Тема: «Психолого-педагогические аспекты взаимодействия обучающихся и педагогов СПО»

Доклад

На заседание методического семинара

Тема: «Психолого-педагогические аспекты взаимодействия обучающихся и педагогов СПО»

 

 

Методический материал подготовила:

педагог-психолог Мартинсон Е.А.

 

г. Весьегонск, 2020 год

 

В настоящее время в современных образовательных организациях все больше и больше проявляются разногласия и трения между педагогами и обучающимися.

Все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но, а то, как стиль педагогического общения влияет на это, педагоги не видят и некоторые не хотят видеть.

Заняв одну позицию, они стараются ее придерживаться, не смотря на последствия. Но если бы мы могли иметь более четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих между педагогом и студентом. От выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс обучения.

Необходимость демократизации взаимоотношений между педагогами и обучающимися обусловлена тем, что педагоги, преподавая свой предмет, смогут оказывать на обучающихся огромное воздействие, как личным примером, так и заинтересовать их изучением предмета помочь им реализоваться как личностям.

Каждое появление педагога в учебной аудитории  выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и тоже время должен объединять духовную жизнь педагога и обучающихся. Прежде чем достичь такого контакта - необходимо решить проблему демократизации взаимоотношений между педагогом и обучающимся.

Сейчас много говорят об учете человеческого фактора, но именно этот фактор мало присутствует в педагогической работе. Поэтому, мы видим нежелание студентов учиться, отсутствие интереса, активности на учебных занятиях. Очень часто бывает так: все хорошо - и конспект урока, и наглядные пособия, сам педагог хорошо подготовлен, владеет материалом, а урок не интересен. Мы часто в таких случаях говорим - нет контакта с группой.

С каждым днем накапливается все больше научных фактов, которые подтверждают важность учета "человеческого фактора" как того узла вопросов, который нельзя обойти, решая задачи повышения эффективности производства, развития науки, культуры.

Две главные фигуры в образовательной организации - педагог и студент. Их общение на уроке, во внеклассной работе  становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования будущей личности, обладающей высокими профессиональными навыками и знаниями.

Но даже и сейчас, когда повсеместно идут поиски демократизации жизни образовательной организации, в частности развития самоуправления, мы встречаемся с фактами авторитарно-бюрократического, или, как говорят, императивного, подхода в обучении и воспитании.

Иногда можно столкнуться со следующей ситуацией: педагоги стремятся улучшить учебу и дисциплину, но выбирают ложный путь - путь борьбы против обучающихся, стремятся подчинить их своей воле, часто забывают о таком понятии как личность.

Как результат - два противоборствующих лагеря: педагоги и обучающиеся, которые борются не во имя общих целей, а в защиту собственных интересов. И еще одно следствие - обучающиеся отвергают требования педагогов и администрации образовательной организации.

Отношения между обучающимся и педагогом - фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на педагоге, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. А для этого педагогу необходимо постоянно изучать особенности обучающихся и следить за своеобразием реакций на поведение обучающихся.

Все начинается с педагога, с его умения организовать со студентами педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.

Главным в общении педагога и обучающихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности.

Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата.

Общение педагога с обучающимися должно снимать всякого рода отрицательные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать "Социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса".

Прежде чем переходить к рассмотрению непосредственно педагогических стилей - необходимо определить функции и структуру педагогического общения.

Выделяют два вида общения:

Социально-ориентированное общение;

Личностно-ориентированное общение.

В педагогическом общении присутствуют оба эти вида. Когда педагог ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с обучающимся один на один, то общение личностно ориентированно.

Однако, поскольку общение протекает непосредственно лицом к лицу, оно приобретает личностное измерение. Обучающимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого педагога. Существует и неоформленное, но четкое мнение о каждом из них. Несоответствие личностных качеств педагога требованиям обучающихся - отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с обучающимися. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствуют элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.

Характер общения педагога обусловлен и предметной подготовленностью. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности.

Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога проанализировать свою позицию как частника общения, то, в какой степени он ориентирован на обучающихся.

Выбор соответствующего стиля педагогического общения проходит несколько этапов и включает в себя:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с группой (прогностический этап).

2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).

3. Управление общением в ходе образовательного процесса.

4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Снятию любых барьеров помогает, прежде всего, воспитание правильных форм общения, а еще вернее выбора правильного стиля педагогического общения.

Важнейшей характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающегося.

Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы.

В психологии и педагогике разработаны четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, анализируется техника их общения с членами коллектива. Рассмотрим основные стили руководства, обращая внимание на вторую сторону общения - взаимодействие.

Авторитарный стиль (разящие стрелы).

Демократический стиль (возвращающийся бумеранг).

Либеральный стиль (плывущий плот)

Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.

Не подлежит сомнению, что наиболее желателен и благоприятен демократический стиль взаимодействия педагога с обучающимися.

Демократический стиль - это основа и условие эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности. В опыте педагогов-новаторов мы наблюдаем перестройку в сторону демократизации взаимоотношений педагога с обучающимися. Демократизация здесь это творческий и деловой подход, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и условий. Проблеме демократизации взаимоотношений в структурах образования придается особое значение как сейчас, так и в обозримом будущем.

Демократическому стилю присуще сотрудничество и приспособление, как стратегия поведения в конфликте и мягкий, примиренческий стиль решения конфликтных ситуаций.

И еще хотелось бы привести цитату из закона об образовании:

"Система образования должна: 1. Носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка.

3. Создавать условия приспособления системы образования к особенностям воспитанников.

6. Носить демократический характер управления образованием".

Не маловажным качеством является и интуиция, но ее необходимо развивать, так как интуиция это результат длительной практической работы над собой.

Не следует думать о том, что демократизация взаимоотношений означает полную произвольность в действиях педагога, свобода здесь это хорошо осознанная необходимость.

Для демократизации взаимоотношений необходимо создать следующие условия:

1. Необходимо создать психологически положительную атмосферу на и вне урока, а именно в каждый момент общения.

2. Учесть возрастные и психологические особенности обучающихся.

3. Выбор оптимального стиля педагогического общения для каждой конкретной ситуации.

В своей книге "Здравствуйте, дети!" Ш.А. Амонашвили выделил такие слова: "Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям". Давайте же дарить детям как можно больше таких подарков.

            


 

Используемая литература

 

1. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. – М: МОДЭК, 2013.-304с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983.

4. Демидова И.Ф. Педагогическая психология.- М: Академический Проект. – Трикста, 2013. – 304с.

5. Основы педагогического мастерства / Под ред. Зязюна И.Я. - М., 1989.

6. Моралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015. – 426с.

7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М., 1950.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: