Особенности русского ударения

Особенность Пояснения Примеры
1. Разноместность Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог) Р е зать В ы резать Вырез а ть Вырезн о й
2. Подвижность Может перемещаться при изменении слова Вод а – вод ы – в о ды
3. Вариантность (вариативность) Наличие слов с разными вариантами ударения Тв о р о г, одновр е м е нно, п е тл я, к а мбал а
4.Стилистическая функция Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению Фен о мен (лит.) – феном е н (разг.); прик у с (общ.) – пр и кус (медиц.); ш ё лковый (общ.) – шелк о вый (народно-поэтич.)
5. Семантическая (смыслоразличительная) функция. Явление омографии. Омографы –слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл З а мок – зам о к, о рган – орг а н, м у ка – мук а, п а рить – пар и ть, пр о клятый – прокл я тый.

II. Нормы ударения (акцентологические нормы) – правила постановки ударения. Нормативное ударение обычно рассматривается как часть произносительной нормы. В русском языке ударение разноместное, то есть свободное, его место не закреплено за определенным слогом. Разноместность ударение в русском языке часто является средством различия слов,например: атлас и атлас, броня и броня, замок и замок, хлопок и хлопок и т.д. Другая особенность русского ударения – его подвижность, то есть способность менять место при изменении форм слова. Выделяют прогрессивное и регрессивное ударение. Прогрессивное характеризуется продвижением от начальных слогов к конечным (должности должностей, повести-повестей). При регрессивном, наоборот, ударение движется от конца слова к его началу (доска-доски, строка-строки). Но ударение может быть и неподвижным, то есть во всех формах оставаться на одном слоге (прогул-прогулы, созыв-созывы). Многие слова в русском языке имеют акцентологические варианты. Есть три типа вариантов. Во-первых, равноправные, которые в одинаковой степени нормативны и в орфоэпическом словаре даются с союзом И (металлургия и металлургия, петля и петля, тефтели и тефтели и т.д.). Во-вторых, один из вариантов является основным, другой – допустимым и дается в словаре с пометой (доп.). Этой пометой сопровождается менее желательный вариант нормы, который, тем не менее, находится в пределах правильного. Он может представлять собой устаревающее произношение (индустрия – доп. индустрия, кедровый - доп. кедровый, фольга – доп. фольга и т.д.). В – третьих, один из вариантов может находится за пределами литературной нормы. Такие варианты маркированы пометами «не рекомендуется», «неправильно» или «грубо неправильно» (звонит – не рек. звонит, защемит – неправ. защемит, документ – грубо неправ. документ и т.д.). Подвижность и разноместность современного русского ударения делают его трудным для усвоения. Головин Б.Н. разработал типовые схемы положения ударения в словах и их формах. Типы русского ударения закреплены за определенными частями речи. Особенности ударения в именах существительных: - имена существительные с неподвижным ударением на основе имеют тенденцию к подвижному прогрессивному ударению в формах косвенных падежей множественного числа (флотами, шрифтами, штормами); - имена существительные с неподвижным ударением на окончании (если окончание нулевое в именительном и винительном падежах, то в этих падежах 18 ударение падает на основу) – вол – вола – волы – волам - волами, кабан – кабана – кабаны – кабанам – кабанами, ковыль – ковыля – ковыли – ковылям – ковылями и т.д. - различают пять типов подвижного ударения в именах существительных: два типа прогрессивного ударения, то есть перемещение происходит с основы на окончание, и три типа регрессивного ударения – перемещение осуществляется в обратном направлении – с окончании на основу: а) ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном: орден – ордена – орденам – орденами, торг – торга – торги – торгам – торгами, строй – строя – строи – строям – строями. б) ударение с основы в единственном числе и в именительном (а также винительном, если существительное неодушевленное) множественного перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа: ведомость – ведомости – ведомостей – ведомостям – ведомостями, голубь – голуби – голубей – голубям – голубями, вор – воры – воров – ворам – ворами. в) ударения с окончания в единственном числе перемещается на основу во множественном числе: игла – иглы – иглам – иглам, скула – скулы – скулам – скулами, сирота – сироты – сиротам – сиротами. г) ударения с окончания в единственном числе перемещается на основу в трех падежах множественного – именительном, родительном и винительном; дательный, творительный и предложный сохраняют ударение на окончании: волна – волны – волн – волнам – волнами, серьга – серьги – серѐг – серьгам – серьгами, сковорода – сковороды – сковород – сковородам – сковородами ударения с окончания на основу в винительном падеже единственного числа, так как множественное число не дает устойчивой схемы движения: борода – бороду – бороды – бородам – бородами, среда – среду – среды – средам – средами. - с неустойчивостью ударения мы встречаем у заимствованных существительных женского рода на -ия. Исторически ударение на -ия характерно для греческих заимствований, на третьем слоге от конца – для 19 латинских. В настоящее время имеем следующую расстановку ударения в подобных словах: гипертония, индустрия, полифония, санитария, тирания. - слова на -ер и -инг, заимствованы из английского языка, сохраняют ударение на первом слоге (бартер, брокер, дилер, менеджер, рейтинг, брифинг, холдинг). 2. Колебание ударения в именах прилагательных: - в современном русском языке достаточно много полных прилагательных с неустойчивым ударением, например, кедровый и кедровый, текстовый и текстовой. Как отмечает К. С. Горбачевич основным направлением акцентологического развития полных прилагательных служит перемещение ударения ближе к концу слова – на суффикс или даже на окончание, то есть так называемое прогрессивное ударение. Ударения в полных прилагательных может демонстрировать грамматические различия частей речи: так, в частности, отличают прилагательное от причастия: развитой (ребенок) – развитая (веревка), налитое (яблоко) – налитая (в стакан вода), занятой (человек) – занятый (делами). - в кратких прилагательных ударение менее устойчиво. Ударение в краткой форме падает на тот же слог, который имеет ударение в полной форме: громоздкий - громоздок – громоздка – громоздко – громоздки, красивый – красив – красива – красиво – красивы. Это прилагательные с неподвижным ударением, для которых характерны суффиксы -ив-, -лив-, -чив-, -им-, -ельн- и др. Но есть определенная закономерность в движении ударения в тех кратких формах прилагательных, в которых оно подвижно. Вот оно: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в остальных кратких формах оно стоит на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: бел – бела – бело – белы, дружен – дружна – дружно – дружны, тесен - тесна – тесно – тесны, редок – редка – редко – редки и др. - ударение в сравнительной степени имен прилагательных – если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной степени она оказывается в суффиксе -ее: видна – виднее, нужна – нужнее. Если же в краткой форме ударение стоит на основе, то и в сравнительной степени 20 оно остается на основе: красива –красивее, покорна покорнее, ужасна – ужаснее. Это правило не распространяется на суффикс сравнительной степени –е. Он всегда безударный: дорога –дороже, дешева – дешевле, тиха - тише. 3. Колебание ударения в глагольных формах: - глагольные ударения в целом отличаются неподвижностью: акцент находится на корневой или суффиксальной части (резать – режу – резал – резала – резало – резали). Тем не менее ряд глаголов обнаруживает подвижность в некоторых формах (жить – живу – жил – жила – жило – жили). Поскольку подвижное ударение наблюдается как менее продуктивное, то выравнивание акцентологических вариантов идет по аналогии со словами, имеющими неподвижное ударение. Как результат этого процесса – нарушение литературной нормы, в частности в форме прошедшего времени женского рода, имеющей в ряде глаголов ударение на окончание: заняла, начала, облила, ожила, приняла и т.д. - обычно ударение в формах прошедшего времени такое же, как и инфинитиве: велеть – велел – велела – велело – велели. В формах инфинитива на -сти, -чь ударение во всех формах прошедшего времени падает на окончание (за исключением формы мужского рода, которая имеет нулевое окончание): беречь – берег – берегла – берегло – берегли, затечь – затек – затекла – затекло – затекли др. - глаголы с приставкой вы- всегда ударные в формах совершенного вида и несовершенного вида – безударная: вынести – вынес – вынесло – вынести. - наиболее уязвимой в плане ударения является группа древних, как правило, непроизводных, односложных русских глаголов на -ить или -ать: брать – брал – брала – брало – брали, гнить – гнил – гнила – гнило – гнили, ткать – ткал – ткала – ткало - ткали и т.д. в этих глаголах в форме женского рода ударение находится на окончании. Перенесение его на основу – нарушение нормы. К таким глаголам можно добавить любые приставки, кроме вы-, тогда ударение остается прежним: забрать – забрал – забрала – забрало – забрали. Приставка вы-, в отличие от остальных, перетягивает ударение на себя. В других 21 односложных глаголах ударение находится на основе во всех формах, включая форму женского рода: бить – бил – била – било – били, выть – выл – выла – выло – выли и др. Однако, и в них при появлении приставки вы- ударение переходит на нее. - постфикс -ся также оказывает влияние на ударение в возвратных глаголах – ударение в них перемещается на окончание: гнаться – гнался – гналась – гналось – гнались, зваться – звался – звалась – звалось – звались. - особого внимания требуют глаголы на -ить, среди которых выделяются группы слов с неподвижным и подвижным ударением: неподвижным на основе (верить – верю – верит), неподвижным наконечным ударением (включить – включу – включит) и подвижным ударением (ходить – хожу – ходит). - глаголы на -ировать – все современные словари в качестве нормы литературного языка указывают, например, в глаголе – премировать ударение на суффиксе. В современных словарях отмечена только одна норма для следующих глаголов: абонировать, аккомпанировать, балансировать, блокировать, буксировать, лавировать, форсировать, вальсировать и др. 4. Колебание ударения в причастиях: Наиболее часты в употреблении краткие страдательные причастия. Для них характерно подвижное ударение, которое не всегда верно используется говорящими. Есть правило: если в полной форме страдательных причастий ударение падает на суффикс -енн-, то на суффиксе -оно- и в мужском роде краткой формы, в остальных формах перемещается на окончание: введѐнный – введѐн – введена – введено – введены, завершѐнный – завершѐн – завершена – завершено – завершены, заведѐнный – заведѐн – заведена – заведено – заведены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: