Немного про экологические факторы

Экосистема

 

2013

1. А2. Продуцентами являются: 1) хищники; 2) дождевые черви; 3) наследственность; 4) клеточное строение. 3) плесневые грибы; 4) зеленые растения

2. А2. Консументами являются: 1) водоросли; 2) кустарники; 3) древесные растения; 4) травоядные животные.

3. А2. Продуцентами являются: 1) рыбы; 2) водоросли; 3) грибы-паразиты; 4) травоядные животные.

4. А2. Редуцентами являются: 1) травы; 2) деревья; 3) хищники; 4) почвенные бактерии.

5. А2. Продуцентами являются: 1) дождевые черви; 2) древесные растения; 3) домашние животные;

4) гнилостные бактерии.

6. А2. Консументами являются: 1) мхи; 2) хищники; 3) листопадные деревья; 4) вечнозеленые растения.

2015

1. А13. В схеме экологической сукцессии, протекающей на территории осушенного верхового болота, отсутствуют два звена (I и II): травянистые растения ® I ® береза, осина ® II. Восстановите возможную схему сукцессии, используя следующие компоненты: а) кустарники и кустарнички; б) зеленые и бурые водоросли; в) сосна; г) ряска, элодея и другие гидрофиты; д) подрост ели.

1) I — а или б; II — в; 2) I — а; II — в или д; 3) I — б или г; II — а; 4) I — г; II — а или д.

2. А13. В схеме экологической сукцессии, протекающей на обнажившейся горной породе, отсутствуют два звена (I и II): лишайники, мхи ® I ® разнотравье ® II. Восстановите возможную схему сукцессии, используя следующие компоненты: а) кувшинка, ряска; б) злаки; в) сосна; г) ламинария, хлорелла; д) кустарники.

1) I —а или д; II —б; 2) I — б или г; II — д; 3) I — г; II — б или в; 4) I — б; II — в или д.

3. А 13. В схеме экологической сукцессии зарастания песчаных дюн отсутствуют два звена (I и II): единичные травянистые растения ® I ® кустарники ® II. Восстановите возможную схему сукцессии, используя следующие компоненты: а) сосна; б) пырей, иван-чай и другие травы; в) сальвиния и кувшинка; г) береза; д) очиток, полынь и другие травянистые ксерофиты.

1) I — а; II — в или г; 2) I — а или б; II — в; 3) I — в или д; II — г; 4) I — б или д; II — а или

4. А13. В схеме экологической сукцессии зарастания заброшенной пашни отсутствуют два звена (I и II): однолетние василек и мятлик ® I ® кустарники и кустарнички II. Восстановите возможную схему сукцессии, используя следующие компоненты: а) сфагнум, ламинария; б) пырей, мать-и-мачеха и другие травянистые многолетники; в) смешанный лес; г) кувшинка, элодея, рдест; д) лиственный лес.

1) I — а или б; II — г; 2) I — а; II — б, вили д; 3) I — б или г; II — а; 4) I — б; II — в или д.

5. Д13. В схеме экологической сукцессии зарастания лесного массива после пожара отсутствуют два звена: однолетние злаки ® I ® мелколиственные деревья ® II. Восстановите возможную схему сукцессии, используя следующие компоненты: а) многолетние травы, кустарники; б) сальвиния, кувшинка; в) кукушкин лен, ламинария. клюква.: г) подрост ели; д) сосна.

1) I — а или в; II — д; 2) I — б или в; II — г; 3) I — а; II — г или д; 4) I — а или г; II — б или д.

6. А13. В схеме экологической сукцессии зарастания горного склона с каменистым субстратом отсутствуют два звена (I и II): мхи и лишайники ® I ® кустарники и кустарнички ® II. Восстановите возможную схему сукцессии, используя следующие компоненты: а) рогоз, камыш и другие гигрофиты; б) сосна; в) травянистые растения; г) береза; д) сальвиния и кувшинка.

1) I — а или в; II — гили д; 2) I — в; II — б или г; 3) I — а; II — б или д; 4) I — а или д; II — в или г.

 

2010

1. А15. укажите последовательность этапов вторичной экологической сукцессии в умеренной зоне:

а) тропический лес; б) многолетние травы; в) заброшенное поле;) еловый лес; д) заросли кустарников;

е) вулканическая лава. 1) в ®б ®д ®г; 2) в® д ®б® а ®г; 3) е® б ® д ®г; 4) е ® д® б® г.

2. А15. Укажите последовательность этапов первичной экологической сукцессии: а) лишайники и мхи; б) пожарише; в) хвойный лес; г) смешанный лес; д) скалы; е) травы и кустарники.

l) б® а ®е ® г® в; 2) б ®е ®в ®г, 3) д® а ®е®г ®в, 4) д® а®г ® в ® е.

3. А15. Укажите последовательность этапов вторичной экологической сукцессии: а) верховое болото; б) травянистые растения; в) заброшенная пашня; г) заросли кустарников; д) скалы; е) осинник.

1) в® б ®г® е; 2) в® а ®б® е ®г; 3) д ®б ®г®е; 4) д® б ®г® е ® а

4. А15. Укажите последовательность этапов первичной экологической сукцессии: а) березово-еловый лес; б) заброшенная пашня; в) лишайники и мхи; г) кустарники и береза, л) травянистые растения, е) обнажившаяся порода. l) б®д ®г ®а; 2) б ®в ®г®а; 3) е ®в ®д ®г ®а; 4) е ®в ®д ®а ®г

5. А15. Укажите последовательность этапов вторичной экологической сукцессии: а) травянистые растения; б) заброшенная пашня; в) заросли ивы, березы, осины; г) мелколиственный лес; д) песчаная дюна; е) еловый лес.1) д® г® в® е; 2) д®а® в® г® е; 3) б® в® а® г® е; 4) б® а® в® г® е.

6. А15. Укажите последовательность этапов первичной экологической сукцессии:  а) березово-еловый лес; б) скалы; в) многолетние травы; г) березовый лес; д) заброшенное поле; е) еловый лес.

1) б®а ®г ®е; 2) б ®в ®е ®г; 3) д ®в ®г ®а ®е; 4) д ®а ®г ®е ®в.

7. А15. Укажите последовательность этапов вторичной экологической сукцессии: а) травы и кустарники; б) еловый лес; в) вырубка; г) березовый лес; д) лишайники и мхи; е) остров, образовавшийся в результате землетрясения. 1) в ®д ®г® а ®б; 2) в ®а ®г ®б; 3) е ®д ®а ®б; 4) е® д ®а ® г ®б.

8. А 15. Укажите последовательность этапов первичной экологической сукцессии: а) отдельные растения злаков; б) песчаная дюна; в) верховое болото; г) сплошной травяной покров; д) заброшенная пашня; е) кустарники; ж) сосновый лес.

1) б ®а ®г ®в ®е; 2) б® а ®г® е ®ж: 3) д ®г® е® в; 4) д® г® е® ж ®в

9. А15. Укажите последовательность этапов вторичной экологической сукцессии: a) обмеление озера; б) очиток и другие суккуленты; в) тростник, рогоз, осоки; г) речной нанос; д) ольха, ива; е) еловый лес. 1) а® в ®д ®е; 2) а® д ®б ®в® е; 3) г® д ®е® б ®в; 4) г® в® б ® д ®е.

10. А15. Укажите последовательность этапов первичной экологической сукцессии: а) многолетние травы; б) березово-еловый лес; в) вновь образовавшаяся песчаная дюна; г) еловый лес; д) мелколиственный лес; е) заброшенная пашня. 1) в ®д ®б ® а ® г; 2) в® а® д ®б® г; 3) е ®а ®б ®д ®г; 4) е ®д® г ®б.

 

 

2012

1. А11. На пойменном лугу в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II):

мятлик® I ®жаба -® II. Восстановите возможную цепь питания, используя организмы: а) квакша; б) божья коровка; в) куколка белянки; г) журавль; д) жук-листоед; е) уж.

1) I — в; II — б, г или е; 2) I — в или д; II — а или е; 3) I — д; II — г или е; 4) I — а или д, II —е;

2. А11. В лиственном лесу в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами 1 и II):

лещина ® I® куница ® II. Восстановите возможную цепь питания, используя организмы: а) саламандра; б) белка; в) ястреб; г) полевка; д) сальвиния; е) божья коровка.

1) I — а или г; II —б; 2) I — б или г; II — в; 3) I — д; II — а или в; 4) I — б или е; 11 – а.

3. А11. В пресноводном водоеме в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II): хлорелла ® I ®дафния ® II. Восстановите возможную цепь питания, используя организмы:

а) кальмар; б) молодь карася; в) инфузория; г) головастик лягушки; д) молодь карпа; е) скат.

1) I — в или г; II — а или е; 2) I — б или д; II — е; 3) I — в; II — б, г или д; 4) I — г; 11 — б или д

4. А11. На пшеничном поле в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II):

пшеница ® I ® хорек ® II. Восстановите правильную цепь питания, используя организмы: а) беркут; б) куколка шелкопряда; в) ласточка; г) белка; д) голубь; е) мышь.

1) I — в или е; II — д; 2) I — б или в; П — а или г; 3) I — д или е; II — а; 4) I — б, д или е; II — а или г.

5. А11. В хвойном лесу в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II):

сосна ® I ® дятел ® II. Восстановите возможную цепь питания, используя организмы: а) муравей; б) куколка шелкопряда; в) ястреб тетеревятник; г) личинки жуков-короедов; д) куница; е) сазан.

1) I — б или г; II — в; 2) I — а или б; II — д или е 3) I — г; II — в или д; 4) I — б; II — в, д или е.

6. А11. В смешанном лесу в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II):

дуб ® I ® дятел® II. Восстановите возможную цепь питания, используя организмы: а) ястреб; б) дафния; в) личинки жука усача; г) куница; д) тритон; е) дрозд.

1) I — б; II — г или д; 2) I — в или д; II — а или е; 3) I — в; II — а или г; 4) I — б или в; II — а, г или д.

7. А11. В смешанном лесу в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II):

дуб ® I ® дятел II. Восстановите возможную цепь питания, используя организмы: а) ястреб; б) дафния;

в) личинки жука усача; г) куница; д) тритон; е) дрозд.

1) I — б; 11 — г или д; 2) I — в или д; 11 — а или е;3) I — в; 11 — а или г; 4) I — б или в; 11 — а, г или д.

8. А11. В реке в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II);

хлорелла ® I ® мальки карася ® II. Восстановите возможную цепь питания, используя организмы:

а) кальмар; б) ламинария; в) дафния; г) судак; д) инфузория; е) медведка.

1) 1—6 или д; 11 — а; 2) 1 — в; II — а, г или е; 3) I — е; II — в или г; 4) I — в или д; II — г.

9. А11. В плодовом саду в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II): 

яблоня ® I ® синица ® II. Восстановите возможную цепь питания, используя организмы: а) плодожорка; б) лошадь; в) божья коровка; г) сойка; д) сова; е) ястреб перепелятник.

1) I — а или б; И — г или д; 2) I — а или в; 11 — г, д или е; 3) I — a; 11 — д или е; 4) I — в; 11 — б или е.

10. А11. В пойменном лесу в цепи питания отсутствуют два элемента (обозначены цифрами I и II):

ландыш -® I ® остромордая лягушка ® II. Восстановите возможную цепь питания, используя организмы: а) полевой жаворонок; б) стрекоза; в) дождевой червь; г) жук-листоед; д) аист; е) уж.

1) I — в или г; II — д; 2) I — б или г; II — а или д; 3) I — б или в; II — е; 4) I — г; II — д или е.

 

2012

 

 

5. В2. На схеме представлены типы биотических взаимоотношений (символ «+» обозначает полезные для вида взаимодействия, «-»— отрицательные, «0» — нейтральные). Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример: 1) мучнисторосяные грибы и красная смородина; 2) клубеньковые бактерии рода Ризобиум и люпин; 3) крупные медузы и крабы, живущие под зонтиками медуз; 4). молодые березы и осины в густом подросте на зарастающей вырубке.

6. В2. На схеме представлены типы биотических взаимоотношений (символ «+>> обозначает полезные для вида взаимодействия, «-»— отрицательные, «О» — нейтральные). Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример: 1) масленок и лиственница; 2) холерный вибрион и человек; 3) лисица и барсук, которые стремятся поселиться в одной и той же норе;

4) рак-отшельник и нереис, который живет в раковине рака и питается остатками его пищи.

7. В2. На схеме представлены типы биотических взаимоотношений (символ «+» обозначает полезные для вида взаимодействия, «-»— отрицательные, «О» — нейтральные). Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример: 1) спорыньевые грибы и рожь; 2) акула и рыбы-лоцманы, следующие за акулой; 3) молодые сосны и березы в густом подросте смешанного леса;

4) зубр и инфузории, живущие в его желудке и переваривающие клетчатку.

8. В2. На схеме представлены типы биотических взаимоотношений (символ «+» обозначает полезные для вида взаимодействия, «-» — отрицательные, «О» — нейтральные). Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример: 1) мучнисторосяные грибы и дуб;

2) азотфиксирующие бактерии и клевер; 3) щука и окунь, обитающие в одном небольшом водоеме;

4) крупные медузы и крабы, которые живут под зонтиками этих медуз.

9. В2. На схеме представлены типы биотических взаимоотношений (символ «+» обозначает полезные для вида взаимодействия, «-»— отрицательные, «0» — нейтральные). Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример: 1) головневые грибы и ячмень; 2) щука и окунь, обитающие в одном небольшом водоеме; 3) львы и грифы, которые питаются остатками пиши львов;

4) термиты и оксимонадиды (жгутиконосцы), живущие в их кишечнике и переваривающие клетчатку.

10. В2. На схеме представлены типы биотических взаимоотношений (символ «+» обозначает полезные для вида взаимодействия, «-» — отрицательные, «0» — нейтральные). Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример: 1) масленок и сосна; 2) туберкулезная палочка и человек; 3) акула и рыбы-лоцманы, следующие за акулой; 4) рыжий таракан и черный таракан, живущие на одной территории.

 

 

Ответы

2013

  1 2 3 4 5 6
Ответ А2 4 4 2 4 2 2

 

2015

  1 2 3 4 5 6
Ответ А13 2 4 4 4 3 2

 

2010

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ А15 1 3 1 3 4 3 2 2 1 2

 

2012

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ А11 3 2 3 3 3 3 3 4 3 4

 

2012

  5 6 7 8 9 10
Ответ В2 А2БЗВ1Г4 А1Б4В2Г3 А4Б2В1Г3 А2Б4В1Г3 А4Б3В1Г2 А1Б3В2Г4

 

 

Немного про экологические факторы

ЦТ 2013

1. А10. Зависимость жизнедеятельности организма от электромагнитного излучения оптического диапазона выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 4 0 0 нм. Какие пределы выносливости по отношению к электромагнитному излучению оптического диапазона будет иметь организм? 1) 150-450 нм; 2)150 -650 нм; 3) 350-850нм; 4) 400-900нм.

2. А1О. Зависимость жизнедеятельности организма от электромагнитного излучения оптического диапазона выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 600 нм. Какие пределы выносливости по отношению к электромагнитному излучению оптического диапазона будет иметь организм? 1) 100-600 нм; 2) 250-750 нм; 3) 350-850 нм; 4) 600-900 нм.

3. А1О. Зависимость жизнедеятельности организма от солености воды выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 20 %о. Какие пределы выносливости по отношению к солености воды будет иметь организм? 1)5 -2 0 %о; 2) 9—31 %о; 3)1 5 -3 5 %0; 4) 20-95 %о.

4. А 10. Зависимость жизнедеятельности организма от солености воды выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 5 %о. Какие пределы выносливости по отношению к солености воды будет иметь организм? 1)1 -5 %о; 2) 2—8 %е; 3) 4 -9 %о\ 4)5 -1 5% о.

5. А 10. Зависимость жизнедеятельности организма от содержания углекислого газа в окружающей среде выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 0,02 %. Какие пределы выносливости по отношению к содержанию углекислого газа будет иметь организм? 1) 0,0 1 -0,0 3%; 2) 0,02-0,04%; 3) 0,03-0,05 %; 4) 0,0 1 -0,0 2%.

6. А 10. Зависимость жизнедеятельности организма от температуры выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 20 °С. Какие пределы выносливости по отношению к температуре будет иметь организм? 1) 5 -2 0 °С; 2) 8-32 °С; 3) 20-35 °С; 4) 16-36 °С.

7. А10. Зависимость жизнедеятельности организма от температуры выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 25 °С. Какие пределы выносливости по отношению к температуре будет иметь организм? 1) 5—25 °С: 2) 5 -3 0 °С; 3) 10—40 °С; 4) 25-42 °С.

8. А1О. Зависимость жизнедеятельности организма от влажности выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 60 %. Какие пределы выносливости по отношению к влажности будет иметь организм? 1) 2 5-60%; 2) 35-85 %; 3) 60-95 %; 4) 40-100%.

9. А10. Зависимость жизнедеятельности организма от влажности выражается симметричной куполообразной кривой; экологический оптимум по данному фактору составляет 50 %. Какие пределы выносливости по отношению к влажности будет иметь организм? 1) 25 – 50 %; 2) 35 – 65%; 3) 50 – 95%; 4) 40 – 90%

 

  1 2 3 4 5 6 7 8 9
Ответ А10 2 3 2 2 1 2 3 2 2

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: