Специальность: Сестринское дело, 1 курс

Вопросы для промежуточной аттестации

ПМ. 04 «Выполнение работ по профессии

Младшей медицинской сестры по уходу за больным».

Специальность: Сестринское дело, 1 курс.

1. Законодательство об охране здоровья граждан РФ. Правовая и юридическая база сестринского дела. Российские государственные организационные структуры, занимающиеся вопросами сестринского дела.

2. Проблемы сестринской этики в истории медицины и на современном этапе. Права пациента и сестринского персонала. Медицинская тайна и информирование пациента.

3. Морально-этические нормы, правила и принципы сестринского поведения в клятве Флоренс Найтингейл, этическом Кодексе Международного Совета медицинских сестёр, этическом Кодексе медицинских сестёр России.

4. Ошибки в профессиональной деятельности медицинских работников и их этическая оценка.

5. Мастерство общения в сестринском деле. Общение как средство сестринской помощи и социальной поддержки. Функции общения. Элементы эффективного общения. Терапевтические и нетерапевтические средства общения. Факторы, способствующие и препятствующие общению. Стили общения. Типы общения: вербальный и невербальный. Ясность и краткость речи, ее темп, громкость. Словарный состав. Расчет времени. Мастерство письма как форма словесного общения с пациентами, страдающими снижением слуха. Поддержание связи с пациентами, неспособными к вербальному общению. Критерии эффективности общения. Самоконтроль медицинской сестры при невербальном общении (выражение лица, мимика, жесты).

6. Понятие о потребностях. Разнообразие теорий и классификаций потребностей.Иерархия потребностей по А.Маслоу, характеристика основных потребностей человека.

7. Удовлетворение потребностей в повседневной деятельности человека. Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей человека. Роль медицинской сестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи.

8. Потребность в уходе, возможные причины (болезнь, травма, возраст). Проблемы, связанные с нарушением удовлетворения основных потребностей. Сестринская помощь в поддержании и восстановлении независимости пациента в удовлетворении его потребностей.

9. Концептуальные модели сестринского дела как необходимое условие профессиональной сестринской практики. Основные положения модели сестринского дела: цель, пациент, роль медицинской сестры, источник проблем, направленность действий, способы сестринских вмешательств, оценка качества и результатов ухода. Разнообразие моделей сестринского дела. Сравнительные характеристики наиболее известных моделей сестринского дела. Теории и модели, направленные на преодоление дефицита самоухода у пациента (например, В. Хендерсон, Д. Орем, Н.Роупер).

10. Применение моделей сестринского дела при анализе конкретных ситуаций в условиях стационара и на дому.

11. Требования к профессиональному уходу: научность, системность, индивидуальность.

12. Сестринский уход: понятия и термины. История вопроса. Цель сестринского ухода. Этапы сестринского ухода, их взаимосвязь и краткое содержание каждого этапа.

13. Цели сестринского обследования пациента. Методика сестринского обследования пациента, основанная на модели В. Хендерсон. Источники информации.

14. Методы обследования пациента: субъективный и объективный.

15. Содержание субъективного метода обследования. Правила интервьюирования пациента.

16. Значение документации к осуществлению сестринского процесса. Документация данных субъективного обследования.

17. Содержание объективного метода обследования пациента: физическое обследование пациента, знакомство с данными медицинской карты, информация от врача и других медицинских работников, изучение специальной литературы.

18. Физическое (объективное) обследование пациента. Внешний вид, сознание, положение в постели Окраска и влажность кожных покровов и слизистых.

19. Определение отёков. Водный баланс.

20. Измерение роста. Определение массы тела.

21. Наблюдение за дыханием: ритм, частота, глубина дыхания. Типы дыхания. Понятие об одышке.

22. Пульс. Определение пульса и его характеристики.

23. Артериальное давление. Измерение артериального давления. Возрастные нормы. Понятие «гипертензия», «гипотензия».

24. Измерение температуры тела

25. Понятие о медицинской документации. Ведение температурного листа медицинской карты. Цифровая и(или) графическая запись показателей функционального состояния: температуры, числа дыхательных движений, пульса, артериального давления, массы тела, роста, кратности стула, величины суточного диуреза.

26. Систематизация собранных о пациенте субъективных и объективных данных с точки зрения нарушения удовлетворения основных потребностей пациента. Сравнительная характеристика и анализ удовлетворения каждой потребности пациента в обычной повседневной жизни и на момент сестринского обследования; выявление проблем, связанных с ситуацией со здоровьем.

27. Формулирование проблем пациента. Дифференциация понятия «проблема пациента» и других понятий. Классификация проблем пациента. Некоторые примеры. Установление очерёдности решения проблем пациента. Регистрация проблем в документации к осуществлению сестринского процесса.

28. Значение определения целей сестринского вмешательства. Требования к формулированию целей. Возможные направления в области сестринских целевых программ. Элементы цели: действие, критерий, условие. Определение момента оценки и сроков достижения каждой цели. Виды целей. Некоторые примеры целей сестринских вмешательств. Согласование целей сестринского ухода с пациентом и его семьёй.

29. Планирование объёма сестринских вмешательств. Типы сестринских вмешательств: зависимые, независимые, взаимозависимые. Определение объёма сестринских вмешательств в соответствии с поставленными целями ухода по рассматриваемой проблеме пациента. Методы сестринских вмешательств. Планирование индивидуального ухода за пациентом. Понятие «стандарт сестринской практики», его структура и значение. Использование стандартных планов сестринского ухода за пациентом при написании индивидуального плана ухода. Согласование плана ухода с пациентом и его семьёй. Конкретные примеры. Осуществление запланированных сестринских вмешательств.

30. Оценка результатов и коррекция ухода. Динамика исследования результатов сестринских вмешательств. Момент оценки. Источники и критерии оценки. Аспекты оценки. Сопоставление ожидаемых результатов с достигнутыми. Анализ причин полученных результатов и формулирование выводов. В случае необходимости коррекция целей и (или) индивидуального плана за пациентом.

31. Терапевтическое обучение как элемент лечебного процесса. Функции медицинской сестры как преподавателя по вопросам, касающимся состояния здоровья. Сестринский проект, как основа обучения в сестринском деле.

32. 1 этап - Оценка потребности и (или) его семьи в обучении. Мотивация к обучению. Оценка исходного уровня знаний и умений пациента. Учет факторов, влияющих на способность к обучению: возраст, образование, состояние здоровья.

33. II этап - Интерпретация проблем пациента/семьи, связанных с дефицитом знаний и умений, необходимых для осуществления лечебно-диагностического процесса и ухода (самоухода).

34. III этап - Определение целей обучения совместно с пациентом с учетом его потребностей и индивидуальности.

35. IV этап - Планирование объема обучения. Организация обучения. Содержание обучения. Сферы, методы и приемы обучения. Ясность и однозначность заданий, темп. Необходимые коммуникативные навыки. Выбор времени обучения. Создание благоприятной для обучения обстановки. Согласование с пациентом. Реализация плана обучения.

36. V этап - Оценка качества и эффективности обучения, коррекция в случае необходимости. Поощрение заинтересованности пациента в обучении и его успехов.

37. Понятия “инфекционный процесс”, “внутрибольничная инфекция”. Масштаб проблемы ИСМП (инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи). Заболевания, относящиеся к ИСМП. Способы передачи инфекции в лечебно-профилактических учреждениях. Факторы, влияющие на восприимчивость “хозяина” к инфекции. Характеристики и способы передачи некоторых возбудителей ИСМП. Условия, способствующие сохранности микроорганизмов в окружающей среде. Группы риска ИСМП. Резервуары возбудителей ИСМП.

38. Инфекционный контроль в МО. Действующие нормативные документы, регламентирующие соблюдение инфекционной безопасности. Роль медицинской сестры в профилактике и контроле распространения ИСМП.

39. Универсальные и стандартные меры предосторожности. Уровни мытья рук. Техника мытья рук на социальном и гигиеническом уровне. Правила одевания и снятия перчаток, пользования маской. Обработка рук и слизистых при контакте с биологическими жидкостями.

40. Технологии дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации, их значение.

41. Дезинфекция: понятие, виды, методы, режимы. Средства для химической дезинфекции. Приготовление и использование традиционных хлорсодержащих дезинфицирующих растворов. Характеристика современных средств дезинфекции. Методические рекомендации к использованию дезинфицирующих средств. Токсичность дезинфицирующих препаратов. Меры предосторожности. Первая помощь при попаданиии дезинфицирующих средств на кожу и слизистые.

42. Общие требования к дезинфекционному режиму в МО. Дезинфекция помещений, санитарно-технического оборудования, предметов обстановки. Дезинфекция изделий медицинского назначения, белья, посуды.

43. Предстерилизационная очистка шприцев, игл, резиновых изделий. Моющие растворы, приготовление, критерии использования. Контроль качества предстерилизационной очистки шприцев и игл. Азопирамовая, амидопириновая, фенолфталеиновая пробы.

44. Стерилизация: понятие, методы. Паровой и горячевоздушный методы стерилизации. Режимы стерилизации. Виды контроля режима и качества стерилизации. Сроки сохранения стерильности. Правила работы со стерильным столом. Правила пользования биксом.

45. Дезинфекция и утилизация одноразовых медицинских изделий.

46. ЦСО: устройство, функции.

47. Профилактика передачи вирусов парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции в МО: пути инфицирования, общие меры предосторожности.

48. Обеспечение безопасности пациента.

49. Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и значение.

50. Виды режимов двигательной активности.

51. Виды положения пациента в постели.

52. Понятие о биомеханике и правильном положении тела. Организация рабочего места медицинской сестры для обеспечения правильной биомеханики тела с целью предотвращения травм позвоночника: в положении сидя, стоя, при поднятии тяжестей.

53. Безопасная транспортировка пациента на каталке, кресле-каталке, на носилках, на руках.

54. Функциональная кровать и различные приспособления для создания пациенту удобного положения.

55. Перемещения пациента в постели и различные виды его положения в постели (на спине, на боку, на животе, в положении Фаулера и Симса). Помощь пациенту при изменении положения тела.

56. Факторы риска для пациента в МО. Выявление пациентов с высоким риском несчастных случаев. Сестринские вмешательства, направленные на снижение риска падений, травм, ожогов, отравлений и поражений электрическим током.

57. Факторы риска для сестринского персонала в МО: физические, химические, биологические, психологические. Охрана здоровья персонала.

58. Сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребностей пациента в безопасности, сне и отдыхе на примере клинической ситуации.

59. Устройство и функции приемного отделения стационара. Содержание деятельности сестринского персонала приемного отделения. Пути госпитализации пациентов в стационар.

60. Осмотр волосистых частей тела пациента для выявления педикулеза. Дезинсекционные мероприятия при педикулезе в соответствии с нормативными документами, педикулоцидные препараты.

61. Виды санитарной обработки пациента: полная и частичная.

62. Медицинская документация приемного отделения стационара. Регистрация пациентов в «Журнале учета приема больных и отказа в госпитализации». Оформление титульного листа «Медицинская карта стационарного больного», «Статистической карты выбывшего из стационара», «Экстренного извещения об инфекционном заболевани»

63. Виды транспортировки пациентов в лечебное отделение.

64. Оснащение и документация поста медицинской сестры. Выборка назначений из медицинской карты. Выписка требований на лекарственные средства и порядок получения их из аптеки. Правила хранения и распределения лекарственных средств в отделении: на сестринском посту и в процедурном кабинете.

65. Выписка, учет и хранение наркотических, сильнодействующих, остродефицитных и дорогостоящих лекарственных средств.

66. Оформление журналов учета лекарственных средств.

67. Пути и способы введения лекарственных средств в организм.

68. Правила раздачи лекарственных средств для энтерального применения.

69. Сублингвальный способ применения лекарственных средств.

70. Наружное применение лекарственных средств: на кожу и слизистые.

71. Применение на кожу мазей различными способами, присыпок, пластырей, растворов, настоек.

72. Закапывание капель в глаза, нос, ухо.

73. Закладывание мази в глаза. Введение мази в нос, ухо.

74. Ингаляционный способ введения лекарственных средств через рот и нос.

75. Введение ректального суппозитория в прямую кишку.

76. Обучение пациента правилам применения различных форм лекарственных средств. Оснащение и документация процедурного кабинета. Должностные инструкции медицинской сестры процедурного кабинета.

77. Виды шприцев и игл. Цена деления шприца. Сборка шприцев и игл со стерильного стола и из крафт-пакета. Подготовка шприца однократного применения к инъекции. Набор лекарственных средств из ампул и флаконов. Разведение антибиотиков.

78. Анатомические области для парентерального введения лекарственных средств.

79. Техника внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций и внутривенных вливаний с помощью одноразового инструментария.

80. Особенности введения некоторых лекарственных средств (масляные растворы, бициллин, инсулин, гепарин, сердечные гликозиды, раствор хлористого кальция, раствора сернокислой магнезии).

81. Возможные осложнения, связанные с применением лекарственных средств. Тактика медицинской сестры.

82. Значение личной гигиены пациента.

83. Задачи сестринской помощи в зависимости от состояния пациента.

84. Бельевой режим стационара. Требования к постельному белью. Приготовление постели. Смена нательного и постельного белья у тяжелобольных. Правила сборки и транспортировки грязного белья.

85. Уход за кожей и естественными складками.

86. Пролежни. Определение степени риска образования пролежней у пациента. Факторы риска развития пролежней. Локализация, стадии образования пролежней. Сестринские вмешательства при риске развития пролежней. Обучение родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней в домашних условиях. Тактика медицинской сестры при развитии пролежней.

87. Уход за волосами: мытье головы, расчесывание.

88. Мытье ног. Стрижка ногтей на руках и ногах.

89. Умывание пациента. Бритье лица пациента.

90. Уход за слизистыми. Удаление выделений и корочек из носа. Протирание глаз. Обработка слизистой ротовой полости и губ. Чистка зубов. Уход за съемными зубными протезами. Очищение наружного слухового прохода.

91. Подача судна и мочеприемника (мужчине и женщине).

92. Уход за наружными половыми органами.

93. Сестринская помощь при недержании мочи и кала.

94. Обучение пациента и его семьи элементам гигиенического ухода.

95. Сестринский уход при нарушении удовлетворения потребностей пациента в осуществлении мероприятий личной гигиены, смене одежды на примере клинической ситуации.

96. Понятие простейшей физиотерапии. Виды и цели простейших физиотерапевтических процедур. Противопоказания для тепловых физиотерапевтических процедур, применения холода. Возможные осложнения и их профилактика.

97. Постановка горчичников. Приготовление и применение грелки, пузыря со льдом. Приготовление и применение холодного, горячего, согревающего, лекарственного компрессов.

98. Гирудотерапия. Цели применения гирудотерапии. Противопоказания. Осложнения. Постановка пиявок. Принципы ухода после снятия пиявок.

99. Оксигенотерапия. Цели и методы оксигенотерапии. Осуществление оксигенотерапии с помощью носовой кислородной канюли, носового катетера. Принципы безопасности.

100. Механизмы теплообразования и пути теплоотдачи. Термометрия, виды и устройство термометров. Основные способы измерения температуры тела. Обработка, хранение термометров и правила техники безопасности при работе со ртутьсодержащими термометрами. Регистрация данных измерения температуры тела.

101. Понятие о лихорадке. Виды, периоды лихорадки. Сестринская помощь пациенту в каждом периоде лихорадки.

102. Основы рационального питания. Понятие и основные принципы диетотерапии. Лечебные столы, характеристика основных лечебных столов.

103. Организация питания в стационаре. Составление порционного требования. Раздача пищи.

104. Обучение пациента принципам рационального и лечебного питания.

105. Кормление тяжелобольных в постели: сервировка стола, кормление из ложки и поильника. Питьевой режим; помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости.

106. Контроль продуктовых передач, санитарного состояния тумбочек и холодильников, сроков хранения пищевых продуктов.

107. Виды искусственного питания пациента: через зонд, через гастростому, парентеральное. Техника введения назогастрального зонда.

108. Клизмы. Виды клизм: очистительная, послабляющая (масляная и гипертоническая), сифонная, лекарственная. Механизм действия различных видов клизм, противопоказания и возможные осложнения. Подготовка пациента и постановка различных видов клизм. Наблюдение и уход за пациентом после окончания процедуры.

109. Газоотводная трубка. Цели ее применения, противопоказания и возможные осложнения. Применение газоотводной трубки.

110. Цели катетеризации, противопоказания и возможные осложнения.

111. Виды катетеров. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером у женщин и мужчин (на фантоме).

112. Уход за постоянным мочевым катетером. Пользование различными мочеприемниками (стеклянными, резиновыми, съемными). Обучение пациента уходу за катетером и пользованию мочеприемником.

113. Виды стом: трахеостома, гастростома, илеостома, колостома, цистостома.

114. Право пациента, имеющего стому, на конфиденциальность.

115. Уход за трахеостомой. Виды трахеостомических трубок. Фиксация трубки с помощью повязки. Периодическая аспирация содержимого трахеи и бронхов. Речевой контакт с пациентом.

116. Уход за гастростомой, илеостомой и колостомой. Особенности питания при наличии стомы пищеварительного тракта. Виды калоприемников для илеостомы и колостомы: однокомпонентные, двухкомпонентные, прозрачные, матовые, с фильтром и без фильтров.

117. Миникалоприемники. Колпачки для стомы. Промывание стомы и смена калоприемника. Защита кожи вокруг стомы. Предупреждение воспаления, инфицирования, травм стомы. Утилизация использованных калоприемников. Обучение пациента и (или) его семьи повседневному уходу за стомами.

118. Уход за цистостомой. Промывание мочевого пузыря через надлобковый дренаж антисептическими растворами и помощь врачу при смене головчатых резиновых катетеров. Использование дренажных емкостей цистостомы. Защита кожи. Обучение пациента и (или) членов его семьи уходу за цистостомой.

119. Цели проведения зондовых процедур. Противопоказания и возможные осложнения при их выполнении. Виды желудочных и дуоденальных зондов.

120. Промывание желудка. Последовательность действий. Особенности проведения манипуляции пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии. Взятие промывных вод для исследования.

121. Исследование секреторной функции желудка зондовым методом. Взятие на анализ желудочного содержимого с помощью энтеральных и парентеральных раздражителей. Беззондовые методы исследования желудочной секреции.

122. Дуоденальное зондирование. Последовательность действий при подготовке и выполнении процедуры.

123. Выборка назначений на диагностические исследования из листа назначений.

124. Подготовка посуды и оформление направлений на различные виды исследования.

125. Инструктаж пациента о правилах взятия биологического материала на исследование

126. Техника безопасности при работе с биологическим материалом

127. Взятие крови из вены для биохимического исследования, на реакцию Вассермана и для выявления антител к ВИЧ-инфекции.

128. Взятие мокроты на общий анализ, на микобактерии туберкулеза, для бактериологического исследования.

129. Взятие мочи на общий анализ, по Нечипоренко, по Зимницкому, Амбурже, на сахар, диастазу, для бактериологического исследования.

130. Взятие кала для копрологического исследования, на скрытую кровь, для исследования на простейшие, яйца гельминтов, бактериологического исследования.

131. Взятие мазка из зева и носа для бактериологического исследования.

132. Транспортировка биологического материала в лабораторию.

133. Цели и виды инструментальных методов исследования.

134. Зчение правильной подготовки пациента к инструментальным методам исследования.

135. Подготовка пациента к рентгенологическим и эндоскопическим методам исследования пищеварительного тракта и мочевыделительной системы.

136. Подготовка пациента к ультразвуковым методам исследования.

137. Признаки клинической и биологической смерти.

138. Причины обструкции дыхательных путей. Частичная и полная обструкция дыхательных путей. Признаки удушения. Оказание помощи при обструкции дыхательных путей инородным телом у пострадавшего в сознании и без сознания, с избыточной массой тела, беременным (прием Хеймлиха). Самопомощь при обструкции дыхательных путей.

139. Этапы сердечно-лёгочной реанимации.

140. Восстановление проходимости дыхательных путей.

141. Проведение искусственной вентиляции легких методом "рот в рот", "рот в нос". Особенности проведения ИВЛ у пациента с трахеостомой, зубными протезами, повреждением головы, шеи, позвоночника.

142. Непрямой массаж сердца.

143. Особенности проведения сердечно-лёгочной реанимации ребёнка.

144. Возможные осложнения при проведении сердечно-лёгочной реанимации, их профилактика.

145. Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий.

146. Критерии прекращения сердечно-лёгочной реанимации.

147. Сестринский уход за тяжелобольным и неподвижным пациентом в стационаре и на дому. Задачи сестринской помощи в решении настоящих проблем пациента. Потенциальные проблемы длительного периода неподвижности: риск нарушения целостности кожи (пролежни, опрелости, инфицирование ран), риск развития воспалительных изменений в полости рта, риск развития гипотрофии мышц и контрактуры суставов, риск развития дыхательных нарушений, риск развития изменений в сердечно-сосудистой системе (гипотония, ортостатический коллапс, эффект Вальсальвы, тромбоэмболические осложнения), риск развития атонических запоров и метеоризма, риск развития уроинфекции и образования конкрементов в мочевыводящих путях, риск развития обезвоживания, риск падений и травм при перемещениях, другие. Сестринская помощь.

148. Потери, смерть и горе. Понятие и принципы паллиативной помощи. Хосписное движение. Спектр пациентов. Роль сестринского персонала в оказании помощи обречённому пациенту, его родным и близким.

149. Эмоциональные стадии горевания. Сестринские вмешательства на различных этапах адаптации пациента к психической травме. Уход за пациентом, испытывающим хроническую боль. Определение понятия «боль». Факторы, влияющие на ощущение боли. Признаки боли. Виды боли. Оценка интенсивности боли. Оценочные шкалы. Сестринские вмешательства, направленные на снятие/уменьшение боли. Оценка эффективности анальгезирующей терапии.

150. Стадии терминальных состояний, их основные проявления. Констатация смерти. Посмертный уход. Общение с пережившими утрату.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: