Социометрическая методика (Я.Морено)
Цель. Изучение социометрической структуры школьного класса и социометрического статуса ребёнка в учебной группе.
Инструкция: «Сейчас я задам тебе 4 вопроса, при ответе на каждый вопрос тебе нужно выбрать 3-х человек из вашего класса».
Основные вопросы:
1) С кем бы ты пошел в поход? (Эмоциональный лидер)
2) С кем бы ты не пошел в поход? (низкостатусные)
3) К кому бы ты обратился за помощью по учебным предметам? (деловой лидер)
4) Кто бы из класса мог бы организовать на общее дело? (лидер–организатор)
Предлагается делать не более 3-х выборов по всем вопросам.
Подробное описание методики содержится в книге Немова Р.С. Психология
Книга 3,с.382.
Положение ребёнка в системе межличностных отношений (социометрический статус), определяется на основе составления социометрической матрицы по каждому вопросу.
Общая схема обработка результатов:
Обработка результатов заключается в составлении социоматрицы, т.е. сведение всех результатов опроса с индивидуальных социометрических карточек в общую таблицу. На ней отражаются все внутригрупповые отношения.
|
|
Строится она по следующему принципу: в горизонтальных строках указывают фамилии членов группы, а вертикальные столбцы обозначают цифрами, которые соответствуют номерам тех же лиц в том же порядке.
При заполнении социоматрицы считают, что фамилии обозначают тех, кто выбирает, а номера столбцов указывают на тех, кого выбирают. Заполнение социоматрицы производят следующим образом.
1.В случае использования исследователем прямого положительного непараметрического критерия (количество выборов у респондента неограниченно) на пересечении фамилии респондента и номера выбранного им члена группы (вертикальный столбец) ставится знак “+”. После того как зафиксированы все выборы, приступают к обработке социометрической матрицы: подсчитывают общее количество сделанных и полученных выборов, отмечают взаимные выборы, рассчитывают соответствующие данному типу исследования групповые и персональные социометрические индексы, строят социограмму группы.
2.В случае использования исследователем прямого положительного (отрицательного) параметрического критерия (количество выборов у респондена ограничено, учитывается очередность сделанных выборов) для проведения опроса необходимо заготовить специальные карточки, на которых записаны фамилии членов группы в алфавитном порядке.
При заполнении социоматрицы в соответствующие графы записывают фамилии тех, кто выбирал, а на пересечении с колонкой тех, кого выбирали, ставится балл "3", если он стоял первым в списке респондента, балл "2", если он был под номером два, балл "1", если он был третьим в списке. В случае, если выбор взаимный (А выбрал Б, а Б в свою очередь А), то этот выбор (независимо от балла) обводится кружком.
|
|
После того как зафиксированы все выборы, приступают к их суммированию. По вертикали подсчитывается общее количество выборов, количество взаимовыборов и сумма баллов по каждому человеку в отдельности. В качестве критериев экспансивности и приемлемости члена группы в первом приближении обычно берется количество выборов, сделанных и полученных респондентом. Если они одинаковы у двух или нескольких человек, то их ранжируют по количеству набранных баллов.
Пример заполнения социоматрицы:
№№ пп | Кто выбирает (фамилии) | Кого выбирают | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1. | Алексеев | 1 | 2 | 3 | |||||||
2. | Борисов | 2 | 1 | 3 | |||||||
3. | Волков | 3 | 1 | 2 | |||||||
4. | Грибов | 3 | 2 | 1 | |||||||
5. | Дёмин | 1 | 2 | 3 | |||||||
6. | Ежов | 1 | 2 | 3 | |||||||
7. | Жуков | 3 | 1 | 3 | |||||||
8. | Зайцев | 1 | 2 | 3 | |||||||
9. | Исаев | 1 | 2 | 3 | |||||||
10. | Королёв | 2 | 1 | 3 | |||||||
Количество выборов | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | 0 | 2 | 7 | 3 | |
Количество взаимовыборов | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 3 | 2 | |
Сумма баллов | 7 | 6 | 3 | 4 | 4 | 10 | 0 | 2 | 16 | 8 |
.
Социометрический статус: 7 и более положительных выборов – «звезда»; 4-6 положительных выборов - предпочитаемый (больше положительных выборов чем отрицательных); 1-3 положительных выборов(больше отрицательных выборов чем положительных ) - пренебрегаемый; только отрицательные выборы - отвергаемый; отсутствуют выборы - изолированный.
Вопрос | Выборы ребенка |
Выявленные лидеры: эмоциональный лидер - __________________,
деловой лидер - ________________________,
лидер - организатор _______________________;
Низкостатусные учащиеся: __________________________________________
____________________________________________________________________
Социометрический статус испытуемого ____________________ (количество положительных выборов - _______)