II. Изучение нового материала

Урок №...

Тема. Урок-лекция. Серебряный век русской поэзии.

Цель:

· дать представление о Серебряном веке, познакомить с творчеством поэтов этого периода; провести связь явлений искусства с характером переходной эпохи;

· развивать творческое мышление обучающихся;

· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

 

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

 

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

 

2. Вступительное слово и лекция преподавателя.

Конец XIX - начало XX века характеризуется необыкновенным культурным подъемом, который философ Н. Бердяев называл «русским Ренессансом». Это было вре­мя бурного расцвета живописи, музыки, литературы. Появляются новые стили, новые формы; художественные поиски художников, композиторов и писателей определялись главной чертой - изобразить противоречивый характер времени, найти ответы на многочисленные вопросы современности. Свойственная эпохе неразделимая связь творчества и личной судьбы выразилась во множестве художественных шедевров. Этот период русской литературы принято называть серебряным веком.

Существует множество точек зрения относительно того, кто первым дал метафорическое название этому этапу русской культуры. Одни исследователи считают, что термин «серебря­ный век» ввел в литературу Николай Бердяев, другие утверждают, что пальма первенства принадлежит поэту Николаю Оцупу, третьи называют Николая Гумилева, четвертые - издателя Сергея Маковского. Но это не суть важно. Принципиально другое: если представители русской культуры одновременно при­ходят к заключению, что эпоха ознаменована рождением новой эстетики, новой философии, то следует задуматься над смыслом, который вкладывали поэты и мыслители в эту метафору.

Золотой век русской поэзии воплотился в творчестве прежде всего Пушкина, и именно с ним спорят или ведут задушевный разговор писатели и поэты рубежа веков («Мой Пушкин» Цветаевой, «Юбилейное» Маяковского, речи и статьи Блока и Ахматовой о Пушкине). «Солнце русской поэзии» стало тем высочайшим эталоном, с которым соотносили себя его наследники.

Если реализм XIX века стремился приблизить искусство к действительности, познать с его помощью жизнь, то для новой поэзии характерной стала противоположная мысль: жизнь подчиняется законам искусства, и именно оно становится си­лой, преобразующей реальность.

Поэт, прозаик, драматург, религиозный философ и литературный критик Д. Мережковский в статье «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» отмечал, что одной из причин литературного кризиса конца XIX века можно считать обособленность всякого русского писателя, отсутствие общих целей, единого литературного стиля, что привело к разобщенности и непониманию, а отсюда и к умиранию культуры. Ее возрождение, по мысли автора, падало на новое поколение: «Но придут другие и все-таки будут продолжать их дело, потому это дело — живое». Действительно, рождающаяся на рубеже веков новая культура поставит под сомнение многие испытанные и доказанные истины, она откажется от позитивиз­ма и узко понимаемой гражданственности искусства и провозг­ласит «три главных элемента» художественного творчества: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» (Д. Мережковский). Так и возникнет модернизм в русской литературе, основу которого как литературного направления составят символизм, акмеизм и футуризм, заявившие о своем существовании между 1890 и 1917 годами. Безусловно, модернизм не исчерпывает всю поэзию рубежа веков, но во многом определяет ее развитие.

Словосочетание «Серебряный век» родилось в среде русской поэтической эмиграции первой волны, «русских парижан», и несло печальную ноту ностальгии, тоски по исчезнувшей поэтической России. В нем явно присутствует воля к предельной идеализации всей художественной атмосферы начала века при полном забвении противоречий, болезненных явлений в этой же среде.

Поэт-эмигрант Николай Оцуп (1894—1958), некогда учившийся в Царскосельском лицее, где служил Иннокентий Анненский и где учился Николай Гумилев (о них - речь впереди), в статье 1933 года «„Серебряный век" русской поэзии» не только поставил эпоху Блока, Гумилева, Ахматовой рядом с классическим золотым веком Пушкина, Толстого, Достоевского, но и увидел особый «героизм „серебряного века"».

По мнению Н.А. Оцупа, классики жили и творили в эпоху, когда Россия была могучей, прочной, надежной. Художники Серебряного века куда более одиноки, и вокруг них «тишина и сумерки», полные угроз, страхов. И тем не менее они — одной природы с классиками, они «поправили», свели на землю «широту и грандиозность», «высокое трагическое напряжение поэзии и прозы» XIX века.

Какой идеальной казалась покинутая русская земля, родное слово в условиях эмигрантской бездомности (и бесправия), заброшенности в «чужие города» многим поэтам, артистам, художникам, слушавшим ностальгический романс (на слова Р. Блох) популярного в России и в эмиграции Александра Вертинского:

Принесла случайная молва?

Милые, ненужные слова:

Летний сад, Фонтанка и Нева.

Вы, слова залетные, куда?

Здесь шумят чужие города

И чужая плещется вода.

Поэт-эмигрант, критик Сергей Маковский (1877—1962) в мемуарах, портретах современников, собранных в книгу «На Парнасе Серебряного века» (1962), даст этому веку такую характеристику: «Серебряный век - мятежный, богоищущий, бредивший красотой...»

Когда начался Серебряный век и когда он завершился? Кто, собственно, внес «серебро», этот прекрасный, пусть и менее драгоценный, нежели «золото», металл, в культуру начала века?

Следует учесть, что в состав «серебра», т.е. новизны нового века, нового состояния души, входил и новый взгляд на творчество как на культово-обрядовый акт, почти священнодействие, сотворение новой религии и постижение мира путем прозрения, интуитивным путем своеобразных импровизаций, слушания «музыки».

Исходная граница всего явления Серебряного века в поэзии, как суммы литературных течений и фигур (символизм, акмеизм, вдохнувшие воздуха символизма М.И. Цветаева, М.А. Волошин, В.Ф. Ходасевич и др.), совпадает с календарным рубежом века (или относится к 1892, 1894, 1895 годам). Вообще эта граница хронологически почти единая со временем возникновения символизма, с началом деятельности старших символистов (их называли порой декадентами) Д.С. Мережковского, В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, З.Н. Гиппиус. Наиболее полное развитие поэзия Серебряного века получила к 1910-м годам, когда наивысшего расцвета достигли и младшие символисты - А.А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов, и преодолевшие символизм Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, когда заявила о себе целая поросль молодых петербургских поэтов. О них - Г. Адамовиче, Г. Иванове, И. Одоевцевой и др. - речь пойдет в главе «Парижская нота» русской поэзии З0-х годов».

В сегодняшнем восприятии Серебряного века многое спорно. Многие современные историки литературы весьма избирательно включают поэтов в состав творцов культурного Ренессанса и столь же произвольно исклю­чают их. Кроме того, очевидна зачастую непомерная идеализация этого периода развития русской культуры.

В 1913 году на юбилее газеты «Русские ведомости» Бунин с гневом обратился к представителям модернизма всех видов, обвинив их в растрате, разрушении драгоценнейших черт русской литературы - ее глубины, серьезности, простоты, непосредственности, благородства, прямоты:

«Испорчен русский язык... утеряно чутье к ритму и органическим особенностям русской прозаической речи, опошлен или доведен до пошлейшей легкости - называемой «виртуозностью» - стих... Пережили мы и декаданс, и символизм, и неонатурализм, и порнографию... и какой-то мисти­ческий анархизм, и Диониса, и Аполлона, и «пролеты в вечность»... и лубочные подделки под русский стиль, и адамизм, и акмеизм — и дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».

Это ли не Вальпургиева ночь! И сколько скандалов было в этой ночи! Чуть ли не все наши кумиры начинали свою карьеру со скандала!»

И.А. Бунин во многом несправедлив, но не обращать внимания на такую оценку, сигнал о кричащих болезненных противоречиях Серебряного века в поэзии, видимо, не нужно.

Самое же спорное, ставящее нередко под сомнение искренность тех, кто пламенно оперирует термином «Серебряный век», состоит в том, что они конечную якобы границу этого века, Октябрь 1917 года, делают... началом некоего бесплодного, явно «чугунного века», границей с полнейшей пустыней. Ото всей России якобы «остался холодный лунный пейзаж без атмосферы» (В. Крейд).

Но, как мы видим, последующее развитие русской литературы опровергает эту точку зрения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: