Феофилакт Симокатта. История

Культурный срез Черногории в диахронии и синхронии.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1.

Критический анализ литературы.

Культурология Черногории в диохрании.

Глава 2.

Культурологический срез Черногории в синхронии.

Конфессиональный фактор в культуре черногорцев

Заключение.

 

 

Последние годы во всём мире развита рекреационная география. В рамках этой науки одним из важных направлений является изучение и анализ культурно-исторических объектов. Черногория – страна с богатой и древней культурой, страна, которая тесно связана с Россией, как исторически, так и духовно.

Государство расположено между Востоком и Западом, что отражено в многообразии стилей и культурных направлениях в различных видах искусств и в архитектуре, романский стиль перемешан с барокко, готикой и абстракционизмом. В градостроительстве отмечается эклектичность и переплетение различных культурных традиций.

Черногория - молодая страна с богатым событиями прошлым. Несмотря на то, что её название возникает в европейских летописях ещё в Средние века (Первое упоминание топонима «Черногория» датируется 1296 годом в летописи монастыря Святого Николая во Вранине), статус независимости республики парламент провозгласил в 2006 году. В других странах она известна как Монтенегро, а черногорцы её называют Црна Гора.

Несмотря на маленькие размеры, Черногория является полиэтничным и многонациональным государством, помимо ченогороцев здесь проживают: сербы, албанцы, цыгане, хорваты.

Одной из ведущих отраслей экономики в Черногории является туризм. Зденсь невероятное изобилие исторических и культурных памятников. Важной особенностью многих является то, что большинство из них находятся под опекой ЮНЕСКО.

Актуальность исследования культурного среза Черногории обусловлена современными неоднозначными процессами религиозного возрождения в нашей стране и развитием рекреационной географии, когда наши соотечественники могут выбрать для посещения любую точку земного шара. Учитывая длительные исторические взаимоотношения нашего государства со странами Балканского полуострова, а также одну языковую группу, россиянам особенно важно знать что несмотря на маленький размер страны, Черногория- это страна с богатым духовно-культурным миром.

Целью данного проекта является рассмотрение культурного среза Черногории в диахронии и синхронии. Поставленная цель реализуется посредством выполнения следующих задач:

 – раскрыть термины «диахрония», «синхрония»;

 – охарактеризовать феномен культурного среза Черногории и методы исследования;

 – описать состояние культуры Черногории в различных этапах времени и пространства.

  Объектом исследования является исторический срез как системокомплекс, предметом – культурологический срез как его неотъемлемая составляющая.

Анализ литературы. Диапазон научных исследований культурного среза Черногории очень широк. Она представлена в междисциплинарном многообразии и освещается в работах политологов, историков, культурологов, религиоведов, в частности, таких исследователей, как Аншаков Ю.П., Бакич Д., Ровинский П.А., Роганович Й., Бажова А.Л., Александров А., Попович-Лжовац Ю.А., Ковалевский Е.Л., Попов А., Василий Петрович и др., однако, на наш взгляд исследований по межконфессиональным отношениям недостаточно. В работах, публикациях, статьях и монографиях, различных деятелей, святые места Черногории упоминаются в контексте развития социально-экономических, культурных связей, а также исторических периодов. Однако до настоящего времени мы не имеем ни археологической карты христианских древностей этой страны, ни четкой периодизации всех объектов, связанных с появлением и распространением христианства в данном регионе. В настоящее время святые места и культурные исторические памятники рассматриваются, в основном, как туристические объекты.

Также на данный момент нет достоверных источников, объясняющих появление иллирийцев на этой территории. По одной гипотезе они являются балканскими автохтонтами, по другой- это индоевропейские племена, которые пришли на эти земли в XII–XI вв. до н. э., а возможно и в начале бронзового века из Центральной или Северо-Западной Европы.

Наши сведения о существовавших славян в первые века на территории Черногории крайне скудны. Археологические материалы немногочисленны и трудно поддаются датировке. Письменные источники полностью отсутствуют. Подробно рассказывает о некоторых славянских племенах византийский император X в. Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей».[24]

Нам оказались доступными такие наиболее ранние источники: Страбон. География в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994., Иоанн Эфесский «Церковная история» Книги III и VI, Феофилакт Симокатта. История. Книги VI и VII,

«Земледельческий закон» -сборник правовых норм, регулирующих жизнь сельской общины как самой империи, так и сопредельных с ней регионов, отображает общинные порядки в Византии УШ-1Х вв.

Оригинальным образцом письменности XII в. являлась «Летопись попа Ду́клянина» («Барский родослов») — это  условное название средневековой сербской летописи, написанной анонимным священником из Дукли. Сохранилась лишь в латинских редакциях XVII века, поэтому время создания остаётся предметом дискуссий.

Известно несколько списков «Летописи»:

1. Ватиканская рукопись XVII века — латинский перевод с оригинала. Заканчивается 1149 годом.

2. «Хорватская хроника», меньший по объёму текст. Заканчивается 1089 годом.

О времени создания идут споры. Часть учёных считает, что произведение было в 1149, некоторые – в 1167, а некоторые (например, Л. Йованич) говорят о XVI веке. «Летопись» исследователями условно подразделяется на главы:

1. Легендарная (в том числе Книга Готская (Libellus Gothorum) и Легенда о Константине)

2. Легенда о Святом Владимире Зетском

3. История дуклянских князей

В «Летописи попа Дуклянина» можно видеть как великоморавская традиция о Святополке соединилась с местной дуклянской традицией, заложив основу южнославянской традиции о древнем и могущественном «королевстве славян».

Это первое, известное нам югославянское историческое произведение. В нём широко развито повествовательное начало, а также находят отражение греческие и латинские произведения.

Для периода раннего с средневековья почти нет материалов, для изучения и освещения процессов социально-экономического развития территорий, на который сейчас расположена Черногория, но имеются значительно больше источников, дающих возможность составить, хотя и не всегда полное представление о развитии различный отношений в Сербском государстве, в состав которого долгий период входила современная Черногория. Среди них – «Законник Стефана Душана»[26]. Он является важнейшим культурным памятником сербского средневекового государства. Он был принят на двух государственных собраниях правителей и сановников церкви 21 мая 1349 и 31 августа 1354 года. Так же периодически вносились дополнения в связи возникновением новых правовых ситуаций.

К сожалению, оригинал Законника не сохранился. Он состоял из 201 статьи на древне-сербском языке, что помогло создать единую правовую систему.

Законник Душана регулировал отношения между классами, организацию судебных процессов, борьбу с преступностью. До его появления не было законного собрания, все регулировалось неписаным обычным правом.

 

 

 Аншаков Ю.П., в своей диссертации «Становление черногорского государства и Россия(1798-1856)», описывает взаимоотношения России и Черногории и общность политических интересов.

Тома I и II, Петрова И.В. в «Государство и право Древней Руси (до эпохи Русской Правды). Теории происхождения государства и права. Античные письменные источники и венедская проблема (I—V вв.). Древнейшие письменные известия о славянах и денежные рынки Восточной Европы (VI—VII вв.).», посвящены анализу письменных и нумизматических источников, повествующих о славянских народах и денежных рынках Восточной Европы.

Интересы современной науки сместились в область объяснения причин и более глубокого понимания современного состояния культуры и её исторической эволюции. Этому могут способствовать диахронный и синхронный подходы.

Диахрония (от лат. dia — через, сквозь, hronos — время) — это процесс, исторически последовательно разворачивающийся во времени, фиксирующий, запечатлевающий смены одной конкретно-исторической формы культуры другой.

 Синхрония (от лат. sin — вместе, hronos — время) - даёт возможность осмыслить самобытные культурные процессы, идущие одновременно в различных пространственно-территориальных регионах и континентах или в рамках одной культуры.

Диахронный подход к культуре является историческим. Его главный задачей является рассмотрение культуры во времени. Этот подход показывает развитие культуры, прослеживает законы роста культурного древа.

Синхронный подход изучает состояние и процессы одновременно происходящие в культуре человечества на определенном этапе ее развития. В синхронном подходе выделяются следующие типы рассматриваемых культурных общностей: рассово– этническая культурная общность, национальная культурная общность, регионально – историческая культурная общность, культурное противоположение восток – запад, мировая культура.

Месторасположение Черногории определило культуру населения этого государства. Огромное влияние на становление государства оказали различные народы, которые населяли эти земли: иллирийцы, греки, турки, сербы; а также религия. Большинство черногорцев, более 70%, исповедуют Православие, при этом существуют значительные религиозные общины католиков и мусульман. Ислам исповедуют около 20% жителей страны, католиками являются примерно 3% населения страны.

Первые поселения людей на территории Черногории существовали с древних времён. Артефакты, найденные археологами указывают: на родовую организацию общественного и хозяйственного строя неолитического населения, наличие коллективного ведения хозяйства и резкого деления на социальные группы. Зарождение культуры выражено находками остатков низких сводчатых печей, которые использовались для обжигания глиняной посуды и большое количество остатков керамических изделий, в виде: посуды, изображения мужских и женских фигурок(предметы домашнего культа).(17. Стр. 12)

В эпоху бронзы территорию Балканского полуострова заселяют иллирийские племена, на территории современной Черногории и Хорватии проживали далматы, либурны и др.. Позднее – в VI в.- VII до н. э, на  побережье Адриатики, появляются греческие колонии. Древние греки мирно уживались с местными жителями – иллирами, довольно воинственным племенем. Взаимоотношения с колонистами повлекли за собой экономическую и социальную дифференциацию среди аборигенов, а появление племенной знати и военных вождей, появление рабства, а также грабительских набегов иллирийцев, с целью обогащения. Страбон описывает межплеменные войны и набеги и уничтожение Иллирии македонянами и римлянами. (18)

 Войны иллиров с римлянами вошли в историю. Королева Иллирии Теута, известная по рассказам Полибия, имела ставку на территории современного города Тивата. Она отвоевала у греческих колонистов ряд поселений, а капитаны её судов занялись пиратством в Адриатическом море, что обеспокоило римлян, которые направили послов к королеве, а после объявили войну иллирийской королеве. Римские суда впервые пересекли Адриатику и ступили на Балканы. Тевта подписала крайне невыгодный для себя договор с римлянами, по которому иллирийцам осталась только часть былых владений.

К концу I - II н. э, часть нынешней Черногории входила в состав Далмации, которая являлась римской провинцией. Здесь появились переселенцы из Италии: ремесленники, торговцы, а в крупных населённых пунктах стояли римские гарнизоны. Местных иллирийце набирали в римскую армию. Всё это способствовало романизации местного населения, усвоению римского быта и нравов.

Археологические раскопки  свидетельствуют о том, что римские города имели: храмы и святилища, посвященные разным богам(из-за того что в городах шла оживлённая торговля, а в римской армии служили воины из различных частей империи, в города проникали различные религиозные культы); крытые рынки; акведуки, через которые вода из горных водоёмов попадала в городские бассейны; городские бани-термы; театры и амфитеатры. А неподалёку от городов, вдоль стен и вдоль дорог, идущих в город,  находились кладбища- некрополи, на которых сохранились памятники с надписями, дающими представление о составе, материальном положении и роде занятий различных слоёв населения.

Все дома, не в зависимости, от благосостояния и положения строились из камня. Среди некоторых развалин домов были найдены остатки штукатурки со следами росписи, напольная мозаика, фрагменты скульптурных карнизов, различная посуда: глиняная, металлическая, стеклянная, глиняные и бронзовые светильники, железные ошейники животных и рабов, инструменты ремесленников. А среди развалин храмов были найдены скульптуры олимпийских богов, статуи римских императоров, росписи стен с фрагментами боёв гладиаторов. Всё это подтверждает распространение уклада и образа жизни, характерного для всей Римской империи.

Местное население, оттесненное в горы, продолжало жить племенами, во главе которых стояли вожди, частично сохраняло свою самобытность. Многие вожди получали права римского гражданства, а некоторые переселялись в города и постепенно превращались в крупных магнатов-держали большие наделы земли и рабов.

В иллирийские провинции Христианство проникло в III в. н. э. и не смотря на жестокие гонения христианских общин, в начале IV в. н. э. оно получило широкое распространение.

После распада Римской империи на Западную и Восточную, Далмация отошла к Западной Империи, которая находилась в упадке, в связи с чем, власть в провинциях была номинальной, а в VI в. н. э. Византия установила свою власть над большей частью бывшей Югославии.

 Византия особым образом оказала влияние на развитие культуры Черногории, именно тогда началось строительств о большого количества православных храмов, которых на данный момент в стране несколько сотен.

В VI в. н. э. начинается массовое переселение славян из-за Дуная на Балканский полуостров, которому предшествовали воинственные набеги и завоевания, совместно с аварами.[21]. Длительные войны с соседями и особенно с Византией, способствовали усилению власти у племенных вождей и их обогащению, а благодаря богатству власть  усиливалась.  Восточная Римская Империя, уже давно переживавшая внутренний кризис, была бессильна под натиском славянских племён, а народные массы, отказываясь терпеть военные невзгоды, перебегали к «варварам». [19] К середине VII в. н. э. расселение славянских племён закончилось, часть романского и романизированного населения была вытеснена ими на запад, а иллирийцы ассимилировались со славянами  и полностью исчезли как этнос.

Иллирийский язык при встрече со славянским потерпел поражение, но его элементы отложились в последнем. Крупнейший знаток иллирийского языка Г. Краэ считает, что этот язык имел наибольшую близость к славянским и балтийским языкам [23 стр. 121.]

Различные архитектурные находки первых славянских поселений у Черной горы- примеры яркой и самобытной культуры: они умели обрабатывать металлы и в частности железо, производили бронзовые украшения с эмалью, изготавливали глиняную посуду используя гончарный круг, женщины пряли, пользуясь веретеном с пряслицей, ткали, шили. Византийское и античное влияние заметно на некоторых керамических изделиях и металлических украшениях, а также и некоторые заимствования от старого иллирийского населения. В отдельных славянских могильниках VIII в. н. э. встречаются различные золотые украшения византийского происхождения, что свидетельствует о развитие торговых отношений. Славяне прибрежных районов сочетали морскою торговлю с пиратством.

В VII- VIII в.в. н. э. у южных славян происходил процесс социального и имущественного расслоения и как следствие появление бедных слоёв населения, также было распространено патриархальное рабство, которое имело лишь вспомогательное хозяйственное значение. [22] Развитых рабовладельческих отношений не сложилось.

Распространение христианства среди славянских племён, как и в других областях Балканского полуострова, началось вскоре после их переселения.. Византия, которая хотела распространить своё политическое влияние на славян, была инициатором. Славяне принимали христианство постепенно, от рода к роду.  Некоторые дукляне отказывались креститься и в VII в. противовесом христианству оставались замешанные на оборотнических поверьях воинские братства, слившиеся уже с княжеской дружиной.

 На территории современной Черногории была найдена золотая печать VIII в. н. э., с надписью по-гречески "князь Пётр". Данный артефакт говорит о том, что в VII-X веках Черногорией владели славянские князья-христиане, которые использовали греческий язык как официальный.

С первых этапов развития христианства, государство оказалось на стыке двух церковных цивилизаций - восточного и западного.

 

В период средневековья, часть земель современной Черногории, входило в состав государства Дукля. Его основали славяне, принявшие христианство и культуру римлян, на небольшой территории, в районе Скадарского озера, в окружении гор. Название государство пошло от находившегося неподалеку от Подгорицы древнеримского города Доклеа. Народ, заселявший Дуклею именовался деоклейцы, деоклетийцы. Земли Дукли находились в составе Сербского княжества, включавшего6 часть Боснии, территории современной юго-западной Сербии и большую часть Черногории. Это отразилось в появлении единой для всех сербских земель археологической культуры. Живя среди греков, иллирийцев и влахов, в домах византийской, а то и античной постройки, сербы перенимали обычаи и навыки местного населения.

По свидетельству Константина Багрянородного, Дукля была расположена между Драчом и Котором. [24] Так же он упоминает о существовании трёх городов в Дукле. Вероятнее всего эти города служили крепостями и в них находились центры управления. Ещё от римских времен в приморских районах Дукли сохранились городские центры Котор, Ульцинь, Будва. От них шли торговые пути, пролегающие через сербские земли во внутренние области Балкан и к Константинополю- центру Византийской империи. В городских центрах сохранялось преимущественно романское население, которое продолжало развиваться обособленно. Вокруг античных городов Дукли появлялись славянские поселения.

В VIII в. в Дукле правил независимый князь, а на остальной территории Сербского княжества правил сербский князь.

Признавая верховную власть Византии, сербы были, фактически, самостоятельными в политическом отношении, предположительно, зависимость от империи сводилась к уплате дани. Сербское княжество крепло и стало претендовать на зависимость. С которой не согласна была Византия, что приводило к частым военным конфликтам. Помимо Византии, военные столкновения у сербов были с болгарами, которые являлись сильными соседями. Изначально центр борьбы за политическую независимость находился во внутренней части государства, но к ХI в. он переместился к приморским областям, в том числе и в Дуклю.

Несмотря на то, что Дукля находилась под властью сербских князей и жупанов, развивалась обособлено. Влияние Византии постепенно росло, но Дукля сохраняла свою самостоятельность.

После подчинения сербских земель в 1018г., Византия установила свою власть и в Дукле, которая занимала важное стратегическое положение. После череды восстаний 1035-1042 гг. дуклянскому князю Воиславу удалось укрепить свою власть и создать самостоятельное государство. Его сын Михаил особо выделяется в истории: разбивает византийскую армию, в результате чего Дукля получает независимость, вступает в союз с Византией, укрепляет дружеское объединение Дукли, Захумья и Травунии, а затем подчиняет Рашку.

В 1077г. римский папа Григорий VII, стремясь к укреплению своего влияния на территории Балканского полуострова, даровал князю Михаилу королевский титул, а Дукля получает название Зета и становится королевством.

К ХI в. в Дукле были хорошо развиты феодальные отношения. Феодальный класс состоял из членов княжеских фамилий и придворной знати, жупанов, княжеских дружинников. [25] Они владели землями, с крестьянами, которые проживали на этих землях, собирали налоги, вершили правосудие. Большое значение для феодализации имели приморские крупные города: Котор, Будва и другие. Они имели собственное автономное управление. В городах и их округе проживало свободное население: торговцы, ремесленники, крестьяне. Для домашних работ в городах использовались рабы.

В Дуклянском государстве существовали пограничные крепости и небольшие города, которые обычно являлись военными укреплениями.

В начале ХII в. сильно обострилась борьба между представителями феодальной знати, что привело к укреплению позиций Византии в сербских землях, а быстро сменявшие друг друга князья Зеты, являлись ставниками Византии.

Духовная культура югославян в VII- XII вв. ещё сохраняла печать славянской общности, сложившейся до их поселения на Балканском полуострове. Но посепенно она приобретала и новые особенности в результате своего развития и усвоения славянами культурного наследия народов, занимавших ранее эту территорию. Их культурная общность выражалась в сходстве верований и устной поэзии, которая была основной формой творчества в области художественного слова в дописьменный и дохристианский период их истории, а также на протяжении нескольких веков после принятия христианства и создания письменности. Языческие верования отражали их представления о вселенной, природе и действии её сил.

Богатая мифология послужила основой устной, особенно обрядовой поэзии. Песни, нередко имели магическое назначение: ими сопровождались обряды, связанные с важнейшими событиями в жизни человека, а также трудовая деятельность и смена времён года.

Древнейшая устная поэзия послужила основой дальнейшего развития духовной культуры, которое определялось потребностями формировавшегося феодального общества.

Под воздействием высокоразвитый романской и византийских культур распространялось христианство, а также развивалась письменность, архитектура и изобразительное искусство. При этом – сохранялась самобытность.

С возникновением письменности у южных славян связано и распространение письменности на Руси. Единая государственная и церковная письменность сыграла большую роль в установлении и поддержании культурных связей южнославянских и русского народа.

Создание письменности мало отразилось на культуре народных масс. Грамотность в основном распространялась среди духовенства. А основными памятниками письменности были духовные сочинения. Письменность использовалась феодалами как идеологическое оружие в борьбе за укрепление власти среди господствующего класса. Церковь этому содействовала.

Формирование основ феодального общества и принятие христианства дали толчок развитию искусства и архитектуры и поставили перед ними новые задачи. Началось сооружение крепостей и замков, строительство церквей и монастырей.

Значительное развитие художественных ремесел подтверждают сохранившееся от того времени украшения, оружие и утварь.

Письменность, устно-поэтическое народное творчество и другие виды искусства. Отражая важнейшие тенденции и явления исторического процесса в период раннего средневековья, помогали им сохранять свой духовный облик в условиях сложного этнического окружения и военных столкновений с соседними народами, а также выработать свои культурные и художественные традиции, которые в последующий исторический период получили дальнейшее развитие.

В конце XI в., когда Дуклянское государство стало клониться к упадку, центром борьбы за государственную самостоятельность сделалась Рашка. А в конце XII в. к Рашке (Сербии) окончательно была присоединена Зета, были разрушены все города на побережье, за исключением Котора. Правитель Зеты был изгнан, а земли были переданы в управление наследнику престола, такой порядок управления превратился в традицию.

Отношения между Православием и Католичеством имели для Черногории первостепенное значение с самых древних времён. Так, например, известно, что первооснователь сербского государства Стефан Неманя, который родился в начале XII века в городе Рыбнице, был первоначально крещён католическим священником, затем по настоянию своего отца властителя Десимира был обращён в Православие. Да и королевскую корону сербские властители приняли на основании папской буллы. Все эти факты показывают величину опасности, которую несло соседство Черногории с западным миром, и потому вызывают удивление и восхищение те сила и твердость, с которыми черногорцы устояли в Православии до сегодняшнего дня.

В XIII в. в Сербии, в состав которой входили современные Черногорские земли, была создана самостоятельная церковь с сербской церковной иерархией и богослужением на славянском языке. Это означало окончательную победу православия.

Постоянные военные столкновения с сильными государствами Византией и Болгарией, не помешало увеличить территорию Сербскому государству, были присоединены, не смотря на сопротивление: Албания, Босния и Македония.

На различные стороны государственной жизни сербов распространялось византийское влияние: на законодательную деятельность, придворный быт, искусство и литературу. При дворе стал вводиться византийский церемониал. Все высшие должности были предоставлены местным знатным грекам. [26] Изменился этнический состав населения, а также степень хозяйственного развития, общественные отношения, внутреннее устройство государства.

Расцвет Сербского средневекового государства достаточно хорошо отражён в культуре Черногории, в ряде приморских монастырей и особенно в архитектуре и фресках монастыря Морача. На протяжении XIII-XIV веков Черногория или Зета, как её тогда называли, была неотъемлемой частью Сербской державы без каких либо попыток к отделению от неё. Постепенно здесь оформились два знатных рода Балшичей и Церноевичей. Первый известен тем, что активно принимал участие в междоусобных войнах накануне турецкого нашествия и борьбой с турками в начале агрессии. Род Церноевичей был более известным, так как с ним связан переход от Зеты к Черногории, или от периода независимости к тяжелому пятивековому гнету под турецким игом. Последний из рода Иван Цернеевич перенёс монастырь и митрополию на Цетинье и тем самым положил начало совершенно новому и удивительному периоду Сербской истории. Старший сын Ивана Цериевиса принял ислам в Царьграде, куда послал его отец в качестве посла. Его примеру потом последовали около трети сербов, проживающих в Черногории. Другой сын Цериевича бежал в Италию, оставляя на милость Божию горстку православного народа тесно скученную вокруг Цетинского монастыря.

В 1366 г. Зета откололась от Сербского государства. А с середины XIV в. усилилась угроза завоевания балканских стран турками. Турецкое государство в этот период было единым и крепким, с многочисленной и хорошо организованной и вооружённой армией, что давало значительное преимущество в борьбе с внутренне слабыми и раздробленными государствами Балкан.

К концу XIV в. большинство феодалов внутренней части Зеты попало в вассальную зависимость от турок. А господарь зеты был вынужден обороняться от турок, от притязаний зетских феодалов и от Венеции, стремившейся овладеть приморьем. В дальнейшем Зета и особенно города зетского приморья стали объектом борьбы между Венецией и Турцией.

В 1421 г. после смерти правителя Зеты, Балши III, земли Зеты наследовал сербский князь Стефан Лазаревич. Изначально он продолжил многолетнюю войну с Венецией, но в дальнейшем был вынужден заключить перемирие, по которым признал право перехода городов: Котора, Скадара, Улциня, Леша и приморской общины Паштровичи Венеции.

Сербское государство постепенно лишилось большинства крупных городов и окончательное её завоевание турками было неизбежно. В Зетском приморье большинство феодалов ориентировались в борьбе с турками на Венецию. Но военная помощь, которую оказывала Венецианская республика была недостаточной. Города Зетского приморья были подчинены Сеньории, а внутренние районы постепенно отходили Турции.

В 1455г. горная часть Зеты, расположенная на запад от реки Морачи, которая в это время в документах иногда упоминается как Черногория, признала зависимость от Венеции.

 

Черногория является единственной страной Балканского полуострова, которую не смогли завоевать войска Османской империи, хотя они часто вторгались на эту территорию, у них не получилось окончательно покорить черногорцев.

В истории Черногории взаимоотношения с Россией занимали особо важное место. Россия единственная из великих держав с середины XVIII века признавала фактический суверенитет Черногории и оказывала поддержку ее борьбе против османов, что способствовало консолидации черногорского общества, формированию централизованного государства, облегчало отстаивать независимость. В свою очередь черногорцы по первому призыву России становились ее неизменными союзниками в борьбе против Османской империи, а в начале XIX в. в содружестве с русскими войсками активно противостояли наполеоновской агрессии на Адриатике.

В стране большое количество православных монастырей, они распространились по всем уголкам Черногории ещё с Византийского периода. Каждый из них уникален.

 

Список литературы.

1. Аншаков Ю.П. Становление черногорского государства и Россия
(1798-1856). М., 1998. С. 7.

2. Попов А. Очерк истории Черногорья //ЖМНП. - 1846. - №3. С. 89-142.

3. Бакич Д. Черногория под управлением владык // Журнал Министерства
народного просвещения. Ч. 198. 1878. Август. С. 207-272.

4. Ровинский П.А. Черногория в ее прошлом и настоящем. СПб., 1888-
1915. Т. 1-3.

5. Ровинский П.А. Черногория в ее прошлом и настоящем. Т. 1. СПб.,
1888. С. 464-695.

6. Роганович Й. Черногорский теократизм 1496-1851. Казань, 1899.

7. Александров А. Материал и некоторые исследования по истории
Черногорья. Казань, 1897; Он э/се. Нова Кола, произведение черногорско
го князя Николая I, и значение самостоятельной жизни черногорских
племен в истории исконной независимости сербского народа в Черной
Горе // Учен, запис. Казан. Университета. Казань, 1897.

8. Бажова А.П. Русско-югославянские отношения во второй половине
XVIII в. М., 1982.

9. Балканские исследования. Вып. 15: Россия и славяне: Политика и
дипломатия. М.: Наука, 1992.

10. Бажова А.Л. Россия и югославяне в конце XVIII - начале XIX в. М.,
1996.

11. Законник Стефана Душана (1349-1354) // История Сербии и Черного
рии. Босния, Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия. М., 2002. С.
478-496.

12. Грамота Ивана Черноевича на построение храма Рождества Богороди
цы и монастыря в Цетинье // Ровинский П.А. Черногория в ее прошлом и
настоящем. СПб., 1888. Т. 1. С. 765-777.

13. Попович-Лжовац Ю.А. Черногорцы и черногорские женщины. СПб.,
1887.

14. Ковалевский Е.Л. Четыре месяца в Черногории. СПб., 1841.

15. Попов А.Путешествие в Черногорию. СПб.,1847; Путевые письма И.И. Срез
невского из славянских земель 1839-1842 гг. СПб., 1895.

16. Василий Петрович. История о Черной Горы. М., 1860.

17. Бромлей, Ю. В. и др. История Югославии. — М.: Издательство АН СССР, 1963. — Т. I. — С. 136.

18. Страбон. География в 17 книгах. Репринтное воспроизведение текста издания 1964 г. М.: «Ладомир», 1994.

19. Иоанн Эфесский «Церковная история» Книги III и VI.

20. Петров И.В.. Государство и право Древней Руси (до эпохи Русской Правды). Теории происхождения государства и права. Античные письменные источники и венедская проблема (I—V вв.). Древнейшие письменные известия о славянах и денежные рынки Восточной Европы (VI—VII вв.). 2016— 420 с.. 2016


















Феофилакт Симокатта. История

 Книга VI
Гл. 1—2. Маврикий и три славянина (592 г.).
Гл. 6—11. Походы Приска на славян и аваров (594 г.).

Книга VII
Гл. 1—5. Поход Петра на славян и аваров (595 г.).

22. Липшиц, Е. Э. Византийский земледельческий закон и его судьбы в средневековых балканских государствах / Е. Э. Липшиц. - М.: Изд-во АН СССР, 1966. - 14 с.

23. Ханс Крах. Язык и древности. 1955-1964. Висбаден.

24. Константин Багрянородный. Об управлении империей. пер. под ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева. — М.: Наука, 1989.

25. Алексеев С. В. «Летопись попа Дуклянина»: структура древнесловянского родословного предания // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 3. — С. 140—148. — ISSN1998-9873.

26. Законник Стефана Душана (1349 и 1354 гг.) на русском языке, по переводу и с комментариями Ф. Зигеля. — СПб, 1872.

 

TTPS://DIC.ACADEMIC.RU/DIC.NSF/RUWIKI/960749

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: