«Экономический знай-ка»
Разделы проекта сроки | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями | Продукт детской деятельности |
Сентябрь | Беседы «Экономика и мы» «Что такое экономика?», «Почему не все можно купить и продать?», «Какие бывают товары?» Дидактическая игра «Оптовичок», «Дороже-дешевле», «Собираясь в дальний путь» | Выставка «Осенняя ярмарка». Помощь в создании развивающей среды. Изготовление стенгазеты «Что я экономлю, берегу дома». | Изготовление денежных знаков и поле для игры. |
Октябрь | Чтение и обсуждение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Игровая ситуация «Задавай вопрос», «Подарок ко дню рождения» | Конкурс рисунков «обязанности детей в семье» Коллективный субботник совместно с родителями Фотоконкурс «Полезные привычки», Экскурсия в городскую библиотеку | Изготовление поздравительных открыток и поделок. |
Ноябрь | Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Беседа «Деньги и их роль в жизни». Рисование «Портрет профессии моих родителей» Дидактическая игра «Банк» | Создание альбома «Семейные профессии». Беседа «детская копилка- ее назначение». | |
Декабрь | Разыгрывание эпизодов сказки Г.Х Андерсона «Огниво». Дидактическая игра «Супермаркет». Дизайн «Реклама». Экономические минутки. «Уроки интересных покупок по теме «Украшения своими руками». | Акция «Альтернатива живой елке» Выпуск буклетов «Елочка своими руками» Интерактивная площадка «Изготовление открытки из подручного материала» Участие в общесадовском мероприятии, конкурс-выставка совместных работ «Ёлочка живая иголочка» | Изготовление снежинок и украшение ими группы. Елочки из бросового материала |
Январь | Игровая ситуация «В гостях у экономистов», сюжетно-ролевая игра «Торговый центр», «Рынок». Беседа «Мой вклад в бюджет семьи». Презентация «Расходы и доходы» «Всемирно известные фонды защиты природы» Развлечение «Как три поросенка хотели стать экономистами» | Беседа «Семейный бюджет и ребенок», «Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям» Экскурсия с родителями в супермаркет. | Экономический КВН с подготовительными группами детского сада Фотоконкурс «Я в супермаркете» |
Февраль | «Накопление и потребление», «Хочу и надо». Дидактическая игра «Доходы семьи» Экспериментирование «Экономим тепло». | «Рекламный буклет»- совместная творческая деятельность. Квест игра «Семейное путешествие» | Выставка работ детей. |
Март | Чтение и обсуждение сказки «Колосок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов. Просмотр видеоматериалов о производстве заводов. Уроки гнома Эконома «Путешествие в страну электричества». | Анкетирование «Нужна ли детям экономика?» Беседа «Воспитываем в ребенке бережливость» | Выпуск буклетов «Бережливость лучше богатства» |
Апрель | Игра- телепередача «Почта гнома Эконома». Лепка «Наши помощники- электроприборы». Сюжетно-ролевая игра «Агентство недвижимости». Игра-путешествие «На необитаемом острове». Пословицы о труде. | Коллективный субботник совместно с родителями. | Изготовление плаката-обращения «Чистый город- залог успеха» к жителям г. Нефтеюганска. Уборка территории. |
Май | «Игра-путешествие водяной капельки» «Поход на природу». Конкурс «Назови профессии». Экспериментирование «Экономь воду». Игровая ситуация «Как выращивают хлеб». КВН «Путешествие по стране Экономика» | Акция «Посади дерево и сохрани его» | Высадка саженцев, оформление клумбы вместе с детьми и родителями во время вечерней прогулки Выставка «Альтернатива дорогим гаджетам». |
Глава 4.
|
|
|
|
Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект
1. Разработан проект на тему «Экономический знай-ка»
2. Изучены и включены в проект современные технологии, новые методические приемы.
3. Разработаны и изготовлены дидактические, подвижные игры, творческие задания;
4. Составлен перспективный план, разработаны конспекты образовательной деятельности для детей
5. Для более эффективной работы по воспитанию финансовой грамотности детей
дошкольного возраста через проектную деятельность в группе создана соответствующая развивающая предметная среда:
· Центр познания, включающий в себя коллекции монет, лабиринты, карты-схемы, игротека; макеты;
· Мини лаборатория, оборудованная материалами для детского экспериментирования;
· Центр «умных книг» - где расположена библиотечка «Гнома Эконома», где помещены «Экономический словарик», вопросник «Как стать бизнесменом», сказки с содержанием на экономические темы, а также фольклор о труде, профессиях, человеческих качествах.
6. Выработана система целостного образовательного пространства на основе экономических проектов.
7. В процессе работы над мини проектом «Бережливость-лучшее богатство», «Труд- основа нашей жизни», и т. д. дети осознают на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги», признают авторитетными такие качества человека, как экономность, трудолюбие, доброта.
Диагностический инструментарий
Критериями по формированию экономического воспитания выступают следующие:
Экономика | Владеет понятием «экономика» |
Умеет выделять экономическое содержание из художественных произведений | |
Потребности | Умеет устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей |
Труд Профессии | Умеет выделять цепочку трудовых действий |
Осознает взаимосвязь «труд-продукт-деньги» | |
Бартер | Владеет понятием «бартер» |
Самостоятельно совершает обменные операции | |
Выгода и убыток | Владеет понятие «выгода», «убыток». |
Определяет выгодность сделки | |
Деньги | Владеет понятием «купюра», «валюта» |
Умеет совершать покупку, назначать цену товара, правильно считать сдачу. | |
Реклама | Владеет понятием «реклама» |
Осознает взаимосвязь «реклама- продажа» | |
Бизнес и капитал | Владеет понятиями: «капитал», «бизнес», «купля», «продажа» |
Умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений |
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием
Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога
Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется
Глава5
Заключение
Проблема экономического воспитания дошкольников через проектную деятельность актуальна. Современный дошкольник- это будущий школьник, затем студент, и, конечно же работник. Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы по формированию экономической опытности.
|
|
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей бережливости, рациональности, расчетливости, трудолюбия, честности, отзывчивости. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имеет еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Список литературы:
1. Албу З. Воспитываем бережливых //Дошкольное воспитание.- 1989 №6.
2. Киреева Л.Г. Играем в экономику//Издание.- 2008г.
3.Кнышева Л.В.// Экономика для малышей, или как Мишка стал бизнесменом.-М., 1995.
4.Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002г.
5. Лушникова Е.В. как мы играем в экономику// Воспитатель ДОУ «ТЦ Сфера» М., 2008. №11.с.75
6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играе в экономику. СПб., 2001г.
Приложение1
«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста»