10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) пр..способь (для работы), пр..крыл, непр..хотливый
2) в..езд (во двор), б..ют (по щеке), помест..е
3) сверх..нтеллигентный, по..скать, вз..мать
4) опр..кинуть, пр..родина, под..брать
5) ра..шифруй, бе..человечно, не..жатый
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) застр..вать, милост..вый
2) белорус..кий, рус..кий
3) гуттаперч..вый, обеззуб..л (к старости)
4) издавн.., засветл..
5) форел..вый, син..ватый
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) преобразу..мый, (боец) служ..т
2) дремл..шь, леч..шь
3) перекин..шь, вычита..мые
4) сломл..нный, (он)разыгрыва..т
5) (страны) гранич..т, шепч..щий (на ухо)
13. Выпишите слово, которое с НЕ пишется СЛИТНО.
· Это крайне (НЕ)ОБДУМАННОЕ решение отрицательно сказалось на результате игры.
· В заповеднике летом произошла одна (НЕ)СОВСЕМ обычная история.
· Ничуть (НЕ)ИСПУГАВШИЙСЯ собаку мальчик продолжал играть.
· Партнёры были (НЕ)ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ этим предложением.
· После переезда в отделе наблюдалась (НЕ)ОРГАНИЗОВАННОСТЬ, а суета.
14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Выпиши эти слова.
· (В)ПОТЁМКАХ трудно пройти по комнате, ЧТО(БЫ) не задеть мебель.
· (В)ТЕЧЕНИЕ недели все глаголы-исключения мы выучили (НА) ПАМЯТЬ.
· (ЧЁРНО) СМОРОДИННОЕ варенье было (ПО) ИСТИНЕ вкусным.
· Браслет (В) ВИДЕ змейки стоил недёшево, (ПРИ)ЧЁМ к нему ещё необходимо по добрать серьги.
· Китай (ПО) ПРЕЖНЕМУ остаётся (ПО) ИСТИНЕ одной из самых загадочных стран мира.
15.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
На тарелочках всё было весёлое: рубле(1)ые котлеты, копчё(2)ая на ивовых ветках курица, сви(3)ая колбаса, нареза(4)ая тонкими кружочками, жаре(5)ая в масле рыба со смета(6)ым соусом, жаре(7)ый гусь с мочё(8)ыми яблоками и блинчики с клюкве(9)ым вареньем.
16.Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Александров отлично знал о своей некрасивости и никогда в этом смысле не позволял себе ни заблуждений ни мечтаний...
2) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.
3) Я не имею права продавать их при его жизни хотя могу их закладывать как в казну так и в частные руки.
4) В товарищи себе мы взяли булатный нож да тёмну ночь.
5) Общество после чая перешло в диванную и княжну попросили поиграть на клавикордах...
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли. (3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.
(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».
(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.
(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!
(14)Одно из химических производств свои, конечно же, ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль. (17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же, с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.
(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу. (26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.
(По Б.П. Екимову*)
*Борис Петрович Екимов (род.в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.
| 17. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В нескольких шагах от Чика (1) упруго щелкая верёвкой (2) прыгала через скакалку девочка Ника; длинные ноги её однообразно пригарцовывали (3) сверкая белыми тапочками (4) а жёлтый сарафан всё время колыхался, а (5) иногда (6) вдруг напузыриваясь (7) приобретал сходство, впрочем, довольно жалкое, с парашютом.
18. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Нелёгкую ты выбрала мне долю-
дала бумагу мне, перо дала…
О Русь моя (1) колосья по подолу (2)
и синь в глазах (3) и солнце у чела!
Ты вечная, моложе век от века!
Тебе (4) моя великая страна (5)
ни позолота лести человека,
ни пудра фраз красивых не нужна.
И ты, великодушная на диво,
казни меня забвеньем, коль солгу…
И без меня ты (6) можешь быть (7) счастливой –
Я без тебя (8) Россия (9) не могу.
(С. Викулов)
19. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Для пополнения картины не было недостатка в петухе (1) предвозвестнике переменчивой погоды (2) который (3) несмотря на то (4) что голова продолблена была до самого мозгу (5) носами других петухов по известным делам волокитства (6) горланил очень громко (7) и даже похлопывал крыльями, обдёрганными (8) как старые рогожки.
20. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Волчиха помнила (1) что летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки (2) и (3) когда она не так давно пробегала мимо (4) то ей послышалось (5) будто в хлеву блеяли.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.Запишите номера этих предложений.
(1)Таймыр — озеро в Азиатской части России, расположенное на полуострове Таймыр в Красноярском крае. (2)Название озера имеет эвенкийское происхождение от древнетунгусского «тамура» («ценный, дорогой, богатый») — так эвенки называли реку Таймыру, изобиловавшую рыбой. (3)Таймыр — самое северное в мире естественное крупное озеро; оно относится к бассейну Карского моря. (4)Само озеро представляет собой пресноводный водоём значительных размеров, вытянутый в широтном направлении на 180–190 км. (5)Через озеро протекает река Таймыра (до впадения в озеро —Верхняя Таймыра, после озера — Нижняя Таймыра), берущая начало на южных склонах хребта Бырранга и впадающая в Таймырскую губу Карского моря. (6)Первые исследования Таймыра — крупнейшего озера Красноярского края и пятого озера России по площади водного зеркала — были проведены Василием Прончищевым в 1730-х гг., когда была организована Великая Северная экспедиция.
22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. Перемены, происходящие в русском языке, способны, без преувеличения, погубить его.
2. Язык принимает заимствованные слова в народную речь, отшлифовывая их.
3. Создавая свои произведения, писатели-классики ставили перед собой цель охранять русский язык.
4. Действия людей по очистке родников и ключей сродни действиям писателей по сохранению родного языка.
5. Расчищая родники на Малоголубинском хуторе, школьники тем самым способствовали очистке вод Дона.
23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1. В предложениях 1–2 представлено описание.
2. В предложениях 4–5 представлено рассуждение.
3. В предложениях 12–13 представлено повествование.
4. Предложение 16 объясняет содержание предложений 14–15.
5. Предложения 21–22 иллюстрируют тезисы, выдвинутые
в предложениях 19–20.
24.Из предложений 1–2 выпишите синонимы (синонимическую пару).
25. Cреди предложений 17–25 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим
с помощью личного и указательного местоимений. Напишите номер(а) этого (-их) предложения (-ий).
26. «О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно. Эмоциональный тон его рассуждений задают троп – (А)___ (например, в предложении 6), а также приём – (Б)___(«не старая плесень, а живая речь» в предложении 12). Говоря об изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чём ему помогает лексическое средство – (В)__ («перемен, потрясений» в предложении 3, «огранит, отшлифует» в предложении 7). Однако судьба русского языка не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приём, как (Г)___ («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».
Список терминов:
1. цитирование 2. восклицательные предложения
3. лексический повтор 4. Противопоставление 5. анафора
6. развёрнутая метафора 7. парцелляция 8. разговорные слова
9. контекстные синонимы
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
|