Богом, как все мы тут же готовы туда спешить, потому что в сердце что-то пробуждается от соприкосновения с душой, живущей в Боге. Мы чувствуем что-то родное, нужное нам, но нами самими либо не достигнутое, либо утраченное.

 

Поэтому, думаю, что главное в нашей христианской жизни – подлинность. Если ты будешь по своей жизни ложь, одно на словах, а другое в сердце, то кто поверит тебе? Люди почувствуют фальшь и не пойдут за тобой. Но когда люди чувствуют подлинность, то это вызывает уважение, а затем и желание соприкоснуться с сокровищем, которым обладает верующий человек». [5]

К концу моего реферата  я хотела бы посоветовать известные мне источники, в которых думающий человек, ищущий и желающий разобраться в самых главных жизненных вопросах – о существовании Бога, мог бы почерпнуть для себя некоторую пользу. Это известные в православном мире книги, такие как:

1) «Непознанный мир веры». В этой книге собраны рассказы известных христианских ученых, художников, писателей, артистов, полководцев о том, какими поразительными путями они пришли к вере в Бога, христианству и Православию. В книге также собраны и подробно описаны чудеса Православия, такие как ежегодное Схождение благодатного огня у Гроба Господня в Великую Субботу перед Пасхой, с научной точки зрения подробно описано изучение с помощью современных технических средств сохранившейся до наших дней Туринской плащаницы - свидетельницы воскресения Христа. Это кусок длинной ткани, в которую было обёрнуто  тело нашего Спасителя после мученической смерти посредством распятия на кресте. [6]

 

2) Учебник «Общей биологии для 10-11 классов» автора Сергея Вертьянова, кандидата физико-математических наук. Учебник издан под редакцией ныне покойного профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, лауреата Государственной премии РФ, академика Ю.П. Алтухова.   Представляя учебник биологии как первый опыт, не стесненный материалистическими рамками, - академик Алтухов рассказывает и о том, как сам пришёл к Богу.

 

«За последние 10 лет, – пишет академик, – мои представления о мире и человеке претерпели коренные изменения и привели к твёрдому убеждению в том, что наш мир – результат высшего творческого разума. Сложность, комплексность и саморегуляция в мире живого таковы, что неизбежно приходишь к заключению о наличии Плана –  и, следовательно, места для случайности не остается». Жизнь – это гораздо больше, чем существование вещества, материи. Это явление духовного мира, - заключает академик. [7]

 

3) «Святитель-хирург» - книга, которая описывает удивительное житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Эта неординарная сильная личность, его удивительная судьба подтверждают возможность гармоничного сочетания науки и религии.  

 

Святитель Лука, будучи искусным хирургом, профессором медицины во времена жесточайших гонений на Православие, в 20-е годы ХХ века, стал епископом и тут же подвергся репрессиям со стороны советской  власти. В общей сложности он провёл одиннадцать лет в северных ссылках и тюрьмах. Но где бы ни был, продолжал бескорыстно лечить больных, успешно проводил сложнейшие операции. Не оставлял и высокое церковное служение. «Перед операцией он всегда творил молитву и ставил на теле больного йодом крест». Ещё находясь в ссылке, во времена Великой Отечественной войны с фашистами, в качестве главного  хирурга руководил Красноярским эвакогоспиталем для раненых бойцов.

 

Войно-Ясенецкий за свой научный труд «Очерки гнойной хирургии», который написал будучи епископом, получил наивысшую награду государства – Сталинскую премию.

 

Однажды на заседании Хирургического общества в Крыму, некий военный хирург спросил Владыку Луку, уже избранного в то время почетным членом Академии: «Как вы, такой специалист, хирург, можете верить в Того, Которого никто никогда не видел, в Бога?» На это профессор спросил, а верит ли вопрошающий  в человеческий разум? И, получив утвердительный ответ, спросил далее: «А вы видели ум?».- Конечно, нет. – «Вот так и я, –  заметил Владыка,- не видел Бога, но верю, что Он есть». Архиепископ Лука после упокоения был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. [8]

Список использованной литературы:

1. В.В. Ильин, А.С. Кармин, Н.В. Носович. Религиоведение. Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 140 с. (Серия «Краткий курс»).

 

2. А.И. Осипов. Бог. Москва: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2015. – 192 с. (5-е издание исправленное и дополненное).

 

3. Лекция: Краткий курс по религиоведению. 12-ый раздел: Атеизм и свободомыслие как явление духовной культуры. [Электронный ресурс]: официальный сайт StudIzba.com. Режим доступа: https://studizba.com/lectures/88-religiovedenie/1252-kratkiy-kurs-po- religiovedeniyu/23296-12-ateizm-i-svobodomyslie-kak-yavlenie-duhovnoy-kultury.html

 

4. Протдиак. В. Марущак. Святитель-хирург. Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Москва: Даниловский благовестник, 1997. – 160 с.

 

5. С.Ю. Вертьянов под редакцией академика РАН Ю. П. Алтухова. Общая биология. Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Москва: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. – 352 с. (2-е издание, расширенное).

 

6. М.Г. Жукова (редактор-составитель). Непознанный мир веры. Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2012. – 448 с. (14-е издание).

 

7. А. Коняев, А. Артемьев. Сердце бессердечного мира. Как родился и умер советский научный атеизм. [Электронный ресурс]: информационное агентство Ienta.ru.  Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2013/08/09/atheism/

                                                                                           

 


 


[1] В.В. Ильин, А.С. Кармин, Н.В. Носович. Религиоведение. (Цитируемый текст со стр. 56). Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 140 с. (Серия «Краткий курс»).

 

[2] В.В. Ильин, А.С. Кармин, Н.В. Носович. Религиоведение. (Цитируемый текст со стр. 56). Санкт-Петербург: Питер, 2006. – 140 с. (Серия «Краткий курс»).

 

 

[3] Свящ. Д. Шишкин. Статья: Ответы пастырей. Как проповедовать Христа в современном обществе? [Электронный ресурс]: Православный  портал – Православие.ru, 28.01.2019. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/118884.html

[4] Прот. Ф. Бородин.   Статья: Ответы пастырей. Как проповедовать Христа в современном обществе? [Электронный ресурс]: Православный  портал – Православие.ru, 28.01.2019. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/118884.html

 

[5] Свящ. В. Духанин Статья: Ответы пастырей. Как проповедовать Христа в современном обществе? [Электронный ресурс]: Православный  портал – Православие.ru, 28.01.2019. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/118884.html

[6]   М.Г. Жукова. Непознанный мир веры. Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2012. – 448 с. (14-е издание).

 

[7]  С.Ю. Вертьянов под редакцией академика РАН Ю. П. Алтухова. Общая биология. Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Москва: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. – 352 с. (2-е издание, расширенное).

 

[8] Протдиак. В. Марущак. Святитель-хирург. Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Москва: Даниловский благовестник, 1997. – 160 с.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: