Тема: Многообразие культурной жизни в 1920-гг

 

Цели культурной революции:

1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.

2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.

3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.

4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.

5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.

6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.

Начало ликвидации неграмотности. Придя к власти, большевики столкнулись с проблемой низкого культурного уровня населения. Перепись населения 1920 г. показала, что в стране 50 млн. человек неграмотны (75% населения). В 1919 г. был принят дек­рет Совнаркома «О ликвидации неграмотности». В 1923 г. учреждено обще­ство «Долой не­грамот­ность» во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым. От­крылись тысячи изб-читален, где обу­чались взрослые и дети. По переписи 1926 г. грамотность населения составила 51%. Открылись новые клубы, библиотеки, музеи, театры.

Наука. Власть стреми­лась использовать техническую интеллигенцию для укрепления эко­номического потенциала Советского государства. Под руко­водством академика И.М. Губкина велось изучение Курской магнитной анома­лии, раз­ведка нефти между Волгой и Уралом. Акаде­мик А.Е. Фéрсман вёл геологические изыскания на Урале и Даль­нем Востоке. Открытия в области теории исследования космоса и ра­кетной техники сделали К.Э. Циолковский и Ф.А. Цáн­дер. С.В. Лебедев разработал метод получения синтетического каучука. Теорией авиации занимался основопо­ложник самолётостроения Н.Е. Жу­ковский. В 1929 г. открылась Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент – Н.И. Вавилов).

Отношение власти к гуманитарной интеллигенции. Власть ограничивала возможность гуманитарной интелли­генции участ­вовать в политической жизни, влиять на об­щественное созна­ние. В 1921 г. упразднили автономию высших учеб­ных заведений. Про­фессоров и препо­давателей, не разде­лявших коммунистические убеж­дения, увольняли.

В 1921 г. сотрудник ГПУ Я.С. Агрáнов сфабриковал дело о «Петроградской боевой организации». Её участниками была объявлена группа учёных и деятелей культуры, в том числе профессор В.Н. Таганцев и поэт Н.С. Гумилёв. Был расстрелян 61 человек, в том числе Гумилёв.

В 1922 г. был создан специальный цензурный коми­тет – Главлит, осуществлявший контроль за «враждеб­ными вы­падами» против по­литики правящей партии. Затем создан Главрепет­ком – комитет по контролю репертуаров театров.

В 1922 г. по инициативе В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого на двух «философских паро­ходах» из страны были высланы свыше 160 оппозиционно настроенных вид­ных учёных и деятелей культуры – философы Н.А. Бердяев, С.Н. Бул­гаков, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др. Был выслан П.А. Со­рокин (он учился в Ивановском крае, – впоследствии – крупнейший социолог США).

В 1923 г. под руководством Н. К. Крупской прошла чистка библиотек от «анти­советских и антиху­дожественных книг». В их число попали даже произве­дения античного философа Пла­тона и Л.Н. Толстого. К сер. 1920-х гг. были закрыты ча­стные книгоизда­тельства и журналы.

Высшая школа. Подготовка новой интеллигенции. ВКП(б) взяла курс на формирование новой интеллигенции, безогово­рочно пре­данной режиму. «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически, – заявлял Н.И. Бухарин. – И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабаты­вать её, как на фабрике». В 1918 г. были отменены вступитель­ные экзамены в вузы и плата за обучение. Открылись новые институты и уни­вер­ситеты (к 1927 г. – 148, в дорево­люционное время – 95). Например, в 1918 г. был открыт политехниче­ский институт в Иваново-Возне­сенске. С 1919 г. в вузах были созданы рабочие фа­культеты (раб­факи) для подготовки к обучению в высшей школе рабоче-крестьянской молодёжи, не имевшей средне­го образования. К 1925 г. выпускники рабфа­ков со­ставляли половину студентов. Вы­ходцам из бур­жуазно-дворянских и интеллигентских «соци­ально чуждых» слоёв доступ к высшему об­разованию был затруднён.

 

Школьная система 1920-х гг. Ликвидировалась трёхзвенная структура средних учебных заведений (классическая гимназия — реальное училище — коммерческое училище) и заменялась на «политехническую и трудовую» среднюю школу. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как логика, богословие, латинский и греческий языки и другие гуманитарные предметы.

Школа стала единой и общедоступной. Она состояла из 2 сту­пеней (1-я ступень – че­тыре года, 2-я – пять лет). Подготовкой рабочих кадров занимались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школы рабочей молодёжи (ШРМ), а кадры админи­стративного и технического персонала готовились в техникумах. Школьные программы были ориенти­рованы на коммунистическое воспитание. Вместо истории преподавалось обще­ствове­дение.

Государство и церковь в 1920-е годы. В 1917 г. было восстановлено патриаршество. В 1921–1922 гг. под предлогом борьбы с голодом большевики начали изымать цер­ков­ные ценности. В г. Шуе были расстреляны прихожане, пытавшиеся воспрепятствовать изъятию церковных ценностей. В рамках политики «воинствующего атеизма» закрывались церкви, сжигались иконы. В 1922 г. в Москве и Петрограде были организованы судебные процессы против служителей церкви, некоторые из них были приговорены к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Возникла борьба между «староцерковниками» (пат­риарх Тихон) и «обновленцами» (митрополит А.И. Введенский). Патриарх Тихон был арестован и вскоре умер, пат­риаршество упразднено. В 1925 г. местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Пётр, но в декабре 1925 г. он был арестован и выслан. Его преемник, митропо­лит Сергий и 8 архиереев в 1927 г. подписали обращение, в котором обязывали священников, не признававших Советской власти, отойти от церковных дел. Против этого выступил митро­полит Иосиф. Многие священники были высланы на Соловки. Гонениям подверглись представители и других вероисповеданий.

Литература и искусство в 1920-е гг. Продолжали публиковать свои произве­дения писатели и поэты «серебряного века» (А.А. Ах­ма­това, А. Белый, В.Я. Брюсов и др.) В театрах работали режиссёры Е.Б. Вах­тангов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, актриса М.Н. Ермолова. Устраивали вы­ставки последователи «Мира искус­ства», «Бубнового валета», «Голубой розы» и других объединений художни­ков (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.). Рево­люция дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского, А.А. Блока, С.А. Есенина. Большую актив­ность проявляли представители левомодернистских течений – футуризма, кубизма, кон­структивизма – в живописи, театре, архитек­туре (В.Э. Мейерхóльд, В.Е. Тáтлин и др.).

Возникает множество новых литературных груп­п и организаций:

- группа «Серапионовы братья» (М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Фе­дин и др.) искала новые художест­венные формы отражения послереволюционной жизни страны;

- группа «Перевал» (М.М. Пришвин, В.П. Катаев и др.)выступала за сохранение преемственности и традиций русской литературы.

Возникли литературно-художествен­ные объединения пролетарско-большевистской коммунистичес­кой ориентации:

- Пролеткульт (1917–1932 г.) – формировал новую пролетарскую социалистическую культуру (А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский, Демьян Бедный);

- литературная группа «Кузница» (1920–1931 гг.), вошла в РАПП;

- Российская ассоциация пролетарских писа­телей (РАПП), (1925–1932 гг.) используя лозунг «партийности литературы» боролась с другими группами. Издавала журнал «На посту»;

- группа ЛЕФ «Левый фронт искусств» (1922–1929 гг.) – поэты В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев и др.творили с учётом требований Пролеткульта, издавали журнал «ЛЕФ».

Эти группы подвергли травле бес­партийных деятелей культуры, называя их «внутренними эмигран­тами» за укло­нение от воспевания «героики револю­ционных свершений». Критико­вались также «попут­чики» – литера­торы, поддержавшие Советскую власть, но допускавшие «ко­ле­бания» (М.М. Зощенко, А.Н. Толстой, В.А. Каверин, Э.Г. Багрицкий, М.М. Пришвин и др.).

Домашнее задание:

ü - Составить конспект лекции.

ü - Письменно ответить на вопросы и выслать ответы на электронную почту:

1. Какое из названных положений характеризует художест­венный метод «социалистический реализм»?

1) точное отображение окружающей действительности
2) критика негативных явлений в жизни советского об­щества
3) поиск врагов народа среди творческой интеллигенции
4) широкая пропаганда идей социализма

2. Отметьте известных композиторов 1930-х гг.

1) И. Пырьев и С. Герасимов
2) С. Прокофьев и Д. Кабалевский
3) И. Козловский и С. Лемешев
4) И. Стравинский и М. Мусоргский

3. Создатель знаменитой скульптурной группы «Рабочий и колхозница»

1) Б. Иофан
2) В. Мухина
3) В. Шухов
4) С. Коненков

4. Теме Гражданской войны было посвящено произведение

1) А. Фадеева «Разгром»
2) М. Шолохова «Поднятая целина»
3) М. Горького «Мать»
4) А. Блока «Двенадцать»

5. Обвинение в «формализме» было выдвинуто против

1) В. Маяковского
2) А. Серафимовича
3) Д. Фурманова
4) Д. Хармса

 

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: