Паника, панический страх — это внезапное чувство страха, которое настолько сильно, что подавляет логическое мышление, заменяя его подавляющим чувством тревоги и сильного возбуждения. Паника может возникать у отдельных людей или проявляться в больших группах как массовая паника.
Паника в социальной психологии считается заразной, так как она может распространяться на множество людей, и те, кто пострадал, как ожидается, будут действовать иррационально в результате этого. психологи выделяют различные типы этого панического события с незначительно различающимися описаниями, и они включают массовую истерию, массовый психоз, массовую панику и социальную инфекцию.
Толпа (скопище, сборище, сходбище, толкотня) - большое скопление, множество сошедшихся вместе людей, а также самая случайная связь людей, объединенных в данном пространстве чисто временным, преходящим интересом.
Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники). Толпы играют значительную роль в истории.
|
|
Домашнее задание
1. Разработать памятку «Поведение в толпе», в которую необходимо включить:
- алгоритм действий при возникновении в толпе беспорядков и массовой паники;
- правила поведения при задержании правоохранительными органами во время массовых беспорядков;
- рекомендации футбольным болельщикам по безопасности на трибунах;
рекомендации ребенку среднего школьного возраста. Оказавшемуся на митинге, демонстрации, спортивном празднике и т.п.
3. Изучите различные виды паники, их причины. Приведите примеры из жизни или художественной литературы и заполните таблицу.
Виды паники | Причины паники | примеры |
Тема 7. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения
А) Чрезвычайные ситуации техногенного характера:
1. Транспортные аварии (катастрофы):
· товарных поездов;
· пассажирских поездов;
· речных и морских грузовых судов;
· на магистральных трубопроводах.
2. Пожары, взрывы, угроза взрывов:
· пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;
|
|
· пожары (взрывы) на транспорте;
· пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения.
3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):
· аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);
· аварии с химическими боеприпасами.
4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ:
· аварии на атомных станциях;
· аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками;
· аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;
· утрата радиоактивных источников.
5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):
· аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях;
· утрата БОВ.
6. Внезапное обрушение зданий, сооружений:
· обрушение элементов транспортных коммуникаций;
· обрушение производственных зданий и сооружений;
· обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения.
7. Аварии на электроэнергетических системах:
· аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;
· выход из строя транспортных электроконтактных сетей.
8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:
· аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;
· аварии на тепловых сетях в холодное время года;
· аварии в системах снабжения населения питьевой водой;
· аварии на коммунальных газопроводах.
9. Аварии на очистных сооружениях:
· аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
· аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.
10. Гидродинамические аварии:
· прорывы плотин (дамб, шлюзов и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением;
· прорывы плотин с образованием прорывного паводка.
Домашнее задание:
Решите предложенные ситуационные задачи:
1. Авария на хладокомбинате города, в котором вы проживаете, привела к утечке аммиака. Управление по делам ГО ЧС города передало сообщение об эвакуации населения, проживающего вблизи хладокомбината. Определите порядок ваших действий.
2. Из-за взрыва бытового газа обрушилась часть соседнего жилого дома, погибли жильцы, многие были ранены, несколько человек оказались заблокированы в магазине подвального помещения. Ваш дом находится в зоне риска. Определите порядок ваших действий.
3. Во время прогулки вы с приятелем увидели густой дым из окон квартиры на первом этаже — явный признак пожара. Приятель решил спасать людей, которые могли быть там. Он сказал: «Я разобью окно и проникну в квартиру, а ты звони пожарным». Определите порядок ваших действий.
Список литературы
1. Алексеенко В.А., Основы безопасности жизнедеятельности, Р-н-Д.: Феникс, 2001 г.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, А.В.Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2007 г.
3. Безопасность в ЧС – учебник для студентов вузов / под ред. Б.С.Мастрюкова. М.: Академия, 2009 г.
4. Безопасность жизнедеятельности – учебное пособие для студентов вузов / Павлов В.Н., Буканин В.А., Зенков А.Е. М.: Академия, 2008 г.
5. Вишняков Я.Д. и др., Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М.: Академия, 2007 г.
6. Гущин А.Г., Основы безопасности жизнедеятельности, Ярославль, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003 г.
7. Мастрюков Б.С., Безопасность в чрезвычайных ситуациях. М.: Академия, 2007 г.
8. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности. М.: Академия, 2011 г.
|
|
9. Соломин В.П., Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений. М.: Юрайт, 2018 г.
10. Цуркин А.П., Сычёв Ю.Н., Безопасность жизнедеятельности. М.: Евразийский открытый институт, 2011 г.