Социально-культурная инфраструтура досуга – это материальные объекты и виды деятельности, создающие общие условия для реализации культурных потребностей населения в сфере досуга

Инфраструктура досуга

 

В Российской Федерации сложилась стройная система социально-культурных учреждений разных типов и организаций, составляющих инфраструктуру досуговой деятельности.

Социально-культурная инфраструтура досуга – это материальные объекты и виды деятельности, создающие общие условия для реализации культурных потребностей населения в сфере досуга.

I. Историческое развитие инфраструктуры досуга. Инфраструктура досуга сложилась в России исторически. Система организации досуга определялась социальной и культурной политикой государства и была направлена на создание благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей людей.

1. В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ столетия в России функционально и юридически оформляется новое социокультурное направление под названием социально-культурная деятельность. В соответствии со структурой этого направления реорганизуется деятельность:

1) культурно-досуговых учреждений (бывшие культурно-просветительные);

2) учреждений дополнительного образования,

3) новых для нашей страны учреждений социального обслуживания населения (в основном взрослых) и социального воспитания детей и подростков.

В этот период появляются новые виды профессий:

1) социальная работа (социальный работник),

2) социальная педагогика (социальный педагог),

3) вместо культурно-просветительной работы – «социально-культурная деятельность» и «народное художественное творчество» с соответствующим набором квалификаций организационно-управленческого и художественно-творческого характера.

В этот же период создается и нормативно-правовая база деятельности учреждений социо-культурного профиля.

2. Конец 90-х начало 2000-х годов.

1) Среди учреждений социального обслуживания по своей значимости на первое место выходят территориальные социальные центры как комплексы учреждений по оказанию помощи нуждающимся (прежде всего пенсионерам, инвалидам, малоимущим семьям). Ежегодно число таких центров растёт и в 2002 году достигло 1099. Особенностью территориальных центров социального обслуживания является то, что по характеру деятельности они являются учреждениями комплексного типа, в их составе могут организовываться различного рода службы и отделения (например, клубной, библиотечной работы), выполняющие специфические функции, в том числе социально-культурную. В территориальном социальном центре предусмотрена должность культорганизатора (с выполнением обязанностей библиотекаря), инструктора по трудовой терапии и др.

2) Растет число учреждений социального обслуживания семьи и детей. С 1995 г. по 2000 год их численность возросла в 21 раз и на начало 2000 г. составила 2240 учреждений, функционирующих в системе органов социальной защиты населения,[1] т.е. наблюдается тенденция выделения «работы с семьей» в самостоятельное направление.

 

II. Система учреждений социально-культурного досуга.

1. Учреждения социального обслуживания системы Министерства труда и социального развития; учреждения и других ведомств (отраслевые, профсоюзные, молодежные и т.п.). Так, например, в каждом регионе России функционируют социальные службы молодежи, в структуре которых часто имеются молодежные центры как социально-культурные учреждения комплексного типа.

2. На территории местных органов власти организуются различного рода специализированные (некоммерческие) центры социального обслуживания. Это могут быть центры по оказанию социальных услуг, трудоустройству, центры реабилитации инвалидов и сирот и т.п. При этом органы защиты и местного самоуправления могут выступать и как инициаторы, и как координаторы проведения большинства социокультурных акций на поведомственной территории.

3. Учреждения социально-культурной работы с отдыхающими здравниц, (курортов, санаториев, домов и баз отдыха, профилакториев) и туристами (на туристических базах и теплоходах, в туристических гостиницах и турпоездках). Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепления здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

За организацию и проведение всей программы досуговой терапии отвечают руководители здравниц и туристических учреждений, а также штат специалистов – организаторов досуга, содержащийся за счет фонда заработной платы: заведующие клубами, культорганизаторы, библиотекари, аккомпаниаторы (пианисты, аккордеонисты, баянисты), киномеханики, радисты, представители других служб.

Материальную базу досуговой деятельности в санаторно-курортных и туристических центрах представляют общекурортные Дворцы и Дома культуры, клубы в санаториях, домах отдыха и пансионатах, туристические и краеведческие кабинеты, музеи и уголки в здравницах и на турбазах, дискотеки, библиотеки, киноконцертные залы, стадионы, танцевальные площадки, игротеки и аттракционы, лодочные станции и т.д.

4. Учреждения культурно-досуговой сферы. Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время являются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). В настоящее время в России насчитывается 55 тыс. клубных учреждений, при которых функционирует более 300 тысяч любительских объединений. Число занимающихся в клубных объединениях превышает 6 миллионов человек.[2]

По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение – предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.

5. Новые типы учреждений культуры – информцентры, медиатеки, центры досуга и творчества, дома ремесел, национально-культурные центры, ночные клубы и др.

Основными направлениями в деятельности учреждений клубного типа являются информационно-просветительская, художественно-публицистическая, содействие развитию социальных инициатив, сохранение и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов, развитие художественного и технического творчества, культурно-развлекательная, физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность, экскурсионное обслуживание и др.

6. Парки культуры и отдыха. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности различных социальных групп. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массив, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.

По функциональному назначению различают парки:

1) массовые, 2) детские, 3) историко-мемориальные парки-усадьбы, 4) лесопарки, 5) природные парки-заповедники, 6) ботанические парки и зоопарки, 7) спортивные парки и гидропарки, 8) зоны отдыха.

Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительской и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.   

7.     Социально-культурные институты музейного типа – научно-просветительные учреждения, занимающиеся сбором, комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследовательских и просветительских функций.

8. Библиотеки. Основное назначение библиотек – собирание, хранение и распространение книг. В последние годы на одно из первых мест в деятельности библиотек выходит информационное направление.

Библиотечная сеть Министерства культуры РФ представляет собой многоровневую систему, состоящую их федерального, регионального и муниципального звеньев.

Верхнее звено включает в себя 9 крупнейших библиотек федерального подчинения: Российская государственная библиотека (г. Москва); Российская национальная библиотека (г. Санкт-Петербург); Российская государственная юношеская библиотека; Российская государственная детская библиотека (г. Москва) и др..

Среднее региональное звено составляют универсальные библиотеки субъектов РФ, так называемые областные и краевые универсальные научные библиотеки (УНБ). В состав регионального звена помимо УНБ входят также региональные универсальные детские библиотеки (УДБ), юношеские (ЮБ) и библиотеки для слепых. С начала 90-х годов в ряде регионов произошло слияние универсальных детских и юношеских библиотек.

Низовое звено библиотек системы Министерства культуры РФ составляют муниципальные библиотеки – городские, районные, сельские и т.д.


[1] См.: Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2000 год.».– М., 2000.

[2] Ориентиры культурной политики: Информ. Выпуск № 1. – М.: (МК РФ – ГИВЦ), 2000.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: