Виды психологического эксперимента

По форме проведения выделяют два основных вида эксперимента- лабораторный и естественный.

Лабораторный и естественный эксперимент отличается по степени осознания испытуемого своей роли «подопытного». В естественном эксперименте у испытуемого осознания этого факта нет, в лабораторном есть, что отражаются на получаемых результатах.

l Лабораторный эксперимент.

Лабораторный эксперимент- (от лат. Laborare работать,experimentum -опыт)- разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных.

Попытки проведения контролируемого эксперимента, как правило, приводят к эксперименту лабораторному, то есть к такому эксперименту, когда пытаются искусственно создать условия, максимально приближенные, как к задачам исследования, так и к реальной ситуации. Одной из центральных проблем такого эксперимента является правильное введение инструктажа в эксперимент.

Лабораторный эксперимент имеет целый ряд преимуществ, что позволяет учитывать не только внешние действия и высказывания испытуемых, но и внутренние (скрытые) физиологические реакции: изменение электрических

потенциалов головного мозга, изменение деятельности сердца и кровеносных сосудов. Фиксация этих физиологических реакций, которые состоят в получении более точных результатов благодаря использованию специальных помещений, измерительной аппаратуры, тренажеров; возможность смоделировать условия, которые редко встречаются в повседневной жизни; достижении наибольшей точности регистрации действии исследуемых в сравнении с наблюдением и т.п.

Недостаток этого метода - его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам.

l Метод естественного эксперимента.

Вариант эксперимента, представляет собой промежуточную форму между наблюдением и экспериментом -метод естественного эксперимента.

Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, например, учебных занятий или игры. Зачастую созданная экспериментатором ситуация может остаться вне сознания испытуемых; в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность их поведения. В других случаях (напр. при изменении методики преподавания, школьного оборудования, режима дня и т.п.) экспериментальная ситуация создается открыто, таким образом, что сами испытуемые делаются участниками ее создания. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и подготовки. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получать в предельно короткие сроки и без помех для основной деятельности испытуемых.

В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями.

Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых.

  Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.

 

30. Роль статистических методов анализа данных в научном исследовании.

 

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – научные методы описания и изучения массовых явлений, допускающих количественное (численное) выражение. Слово «статистика» (от итал. stato – государство) имеет общий корень со словом «государство». Первоначально оно относилось к науке управления и означало сбор данных о некоторых параметрах жизнедеятельности государства. Со временем статистика стала охватывать сбор, обработку и анализ данных о массовых явлениях вообще; ныне статистические методы охватывают собою практически все области знаний и жизнедеятельности общества.Статистические методы включают в себя и экспериментальное, и теоретическое начала.

Про роль: Во-первых, без статистики невозможно провести исследование количественных характеристик. Без проведения исследований количественных характеристик развитие общественных наук понесло бы серьезный урон. Только путем применения статистических методов обычные данные могут помочь нам формировать и совершенствовать свои теории и лучше понимать социальный мир. Во-вторых, как это ни парадоксально, роль статистики ограничена. Как показывает опыт, научное исследование проходит в несколько взаимно независимых этапов, и статистика нужна лишь в конце этапа наблюдений. Прежде чем применить какой-либо метод статистического анализа, должны быть успешно завершены предыдущие этапы. Если исследователь задал вопросы, которые были плохо составлены, или допустил серьезные ошибки в разработке плана или в выборе метода исследования, тогда даже самый совершенный статистический анализ будет бесполезен. Ничуть не умаляя ценности статистики, можно сказать, что она все же не может заменить точного определения понятий, подробного и тщательного планирования или творческого применения теории. Статистика не может спасти плохо составленный или проработанный проект исследования. Она не может извлечь пользу из мусора.

 C другой стороны, если применение статистики осуществляется некорректно, это может ограничить полезность проекта, который во всем остальном был выполнен очень точно. Проект исследования количественных характеристик может внести свой вклад в понимание вопроса только путем успешного выполнения всех этапов процесса. Правильное понимание полезности и ограниченности статистики является необходимым для образования социолога наряду с изучением теории и методологии.

 По мере того, как объект для статистического анализа исчерпывается, мы можем браться за эмпирические обобщения. Хотя мы в первую очередь будем сфокусированы на оценке своей теории, также можно изучать и другие тенденции на основании полученных данных.

Пример: мы обнаружили, что контакт, основанный на равенстве и сотрудничестве, снижает предубеждение в целом. Далее мы можем спросить, относится ли это в равной степени: и к мужчинам, и к женщинам; и к хорошо образованным, и к недостаточно образованным; и к пожилым респондентам, и к молодым. По мере изучения данных мы можем приниматься за рассмотрение некоторых обобщений, основанных на наблюдаемых нами эмпирических моделях. Например, если мы обнаружим, что контакт привел к уменьшению предубеждения молодых респондентов, но не оказал внимание на предубеждение пожилых респондентов? Может ли это означать, что молодые люди менее устоявшиеся в своих взглядах и что их отношения и чувства более подвержены изменениям? После разработки предварительных объяснений мы можем начать исправлять и развивать свою теорию.

Давайте вкратце повторно рассмотрим наш воображаемый исследовательский проект. Мы начали с идеи или теории о межгрупповом контакте и расовом предубеждении. Мы представили себе некоторые шаги, которые нам придется сделать, чтобы проверить теорию, и вкратце рассмотрели разнообразные этапы исследовательского проекта. Мы вновь оказались на уровне теории, готовые к тому, чтобы начать новый проект, инициированный измененной теорией. Мы видели, как теория может мотивировать исследовательский проект и как наши наблюдения могут привести нас к пересмотру теории и, таким образом, мотивировать новый исследовательский проект. Колесо науки, изобретенное Уоллесом, иллюстрирует то, как теория стимулирует исследования, и то. как исследование формирует теорию. Это постоянное взаимодействие между теорией и исследованиями представляет для науки источник жизненной силы и является ключом к пониманию социального мира.

  Диалог между теорией и исследованиями возникает на многих уровнях и во множестве форм. Статистика - одна из наиболее важных связей между этими двумя сферами.

 Статистика дает нам возможность анализировать данные, выявлять и изучать тенденции и зависимости, разрабатывать обобщения, пересматривать и вносить изменения в теории.

31. Статистические гипотезы в научном исследовании. Понятие, принципы выдвижения.

Поскольку статистика как метод исследования имеет дело с данным, в которых интересующие исследователя закономерности искажены различными случайными факторами, большинство статистических вычислений сопровождается проверкой некоторых предположений или гипотез об источнике этих данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: