Разработка оперативного плана снегоборьбы на ст. Малошуйка

5.1 Подготовка к зиме

 

Железные дороги должны работать непрерывно и ритмично в любое время года и суток. Снег, попадая на путь, создает дополнительное сопротивление движению поездов, вызывает дополнительный расход энергии и топлива, снижение скоростей движения, осложняя эксплуатационную работу заносимого участка. Своевременное осуществление мер по надежной защите пути от снежных заносов, эффективное использование снегоочистителей и снегоуборочной техники направлено на обеспечение четкой работы железнодорожного транспорта в зимний период.

Понятие «снегоборьба» подразумевает систему основных комплексных мероприятий:

- снегозадержание с полевых сторон от пути;

- удаление снега с пути.

При этом следует иметь в виду, что необходимо максимально обеспечивать снегозадержание, так как уборка снега значительно более дорогостоящее мероприятие.

Отложения снега на пути образуются при снегопадах и метелях, которые как природные явления в зависимости от осадков характеризуются следующими признаками:

- снегопад – выпадение снега при отсутствии ветра;

- поземка (низовая метель) – перенос ранее выпавшего снега при скорости ветра 5-10 м/с, но при отсутствии снегопада;

- верховая (общая) метель – выпадение снега при ветре и одновременный его перенос.

Большую опасность для движения поездов представляют метели, при которых образуются заносы пути и плотные снегоотложения. При отложениях снега, даже при спокойном снегопаде, более 20 см выше головки рельса создается опасность схода подвижного состава с рельсов; из-за попадания снега между остряками и рамными рельсами затрудняется перевод стрелок; образование уплотненного слоя снега в области контакта подошвы рельса и подкладки (явление «напрессовки») может привести к аварии поезда; снег на пути увеличивает сопротивление движению, что приводит к повышенному расходу электроэнергии или топлива, снижает скорость движения, а глубокие заносы могут вызвать даже прекращение движения поездов

Выбор средств и осуществление тех или иных мероприятий по снегоборьбе, а также очередность их выполнения на конкретных участках пути и станциях производится на основании учета двух основных признаков: категории и степени снегозаносимости. Категория снегозаносимости зависит от поперечного профиля земляного полотна и характеризует уровень опасности заноса того или иного участка пути и угрозы движению поездов и поэтому определяет очередность по времени защиты пути от заносов.

В установленные сроки проводится комплекс мероприятий, связанных с оздоровлением и усилением верхнего строения пути, искусственных сооружений, земляного полотна, подготовкой кадров, служебных и бытовых помещений, средств снегозащиты и борьбы со снежными заносами.

Первозимников (монтеров пути, обходчиков, бригадиров пути, дорожных мастеров) обучают особенностям и приемам работ в зимних условиях, а руководителей временных рабочих – правилам производства работ, техники безопасности и особенностям работы в конкретных местных условиях.

Специальные бригады I и II очередей формируют из работников предприятий железнодорожного транспорта, расположенных на территории узлов станций. Бригады I очереди, вызываемые немедленно с наступлением метели, состоят из работников дистанции пути и ПМС. Бригады II очереди, вызываемые через 3-4 часа после наступления метели, формируют из работников всех остальных служб. Бригады III очереди, вызываемые согласно оперативному плану по заявкам дистанции пути, формируют из работников территориальных организаций, а в отдельных случаях из личного состава воинских частей местных гарнизонов.

В осенний период дистанция пути разрабатывает оперативный план действий на зимний период. В нем предусматривают следующие мероприятия:

-защиту перегонов и станций от снежных заносов;

-расстановку средств снегоборьбы;

-способы и очередность очистки станционных путей;

-организацию работы снегоочистительных машин и механизмов;

-порядок использования средств очистки стрелок;

-обеспечение потребным количеством рабочей силы, порядок ее использования при I, II и III очередях.

На крупных узлах и станциях разрабатывают единые технологические процессы работы станций с учетом круглосуточного использования снегоуборочной техники и ликвидации последствий снегопадов и метелей в течение не более 3 суток. Выписки из них выдаются дорожному мастеру, машинисту снегоуборочной машины, дежурным по станции и маневровым диспетчерам.

Малошуйской дистанцией пути были выполнены следующие организационно-технические мероприятия по подготовке хозяйства и кадров в зимний период 2018г.-2019г.:

1. Для обеспечения устойчивой работы в зиму 2018г.-2019г. выполнен установленный план ремонтно-путевых работ; до наступления отрицательных температур путь приведен в надежное состояние; проведены работы, направленные на отмену длительных предупреждений ограничения скорости; выполнены работы по переборке изолирующих стыков.

2. Проведен осенний комиссионный осмотр пути, земляного полотна, искусственных сооружений. Своевременно устранены выявленные неисправности.

3. Установлен контроль за состоянием пути, используя имеющиеся на дистанции пути средства диагностики, соблюдая периодичность проверки состояния рельсов в соответствии с Приказом МПС № 9/ЦЗ от 10.07.95 г., на участках со слабым верхним строением пути установлены круглосуточные обходы.

4. Пересмотрены и утверждены оперативные планы по снегоборьбе.

5. Сформированы постоянно действующие бригады по уборке территорий от деталей вагонов, материалов ВСП и др.

6. Проведен осмотр и выполнены необходимые работы по ремонту имеющихся средств пневматической очистки стрелок, электрообогрева, воздухопроводов, компрессорных установок.

7. Комиссиями под председательством главного инженера отделения дороги проверена готовность устройств пневмообдувки и электрообогрева стрелочных переводов с составлением акта по каждой станции; проверены освещение территорий станций, работа громкоговорящей связи.

8. Разработаны и утверждены графики профилактического обслуживания и ремонта снегоуборочной техники на зимний период. Ремонт снегоуборочной техники в период снегоборьбы выполняется в первую очередь в мастерских дистанции пути, а также в локомотивных и вагонных депо. Выделены стойла в механических мастерских для выполнения аварийных работ и профилактического ремонта снегоуборочной техники.

9. В местах стоянок машин обеспечен запас горючего и смазки для немедленной отправки машин в любое время суток.

10. Готовность снегоуборочных машин проверена комиссиями под председательством начальника отдела пути с участием бригад, обслуживающих машины.

11. Проверено наличие путей, емкостей для выгрузки снега.

12. Все снегоуборочные машины укомплектованы квалифицированными бригадами и руководителями работ из расчета их круглосуточной работы.

13. Снегоуборочная техника закреплена за особо заносимыми участками и станциями.

14. Для каждой снегоуборочной машины установлено число рейсов в сутки.

15. Проверено состояние междупутий для обеспечения работы снегоуборочных машин.

16. Проведено обучение механизаторов, обслуживающих снегоуборочную технику.

17. Подготовлены к зиме служебно-технические здания.

18. Проведены инструктивные занятия с первозимниками.

19. Приказом по дистанции пути утверждены списки опытных работников для руководства временной рабочей силой, привлекаемой на снегоборьбу.

      20 Подготовлены средства защиты от снежных заносов на перегонах и станциях.

      21Создан запас спецодежды, рукавиц, лопат, метел и другого инвентаря для работников, выделяемых на снегоборьбу.

В целом можно утверждать, что руководством дистанции проведена очень хорошая подготовка к зимнему периоду. Обеспечено не только проведение мероприятий по ликвидации снежных заносов, но и по их предупреждению.

 

5.2 Наличие и расстановка снегоуборочной техники.

 

Для механизации работ по удалению снега с путей применяются снегоочистители и снегоуборочные машины. Их работу планирует начальник дистанции пути или его заместители на основании прогноза погоды или по заявкам дорожных мастеров.

Для работы снегоочистителей, снегоуборочной техники и снеговых поездов локомотивы выделяются по заявкам ПЧ, заместителя ПЧ и начальника участка передаваемым в отдел перевозок и старшему локомотивному диспетчеру.

Работа каждого снегоуборочного поезда на станции находится под постоянным контролем ответственных работников дистанции пути и станции.

Для руководства работой снегоочистителей, снегоуборочных машин и снеговых поездов выделяются ответственные работники от дистанции пути и от станции, первый осуществляет техническое руководство снегоуборкой, второй обеспечивает передвижение снегоуборочной техники и снеговых поездов по станции.

В период сильных снегопадов и метелей в первую очередь снегоочистителем производится очистка от снега главных путей по всему участку обслуживания, а затем очищаются приемоотправочные и другие станционные пути на разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях.

 

5.3 Общее руководство и организация работ по снегоборьбе.

 

В пределах дистанции пути руководство предупреждением снежных заносов и снегоборьбой осуществляет начальник дистанции пути через руководящих работников дистанции и дорожных мастеров, а также через передаваемых в его распоряжение руководителей путевых машинных станций и других подразделений.

Начальник ПЧ-22 с момента наступления снегопадов и метелей обязан:

установить контроль за обеспечением безопасного и бесперебойного движения поездов и маневровой роботы и принять оперативные меры по очистке и уборке снега с путей и стрелочных переводов;

установить круглосуточное дежурство руководящих работников дистанции пути;

обеспечить своевременную подачу заявок на локомотив и организовать бесперебойную работу снегоочистительной техники;

обеспечить контроль за продвижением снегоуборочной и снегоочистительной техники по графику;

обеспечить качественную очистку путей и стрелочных переводов от снега в установленное графиком время работы снегоуборочной техники;

ввести в действие имеющиеся пневматические устройства очистки стрелок от снега;

Руководство организацией снегоуборочных работ на сортировочных, грузовых и крупных пассажирских станциях осуществляет штаб, возглавляемый начальником станции, в составе: начальника дистанции пути или его заместителя, начальников локомотивного и вагонного депо, дистанции сигнализации и связи, дистанции контактной сети и представителя отдела рабочего снабжения. Начальник станции:

осуществляет оперативное руководство снегоуборочной и снегоочистительной техникой и несет персональную ответственность за своевременную очистку и уборку снега на станции;

в период снегопадов и метелей устанавливает круглосуточное дежурство руководящих работников станции и совместно с работниками дистанции пути, локомотивного и вагонного депо принимает меры по быстрейшей очистке и уборке снега со станционных путей;

обеспечивает предоставление станционных путей и стрелочных переводов для механизированной уборки их от снега;

совместно с начальником дистанции пути разрабатывает сменный план работ и контролирует его выполнение;

несет ответственность за выполнение работ по очистке от снега, льда, мусора всех перегонов, пассажирских и грузовых платформ, стрелочных переводов нецентрализованного управления, обслуживаемых дежурными стрелочных поста.

Технология уборки снега.

Технология уборки снега должна предусматривать очередность очистки станционных путей и способы производства работ.

Очередность очистки станционных путей устанавливается в зависимости от значимости их в технологии работы станции по приему, отправлению поездов и маневровой работе.

В первую очередь должны быть очищены: пути стоянки восстановительных поездов;

В первую очередь должны быть очищены: пути стоянки восстановительных поездов;

главные, пассажирские пути приема и отправления, маневровые пути в наиболее деятельном районе станции со стрелочными переводами, ведущими на эти пути;

пути горловин подгорочных парков с большой переработкой вагонов;

пути захода локомотивов, топливных складов, песка и набора воды;

Пути, подлежащие очистке в первую очередь, наносятся на план станции красным цветом.

Ко второй очереди относятся:

-пути подгорочных парков, малодеятельных парков;

-пути грузовых дворов, складов и весовые;

-пути локомотивных вагоноремонтных и других мастерских.

Пути второй очереди вычерчиваются на плане станции синим цветом.

К третьей очереди относятся:

-пути отстоя вагонов под ремонт;

-пути стоянки служебных и специальных вагонов;

Пути третьей очереди наносятся на план станции зеленым цветом.

5.4 Организация работ по очистке стрелочных переводов по станциям.

Для обеспечения бесперебойной работы стрелок в зимнее время периодическую их очистку от снега и льда целесообразно производить щеточными снегоуборочными машинами, а текущую – стационарными снегоочистительными устройствами.

При эксплуатации устройств для очистки стрелочных переводов необходимо учитывать следующее:

- пневмообдувка обеспечивает работу стрелок при сухом снеге в течение 2-3 часов с начала снегопада или метели, после этого необходимо убирать снег, скопившийся у рамных рельсов и остряков. В зависимости от мощности компрессора и количества воздухосборников два способа эксплуатации устройств: ручная обдувка при отключенной автоматической и непрерывная автоматическая при использовании одного - двух шлангов для ручной обдувки; после 20 – 40 минут работы должен быть сделан перерыв на 5 – 10 минут для восстановления давления в системе; порядок работы устанавливается для каждой станции местной инструкцией по эксплуатации устройства пневматической очистки стрелок;

- электрообогрев должен включаться не менее чем за 40 – 60 минут до ожидаемого снегопада, а выключаться только после полного испарения влаги с элементов стрелки; при очистке стрелочных переводов и работах в пределах остряков необходимо соблюдать особую осторожность, чтобы не повредить нагреватели; работа щеточных снегоуборщиков на таких стрелках запрещается.

Работа по ручной обдувке стрелок выполняется двумя монтерами пути, один из которых старший группы. Он следит за проходом поезда, закрывает и открывает разобщительный кран воздухоразборной колонки, расправляет и переносит шланг. Вначале очищается пространство между отжатым остряком и рамным рельсом с тщательной очисткой подушек, упорных болтов, боковых граней остряка и рамного рельса, затем очищают пространство между прижатым остряком и рамным рельсом. Очистка стрелок завершается продувкой шпальных ящиков, в которых скопился снег.

Для обслуживания централизованных стрелок на станции образуются круглосуточные дежурства бригад, при необходимости привлекаются прикомандированные работники ПМС.

Руководители хозяйственных подразделений несут персональную ответственность за своевременную уборку снега в закрепленных районах и работоспособность своего участка.

В отсутствии снегопадов и метелей очистка стрелочных переводов производится круглосуточно работниками дистанции пути.

Начальник дистанции пути несет персональную ответственность за своевременное выполнение работ по очистке от снега главных путей, станционных путей, стрелочных переводов

 

 

         6 Экономический раздел.

 

6.1 Оценка экономической эффективности от внедрения путевых лубрикаторов.

Степень износа реборд колес и боковых поверхностей рельс является определяющей для безопасной эксплуатации рельсовых транспортных средств и подъемно-транспортных механизмов, а затраты на контроль, профилактические работы и своевременную замену составляют существенную часть общих эксплуатационных расходов.

Используемые сегодня способы снижения износа: увеличение твердости (термическое упрочнение или нанесение износостойких покрытий), нанесение различных смазок имеют ряд ограничений, не позволяя решить проблему радикально. Связано это с тем, что пара трения "реборда - рельс" предъявляет сложные, порой взаимоисключающие требования:

Нагрузки, возникающие в точке контакта, варьируются от нуля (отсутствие контакта) до максимально возможных значений (задир). Следовательно для каждой зоны нагружения оптимально подходит свой тип смазки- жидкая. консистентная, твердая;

Жесткое требование к отсутствию смазывающих веществ на головке рельса (дорожке качения);

Широкий диапазон внешних факторов: температура окружающей среды, влажность, запыленность, ограничение зоны контакта;

Кроме того конструкция системы смазки должна быть простой, надежной, экологически чистой, дешевой при сохранении эффективности во всем диапазоне нагрузок и действующих внешних факторов.

Наиболее перспективным направлением решения данной проблемы является использование смазки. Именно так развиваются системы снижения износа на железных дорогах. Среди используемых сегодня, можно выделить - Путевые лубрикаторы – нанесение консистентных смазок на боковую поверхность рельс.

Лубрикатор СПР-02 обеспечивает смазывание рельса как четного, так и нечетного пути. При этом смазка на боковую поверхность головки рельсов подается через три форсунки. Последовательное включение двух форсунок позволяет наносить смазку полностью по всей реборде колеса, повышая эффективность рельсосмазывателя.

Рисунок 6.1.1- Путевые лубрикаторы в пути.

 

Рис. 6.1.2- Схема установки путевых лубрикаторов

 

 

Годовой экономический эффект лубрикации рельсов определяют как разность затрат по видам работ до и после внедрения рассматриваемых технологий. При этом необходимо учитывать расходы в связи с приобретением и содержанием нового оборудования и соответствующей ему технологии работы, объёмов внедрения.

Для определения годового экономического эффекта рассмотрим 2 варианта затрат одного участка пути.

 

 

В первом варианте рассмотрим расходы до установки стационарного рельсосмазывателя:

- Протяженность смены рельс – 257 метров нити

- Длина 1 рельса 25 метров нити

- Вес 1 тонны рельс – 64,64 тн.

- Стоимость 1 тонны – 14569 руб.

- Стоимость смены 1 рельса 25 метров нити – 431,29 руб.

Средняя стоимость рельсов в год составляет:

(6.1.1)

Затраты на замену рельсов в год:

(6.1.2)

Итого расходов до установки стационарного рельсосмазывателя составили:

(6.1.3)

Во втором варианте рассмотрим расходы после установки стационарного рельсосмазывателя:

- Протяжение смены рельс – 180 метров нити

- Длина 1 рельса – 25 метров нити

- Вес 1 тонны рельс – 64,64 тн.

- Стоимость 1 тонны – 14569 руб.

- Стоимость 1 кг смазки Пума – М- 41,07 руб.

- Норма смазки на 1 лубрикатор в год – 44 кг.

- Амортизация 1 лубрикатора в год – 20470,58 руб.

Затраты на обслуживание 1 стационарного рельсосмазывателя в год – 1458 руб.,(заправка азотом и приобретение батареи питания)

Средняя стоимость рельсов в год составляет:

(6.1.4)

Затраты на замену рельсов в год:

(6.1.5)

Затраты материала на 1 лубрикатор в год:

(6.1.6)

Итого расходов во 2 варианте после установки стационарного рельсосмазывателя составили:

Экономический эффект от установки 1 стационарного рельсосмазывателя в год составляет:

Покупка 1 рельсосмазывателя составляет 110 000 рублей. Срок окупаемости составит 3 года.

Реализация проекта позволит дистанции, наряду с экономией эксплуатационных расходов на содержание инфраструктуры улучшить основные показатели показатели дистанции с достижением целевых параметров, определенных стратегией развития компании ОАО «РЖД».

 

 

7 ОХРАНА ТРУДА и техника безопастности

 

7.1 Требования безопасности при производстве путевых работ.

 

Все работы по ремонту и содержанию железнодорожного пути, сооружений и устройств путевого хозяйства, а также строительные работы должны выполняться в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденными проектами, технологическими процессами ремонтов пути, Правилами и технологией выполнения основных работ при текущем содержании пути, Правилами и технологией работ по текущему содержанию искусственных сооружений, Техническими условиями и требованиями Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ с соблюдением Правил техники безопасности и производственной санитарии при ремонте и содержании железнодорожного пути и сооружений, Правилами безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях.Работы на пути и сооружениях должны выполняться под руководством должностных лиц, прошедших испытание в знании нормативных актов.

Руководители работ обеспечивают постоянный контроль за соблюдением Правил производства работ и несут ответственность за безопасность движения поездов.

1. Перед выходом на работу руководитель работ (мастер, бригадир пути) обязан:

-проверить наличие сигнальных принадлежностей и защитных приспособлений;

-убедиться лично или по телефону у дежурного по станции, ограничивающей перегон, в том, что заявка о выдаче предупреждений на поезда принята к исполнению;

-провести целевой инструктаж о маршруте прохода к месту работ, безопасных приемах выполнения работ, порядке пропуска поездов.

Сигнал о приближении поезда или команду руководителя работ об уходе с пути на безопасное расстояние или в заранее определенное место является приказом для всех работающих.

2. Проход от места сбора на место работ и обратно должен осуществляться в стороне от пути или по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица.

Проход к месту работ и обратно в пределах железнодорожной станции (далее - станции) должен осуществляться с учетом местных условий по маршрутам служебного прохода с соблюдением требований инструкции по охране труда.

При невозможности пройти в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других

случаях) проход по пути может быть допущен с принятием следующих мер предосторожности:

-на двухпутном участке следует идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному движению);

-руководитель работ обязан предупредить рабочих об особой осторожности и следить, чтобы они шли по одному друг за другом или по два человека в ряду, не допуская отставания;

-руководитель работ должен находиться сзади группы, ограждая ее сигналами остановки: днем - развернутым красным флагом, а ночью - фонарем с красным огнем. Впереди группы должен идти специально выделенный и проинструктированный монтер пути, ограждающий группу сигналами остановки;

-в условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесной или застроенной местности, а также в темное время, в туман, метель и других случаях) руководитель работ обязан, кроме того, выделить двух сигналистов, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся поезд был виден им на расстоянии не ближе 500 м от идущей группы, и своевременно оповещать ее звуком рожка о приближении поезда. Сигналисты должны идти с развернутыми красными флагами (ночью с фонарями с красным огнем) и ограждать идущую группу рабочих до тех пор, пока они не сойдут с пути. В случаях, если группа своевременно не сошла с пути, сигналист обязан сойти с пути от приближающегося поезда не ближе чем за 400 м и продолжать подавать сигналы остановки. В случаях, если сигналист не виден руководителю работ на расстоянии более 500 м, должны выделяться промежуточные сигналисты.

 На многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров.

4. При перевозке путевого инструмента и материалов на путевых вагончиках, двухколесных однорельсовых или одноосных тележках, а также при работе дефектоскопных и путеизмерительных тележек для сопровождения их по пути следования должны быть назначены монтеры пути в количестве, достаточном (но не менее двух человек), чтобы заблаговременно до подхода поезда снять груз и убрать с пути тележки, а также сигналисты. Остальные должны идти в стороне от пути или по обочине земляного полотна.

5. Перевозка рабочих к месту работ и обратно должна производиться в соответствии с Правилами перевозки рабочих, постановки жилых, бытовых и служебных вагонов на путях и пожарной безопасности в подвижных формированиях железнодорожного транспорта.

 

7.2 Требования безопасности к организации работ

 

1. До начала работ в случаях, предусмотренных Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и настоящими Правилами, должны быть выставлены необходимые сигналы, сигнальные знаки "С" (о подаче свистка) и сигналисты, выданы предупреждения на поезда.

Для предупреждения работающих о приближении поезда по соседнему пути при производстве путевых работ на одном из путей двух- или многопутного участка независимого от того, какими сигналами ограждается место работ, по соседнему пути должны устанавливаться сигнальные знаки "С", кроме случаев, когда соседний путь ограждается сигналами остановки или уменьшения скорости.

На перегонах и станциях, оборудованных автоматическими системами оповещения работников о приближении поезда к месту работы, они должны использоваться для предупреждения работающих на путях. Их применение не отменяет ограждения места работ соответствующими сигналами.

2. При производстве путевых работ в условиях плохой видимости (в крутых кривых, в глубоких выемках, лесистой местности, при наличии строений и других условий, ухудшающих видимость), при работах с электрическим, пневматическим и другим инструментом, ухудшающим слышимость, если работа не требует ограждения сигналами остановки, руководитель работ обязан для предупреждения рабочих о приближении поездов установить автоматические средства оповещения; в случае отсутствия таковых - поставить со стороны плохой видимости или слышимости сигналиста со звуковым сигналом так, чтобы приближающийся поезд был виден сигналисту на расстоянии не менее 800 м от места работ при установленной скорости до 140 км/ч включительно.

Порядок ограждения места работ в особо сложных условиях и в местах с плохой видимостью утверждается руководителями дистанции пути, а перечень мест с особо сложными условиями, где необходимо ограничение скорости движения поездов, руководителями отделения железной дороги или железной дороги.

3. Перед началом работ в темное время суток, во время тумана, метелей и когда видимость менее 800 м, необходимо принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности работающих:

-давать заявку на выдачу предупреждений на поезда об особой бдительности и о подаче оповестительных сигналов при приближении к месту работ;

-выставлять сигналистов с обеих сторон места работ для извещения рабочих о приближении поезда;

-планировать работы так, чтобы фронт работ у одного руководителя бригады был не более 50 м; применять автоматические средства оповещения при их наличии.

Во всех случаях перед началом работ на путях и стрелочных переводах станции руководитель работ должен сделать соответствующую запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств сигнализации, централизации, блокировки (далее - СЦБ), связи и контактной сети о месте и времени производства путевых работ и средствах оповещения о подходе поездов в порядке, установленном Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при

производстве путевых работ и инструкцией по охране труда при работе на путях данной станции.

4. При выполнении работ по устранению внезапно возникших неисправностей запись о начале и окончании работ разрешается заменять регистрируемой в этом журнале телефонограммой, передаваемой руководителем работ дежурному по станции (на участках с диспетчерской централизацией - поездному диспетчеру) с последующей личной подписью руководителя работ.

5. Порядок оповещения локомотивных и составительских бригад о месте производства путевых работ, в том числе порядок выдачи предупреждений о повышенной бдительности, а путевых бригад  о движении поездов и маневровых составов на станции устанавливает начальник отделения железной дороги, а при отсутствии отделений главный инженер железной дороги.

 

7.3 Требования безопасности при ремонте рельсовой колеи с применением путевых механизмов, ручного и механизированного инструмента и приспособлений 

1. Приступать к работам разрешается только после ограждения места работ в установленном порядке сигналами или сигнальными знаками. Сигналистами назначают монтеров пути не ниже 3-го разряда, выдержавших установленные испытания и имеющих удостоверения сигналистов.

2. Во время работ руководитель обязан:

расставить рабочих по фронту в соответствии с технологическим процессом и указать место, куда они должны уходить на время прохода поезда; следить, чтобы в зоне производства работ не находились посторонние люди

 отвести до подхода поезда рабочих в ниши в местах, где расчистка снега произведена траншеями; следить, чтобы на станциях рабочие переходили пути под прямым углом, предварительно убедившись, что на пересекаемых путях нет приближающегося подвижного состава; следить, чтобы при переходе путей у стрелок и крестовин рабочие не наступали на рельсы,

не ставили ноги между рамными рельсами и остряками, подвижным сердечником и усовиком или в желоба на стрелочном переводе; не допускать перебегания рабочих через пути перед приближающимся составом или локомотивом, а при обходе вагонов, стоящих на пути, не допускать пересечения

этого пути ближе 5 м от крайнего вагона; проход между вагонами разрешается при расстоянии между ними не менее 10 м. предупреждать рабочих о том, чтобы при переходе через путь перед стоящим составом они помнили о возможности приведения состава в движение и о движении поездов по соседнему пути, а при выходе на путь из-за стрелочных постов и других зданий, ухудшающих видимость, предварительно убедились в отсутствии движущегося состава по нему; не разрешать рабочим пролезать под вагонами и протаскивать под ними инструмент и материалы, а также переходить пути по сцепным приборам и между близко стоящими вагонами; следить чтобы рабочие не садились на рельсы, концы шпал и балластную призму;

не допускать, чтобы при производстве работ на закрытом пути люди находились на междупутье при проходе поезда по соседнему пути; следить, чтобы при работе на централизованных стрелках между отведенным остряком и рамным рельсом или между подвижным сердечником и усовиком против тяг электропривода закладывался деревянный вкладыш; организовать в случае приближения грозы, пыльной бури, урагана укрытие рабочих по возможности в закрытых помещениях.

 3. При установленной скорости движения до 140 км/ч включительно при приближении поезда руководитель работ обязан отвести рабочих в сторону от пути так, чтобы при расстоянии до поезда не менее 400 м на пути не оставалось работающих.

Отвод рабочих с пути при приближении подвижного состава должен осуществляться на следующее расстояние от крайнего рельса:

поезда, дрезины, отдельного локомотива не менее чем на 2 м; работающих путеукладчика (кроме обслуживающей его бригады), электробалластера, уборочной машины, рельсошлифовального поезда и других машин тяжелого типа - на 5 м; работающего путевого струга - на 10 м;

работающих машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами,

двухпутных и роторных снегоочистителей - на 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда или засорителей; работающих однопутных снегоочистителей - на 25 м.

4. При производстве работ в темное время, во время тумана, метелей и в других случаях, когда видимость менее 800 м руководитель работ должен внимательно следить за приближением поездов, дрезин и другого подвижного состава, а также за сигналами сигналистов с обеих сторон от места работ.

При первых признаках приближения поезда или при сигнале сигналиста (хотя бы и непонятном) руководитель работ обязан немедленно подать команду о прекращении работ, о подготовке пути для пропуска поезда и об уходе рабочих с пути, а также проверить, убран ли инструмент и материалы с пути за пределы габарита подвижного состава.

5. В тех случаях, когда по условиям видимости в каждую сторону ставить сигналистов не требуется, фронт работ, выполняемых под руководством бригадира пути, не должен превышать 200 м.

6. Руководитель работ разрешает рабочим возвращаться для продолжения работ только после того, как он убедится, что вслед за поездом нет подталкивающего локомотива и что по пути, на котором производятся работы, не идет поезд, отдельно следующий локомотив или дрезина, как в правильном, так и в неправильном направлении.

7 При производстве работ в технологическое окно в графике движения поездов или при ограждении места работ сигналами остановки на одном из путей двухпутного участка сигналисты, охраняющие петарды, подают сигналы рожком подходе поезда по соседнему пути. Руководитель дает распоряжение о прекращении работ на междупутье и об уходе с него.

8. Во время производства работ необходимо постоянно следить за тем, чтобы инструмент не мешал передвижению рабочих и не находился под их ногами, а старые и новые материалы (рельсы, шпалы, скрепления) были аккуратно сложены вне габарита подвижного состава и не мешали сходить с пути при приближении поезда.

9. Путевой инструмент должен быть всегда исправным: ручки его изготовлены из прочного дерева, чисто остроганы, без заусенцев; на ударных частях инструмента поверхность должна быть чистой, не иметь зазубрин и наплывов металла. Следует тщательно проверять надежность насадки инструментов.

 

7.4 Требования безопасности при работах на электрифицированных участках.

1. При содержании и ремонте пути и сооружений на электрифицированных участках железных дорог должны соблюдаться Правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах.

2. Все работы на электрифицированных участках руководитель должен организовать так, чтобы исключалась возможность приближения людей и используемых ими ручных инструментов к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети и воздушных линий (ВЛ) на расстояние ближе 2 м, а также прикосновение к электрооборудованию как непосредственно, так и через какие-либо предметы.

Руководитель работ обязан обеспечить соблюдение безопасных приемов, особенно при работах с длинными предметами.

3. При необходимости приближения по условиям производства работ (выполнение путевых работ, ремонт, покраска и осмотр искусственных сооружений, проверка габарита приближения строений, вырубка деревьев и т.п.) к находящимся под напряжением и неогражденным частям контактной сети, волноводов и ВЛ на расстояние ближе 2 м, с контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств должно быть снято напряжение и установлено заземление на весь период работ.

4.  Для этого руководитель работ должен дать письменную заявку в адрес руководителя дистанции электроснабжения о необходимости обеспечения производства работ вблизи устройств контактной сети и ВЛ с указанием точного места, начала, продолжительности и содержания работ, а также сообщить об этом начальникам соответствующих районов контактной сети и районов электроснабжения.

5. По окончании работ руководитель обязан убедиться в том, что люди выведены в безопасную зону, механизмы сняты, рельсовый путь исправен, путевые машины приведены в транспортное положение.).

Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети, волноводам, ВЛ и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций и подходить к ним на расстояние ближе 8 м. Участок должен быть огражден и находиться под надзором работника, выделенного руководителем работ, для исключения попадания в опасную зону людей. Об обнаружении оборванного провода необходимо сообщить энергодиспетчеру.

6. При производстве путевых работ на электрифицированных участках запрещается нарушать цепь протекания по рельсам тягового тока.

7. При одиночной смене рельсов на электрифицированных участках одновременная смена рельсов на обеих рельсовых нитях запрещается.

8. На электрифицированных участках постоянного и переменного тока отсоединение от рельсов, а также восстановление ранее снятого или случайно нарушенного заземления опор контактной сети или других сооружений, заземленных на рельс, при наличии напряжения в контактной сети запрещается.

9. При производстве работ на пути с применением путеукладчиков, рельсо укладчиков, выправочно-подбивочно-отделочных и щебнеочистительных машин, стреловых кранов, электробалластеров (при подъеме пути) на электрифицированных участках постоянного и переменного тока напряжение с контактной сети должно быть снято на весь период работ и контактная сеть на месте работ заземлена. Для заземления путеукладочного крана параллельно изоляторам одной лыжи-отбойника должен быть установлен искровой промежуток с пробивным напряжением 1200 В.

 

 7.5 Требования безопасности при работе с электроинструментом.

 

 Работать с механизированным электроинструментом разрешается персоналу, прошедшему специальное обучение. При работе с применением передвижных электростанций напряжением до 220 В включительно и переносного электрического инструмента необходимо соблюдать следующие требования:

- передвижные электростанции должны содержаться в соответствии с инструкциями по эксплуатации;

- передвижные электростанции должны транспортироваться к месту работ на автомашинах, дрезинах и прицепах к ним;

- для быстрого снятия передвижной электростанции и ухода рабочих с пути перемещение ее по фронту работ производится на двухпутном участке по наружной рельсовой нити, на однопутном участке по наиболее удобной нити с установкой необходимых сигналов ограждения;

- электростанция должна устанавливаться на обочине земляного полотна на расстоянии не менее 2 м от крайнего рельса;

- металлический корпус электростанции должен быть заземлен при помощи заземлителя, забиваемого в землю на глубину не менее 1 м на расстоянии не ближе 2 м от крайнего рельса;

- корпус электрического инструмента при работе должен быть соединен с корпусом электростанции через четвертую жилу;

по мере перемещения электростанции кабель должен переноситься и укладываться в сухих местах без скручивания;

- при необходимости укладки магистрального кабеля через путь его нужно пропускать между шпалами под рельсы. Распределительные коробки должны быть на легких тележках, перемещаемых по рельсам.

Работа электрическим инструментом допускается только с четырехжильным кабелем. Проверка исправности заземления электростанций и электрического инструмента должна производиться перед началом работы в соответствии с их техническим описанием и инструкцией по эксплуатации.

При переходе с электроинструментом с одного места работ на другое и при перерыве в работе напряжение в магистральном кабеле должно быть снято, а электроинструмент выключен. При переноске инструмента запрещается держать его за рабочие органы.

Перед пропуском поезда, локомотива, дрезины и другого подвижного состава по пути, на котором производятся работы, или по соседнему пути питание магистрального кабеля должно быть отключено.

При работе электросверлильных и электрорельсорезных станков запрещается очищать сверла и ножовочные полотна до полной их остановки.

При работе инструментом с индивидуальным приводом от двигателя внутреннего сгорания должны соблюдаться следующие требования

Работать с механизированным электроинструментом разрешается персоналу, прошедшему специальное обучение. При работе с применением передвижных электростанций напряжением до 220 В включительно и переносного электрического инструмента необходимо соблюдать следующие требования:

- передвижные электростанции должны содержаться в соответствии с инструкциями по эксплуатации;

- передвижные электростанции должны транспортироваться к месту работ на автомашинах, дрезинах и прицепах к ним;

- для быстрого снятия передвижной электростанции и ухода рабочих с пути перемещение ее по фронту работ производится на двухпутном участке по наружной рельсовой нити, на однопутном участке по наиболее удобной нити с установкой необходимых сигналов ограждения;

- электростанция должна устанавливаться на обочине земляного полотна на расстоянии не менее 2 м от крайнего рельса;

- металлический корпус электростанции должен быть заземлен при помощи заземлителя, забиваемого в землю на глубину не менее 1 м на расстоянии не ближе 2 м от крайнего рельса;

- корпус электрического инструмента при работе должен быть соединен с корпусом электростанции через четвертую жилу;

по мере перемещения электростанции кабель должен переноситься и укладываться в сухих местах без скручивания;

- при необходимости укладки магистрального кабеля через путь его нужно пропускать между шпалами под рельсы. Распределительные коробки должны быть на легких тележках, перемещаемых по рельсам.

Работа электрическим инструментом допускается только с четырехжильным кабелем. Проверка исправности заземления электростанций и электрического инструмента должна производиться перед началом работы в соответствии с их техническим описанием и инструкцией по эксплуатации.

При переходе с электроинструментом с одного места работ на другое и при перерыве в работе напряжение в магистральном кабеле должно быть снято, а электроинструмент выключен. При переноске инструмента запрещается держать его за рабочие органы.

Перед пропуском поезда, локомотива, дрезины и другого подвижного состава по пути, на котором производятся работы, или по соседнему пути питание магистрального кабеля должно быть отключено.

При работе электросверлильных и электрорельсорезных станков запрещается очищать сверла и ножовочные полотна до полной их остановки.

При работе инструментом с индивидуальным приводом от двигателя внутреннего сгорания должны соблюдаться следующие требования

 

7.6 Требования к применению средств индивидуальной защиты.

 

1. Работники, занятые содержанием и ремонтом пути и сооружений, должны быть обеспечены соответствующей спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работникам магистральных железных дорог.

2. Все работающие на путях, независимо от должности и профессии, должны быть одеты в сигнальные жилеты; в темное время суток - в жилеты со светоотражающими накладками.

Спецодежда, спецобувь и другие СИЗ должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются.

Вывод: В разделе «Охрана труда» были рассмотрены вопросы безопасной организации работ, ограждения места работ и основных положений безопасности труда, которые будут способствовать снижению травматизма и соблюдению безопасных условий труда.

 

 

                                        

 

                                             8 ЭКОЛОГИЯ

 

На долю железнодорожного транспорта приходится 75% грузооборота и 40% пассажирооборота транспорта общего пользования в РФ. Такие объемы работ связаны с большим потреблением природных ресурсов и, соответственно, выбросами загрязняющих веществ в биосферу. Однако я считаю, что загрязнение от железнодорожного транспорта значительно меньше, чем от автомобильного.

Каждый железнодорожный объект может оказывать негативные воздействия на состояние природной среды. Знание этих воздействий позволяет устанавливать причины изменений в природной среде и живых организмах, а также вырабатывать стратегию природоохранной деятельности на железнодорожном транспорте. Степень воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду оценивают по уровню расходования природных ресурсов и уровню загрязняющих веществ, поступающих в природную среду регионов, где расположены предприятия железнодорожного транспорта. Все источники загрязнений окружающей среды по характеру функционирования делятся на стационарные и передвижные. Стационарными источниками являются локомотивные и вагонные депо, заводы по ремонту подвижного состава, пункты подготовки подвижного состава, котельные, пропарочно-пропиточные заводы. К передвижным источникам относятся магистральные и маневровые тепловозы, путевые и ремонтные машины, автотранспорт, промышленный транспорт, рефрижераторный состав, пассажирские вагоны.

Помимо выбросов продуктов сгорания топлива, ежегодно при перевозке и перегрузке грузов из вагонов в окружающую среду поступает около 3,3 млн. т руды, 0,15 млн. т солей и 0,36 млн. т минеральных удобрений. Более 17% развернутой длины железнодорожных линий имеют значительную степень загрязнения пылящими грузами. При остановке и трогании поездов из буксируемых колесных пар выливаются жидкие смазочные материалы. Из вагонов-цистерн на пути и междупутье, во время перевозок, вследствие не герметичности клапанов и сливных приборов цистерн, не плотностей люков теряются нефтепродукты. Они просачиваются через почвенные горизонты и загрязняют грунтовые воды. По российским железным дорогам перевозятся опасные грузы 890 наименований, которые при нарушении условий перевозки и возникновении аварийных ситуаций могут вызвать разные виды опасности: пожаро- и взрывоопасность, токсичную, радиационную, инфекционную и коррозионную. Любой химический груз содержит потенциальную опасность, так как обладает токсичными свойствами. Некоторые вещества, не являющиеся ядовитыми в обычных условиях, способны стать ими при резком изменении внешних условий (попадании в огонь, изменении давления, увлажнении, соединении с другими веществами и пр)

На долю железнодорожного транспорта приходится 75% грузооборота и 40% пассажирооборота транспорта общего пользования в РФ. Такие объемы работ связаны с большим потреблением природных ресурсов и, соответственно, выбросами загрязняющих веществ в биосферу. Однако я считаю, что загрязнение от железнодорожного транспорта значительно меньше, чем от автомобильного.

 

В России экологические преимущества железнодорожного транспорта обеспечиваются в первую очередь широким применением электрической тяги, которая исключает загрязнение атмосферного воздуха и в то же время на нее приходится значительная доля перевозок. Российскими железными дорогами более 85% грузов и 80% пассажиров перевозятся электрической тягой.

Для защиты окружающей природной среды необходимо наряду с ограничением дыма бороться с искрами, источниками которых являются газоотводные устройства тепловозов, а также чугунные тормозные колодки локомотивов и вагонов. Искры могут быть причиной пожаров на территориях, примыкающих к железным дорогам. Ограничить искровыделение из газоотводных устройств, свидетельствующих о неполном сгорании топлива, можно осуществлением мероприятий, направленных на улучшение теплотехнического состояния тепловозов, а также установкой искрогасителей.

Остается острой проблема отходов производства и потребления. В целях сокращения объемов образующихся промышленных отходов большое внимание уделяется вопросам внедрения малоотходных технологий. Освоен и успешно применяется безотходный технологический процесс обмывки внутренних поверхностей железнодорожных цистерн и мойки колесных пар и других деталей с помощью моющего препарата «УБОН» (универсальный безотходный отмыватель нефтепродуктов).

В сфере экологии ОАО «РЖД» ставит главной задачей - заботу о благополучии природной среды и здоровье людей. Для достижения этой цели экологической стратегией предусматривается: снижение негативного воздействия на окружающую среду на 35% к 2015 г. и на 70% к 2030 г.; внедрение эффективных ресурсосберегающих природоохранных технологий и экологически чистых материалов, рациональное использование природных ресурсов; снижение энергоемкости перевозок: сокращение удельного расхода электроэнергии на тягу поездов на 14,4%, топлива - на 9,1%; повышение экологической безопасности и социальной ответственности деятельности компании.

Доля ОАО "РЖД" в загрязнении окружающей среды России в настоящее время по выбросам вредных веществ в атмосферу, сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, образованию отходов составляет менее 1%

 Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На примере Малошуйской дистанции пути был произведен произведен анализ текущего содержания, организации работ, определения класса дистанции и т.д.

Проведен анализ по улучшению за последние годы безопасности движения поездов в Малошуйской дистанции пути. Определен класс путей по дистанции. Провели анализ пути за последние 3 года выяснили,что дефектность рельс снизилась за счет того, что Малошуйская дистанция полностью перешла на бестыковой путь. Была рассмотрена планово-предупредительная работа на отдельном участке пути.

Рассмотрена установка лубрикаторов на бесстыковом пути в кривых участках с целью экономичного направления, обеспечивающее безопасное и стабильное состояние пути, при минимальных в межремонтные сроки.

В настоящее время и в будущем, подход к улучшению содержания пути, как единой в целом деятельности организации, направленный на усиление конструкции пути, внедрение новых технологий, позволяющий рационально, с наименьшими эксплуатационными расходами его содержать - вот цель и принципы путевого комплекса.

В разделе «Охрана труда» были рассмотрены вопросы безопасной организации работ, ограждения места работ и основных положений безопасности труда, которые будут способствовать снижению травматизма и соблюдению безопасных условий труда

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть значимость железных дорог и железнодорожного транспорта для развития нашей страны. Железнодорожный транспорт нашей страны на протяжении полутора веков был и остается самой главной отраслью народного хозяйства, основным фактором экономического развития и способствовали объединению в единое целое бескрайних просторов нашей страны, став единственным сухопутным средством доставки пассажиров из одного пункта в другой. Проведение железных дорог дало мощный толчок для развития металлургии и машиностроения, быстрого расширения товарного сельскохозяйственного производства.

 

 

          СПИСОК использованных  источников

 

Основные источники:

 

 1. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 14.11.2016 №2288р: введена в действие с 01.03.2017

 2. Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2016 №2544р: введена в действие с 01.07.2017.

 3. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: утв. приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286: в ред. от 09.02.2018.

4. Нормы времени на работы по текущему содержанию пути. Часть 1 Работы по балласту и шпал. ОАО «РЖД» от 22.12.2017 № 2707/р.

 5. Нормы времени на работы по текущему содержанию пути. Часть 2 Работы по рельсам и скреплениям. ОАО «РЖД» от 11.01.2018 №22р.

 6. Инструкция ОАО РЖД от 14.12.2016 г. № 2540р «Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ»

7. Инструкция ОАО «РЖД» N 1566р от 16 июля 2013 г. Инструкция о порядке комплексного контроля путеизмерительными средствами железнодорожного пути для информационного обеспечения решения задач путевого хозяйства ОАО «РЖД».

8. Положение об организации комплексного обслуживания объектов инфраструктуры хозяйства пути и сооружений, утверждённые распоряжением ОАО "РЖД" № 2675/р от 29.11.2019

9. Технические условия на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утверждённые распоряжением ОАО «РЖД» № 75р от 18.01.2013, редакция от 17. 07. 2017

10. ГОСТ 7.32 – 2017. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. - М.: Стандартинформ2017.28с.
      11. Гречишникова И.В., Мезенева Г.В. Методические указания по оформлению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта): – Вологда: ВТЖТ – филиал ПГУПС, 2020. – 21 с.

 

 Дополнительные источники:

 

 1. Железные дороги. Общий курс: учебник Ю. И. Ефименко, В. И. Ковалев, С. И. Логинов и др.; под ред. Ю. И. Ефименко – 6-е изд., переработан и дополнен. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» 2013. – 503с

 2. Журнал «Железнодорожный транспорт»

 3. Журнал «Путь и путевое хозяйство»

 4. Журнал «Техника железных дорог»

5. Газета «Гудок».

 

Интернет ресурсы:

 

1. «Транспорт России» (еженедельная газета). Форма доступа: http://www.transportrussia.ru

2. «Железнодорожный транспорт» (журнал). Форма доступа: http://www.zdt-magazine.ru/redact/redak.htm

3. «Гудок» (газета). Форма доступа: www.onlinegazeta.info/gazeta_goodok.htm

4. Сайт Министерства транспорта РФ: www.mintrans.ru/ 5. Сайт ОАО «РЖД»: www.rzd.ru/

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: