Тема
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Вопросы:
1. Основные принципы организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
Система органов государственной власти субъектов РФ и институт полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе.
Понятие и сущность местного самоуправления в РФ.
4. Органы местного самоуправления в РФ.
5. Предметы ведения местного самоуправления.
Вопрос 1. Система законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с:
- основами конституционного строя РФ;
- Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ";
и осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- государственная и территориальная целостность в РФ;
- распространение суверенитета РФ на всю её территорию;
- верховенство Конституции РФ и ФЗ на всей территории РФ;
- единство системы государственной власти;
- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
- самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
Органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путём законодательного закрепления гарантий своевременного назначения дату выборов в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов. Органы государственной власти субъекта РФ содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта РФ.
Полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются:
- Конституцией РФ;
- ФЗ;
- конституцией (в республиках РФ) или уставом (в других субъектах);
и могут быть изменены только путём внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра её положений, путём внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий ФЗ("Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"), путём принятия новых ФЗ, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путём внесения соответствующих изменений и(или) дополнений в указанные действующие акты.
Вопрос 2. Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:
- законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
- высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
- иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Несколько особняком стоит фигура полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года было образовано 7 федеральных округов (а с 2009 года – 8) во главе с полномочными представителями президента. Они стали посредниками между центром и субъектами РФ. Их основная задача заключается в осуществлении контроля за деятельностью по приведению законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством.
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе - это:
- должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа;
- он обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа; является федеральным государственным служащим; входит в состав Администрации Президента РФ; назначается на должность и освобождается от должности президентом РФ по представлению руководителя Администрации Президента РФ; непосредственно подчиняется Президенту РФ и подотчётен ему; назначается на срок, определяемый Президентом РФ, но не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий; при исполнении своих должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе выполняет следующие основные функции:
- организует в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;
- анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов;
- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
- разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий;
- представляет Президенту РФ регулярные доклады об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, вносит Президенту РФ соответствующие предложения;
- согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти;
- организует контроль за исполнением ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ;
- согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти;
- вносит Президенту РФ представления о награждении государственными наградами РФ, Почётной грамотой Президента РФ высших должностных лиц субъектов РФ и руководителей законодательных органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, и об объявлении им благодарности Президента РФ;
- согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов РФ, представления о награждении государственными наградами РФ, Почётной грамотой Президента РФ и об объявлении благодарности Президента РФ, а также о присвоении почётных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий;
- вручает по поручению Президента РФ государственные награды РФ, почётные грамоты Президента РФ, а также объявляет о поощрении в виде благодарности Президента РФ;
- вручает по поручению Президента РФ удостоверение судьи судьям арбитражных судов субъектов РФ, федеральных судов общей юрисдикции;
- принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления;
- организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
- вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- взаимодействует с Контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры РФ при организации проверок исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ;
- согласовывает кандидатуры атаманов войсковых казачьих обществ, избранных высшими представительными органами управления этих казачьих обществ.
Основные права полномочного представителя Президента РФ:
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от органов государственной власти;
- направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента РФ, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества ит средств федерального бюджета;
- направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, руководителей организаций и должностных лиц жалобы и обращения граждан;
- вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ -это постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, его депутаты избираются гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ, и обладающими, в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. Этот орган имеет следующие полномочия:
- принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ, принимает устав субъекта РФ и поправки к нему;
- осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ;
- наделяет гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
- заслушивает ежегодные отчёты высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта РФ;
- осуществляет иные полномочия.
Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ, которое наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, а избирается по представлению Президента РФ. Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Высшее должностное лицо субъекта РФ определяет структуру высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, но в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Высшие должностные лица субъектов РФ (президенты,, главы администраций, губернаторы, мэры) организуют и направляют деятельность органов исполнительной власти; назначают и смещают их руководителей, представляют субъект РФ в отношениях с государственными органами РФ, другими субъектами, в международных отношениях, а также решают многие другие вопросы.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:
- осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
- разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;
- обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчёт об исполнении указанного бюджета и отчёты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в законодательный(представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
- формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;
- управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции, ФЗ и иным нормативным правовым актам РФ, конституции(уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд;
- осуществляет иные полномочия.
Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ составляют находящиеся в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, а также имущественные права субъекта РФ. Собственность субъекта РФ признаётся и защищается государством наравне с иными формами собственности.
Что же касается органов судебной власти субъектов РФ, то на территории субъектов РФ действуют разнообразные суды: Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, а также арбитражные суды. Все они являются федеральными органами судебной власти. К органам судебной власти субъектов РФ относятся только три вида судов: конституционные суды республик, а также уставные суды других субъектов и мировые судьи.
Конституционный суд республики является органом конституционного контроля и занимается разрешением дел о соответствии актов органов государственной власти республики органов местного самоуправления республиканской конституции. Конституционные суды республик – действующее звено судебной власти. Они образованы и функционируют в большинстве республик.
Уставной суд края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия местного законодательства Уставу субъекта, а также для толкования Устава.
Мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции.
Оба этих звена судебной власти субъектов РФ находятся в стадии становления.
Вопрос 3.
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что в РФ признаётся и гарантируется местное самоуправление (МСУ). МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно, органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством представляет собой одну из важнейших гарантий его самостоятельности. Фактически государство признаёт МСУ в качестве особого уровня управления, особой формы осуществления народом принадлежащей ему власти.
МСУ РФ – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ и ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя их интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.
Граждане РФ осуществляют МСУ посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизлияния, а также через выборные и иные органы МСУ. Граждане имеют равные права на осуществление МСУ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Установленные Конституцией РФ права граждан на осуществление МСУ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление МСУ.
Федеральный закон «Об общих принципах организации МСУ в РФ» в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации МСУ в РФ, определяет государственные гарантии его осуществления.
МСУ в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, оно осуществляется в городских, сельских поселениях и других территориях с учётом исторических и иных местных традиций.
Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно.
Населённая территория, на которой осуществляется МСУ, именуется муниципальным образованием (МО). Им может быть город, посёлок, станица, район, сельский округ, волость, часть поселения (например, городской район, округ или территориально отдалённая часть города), Учредительным актом МО является устав, принимаемый представительным органом МСУ или населением на местном референдуме. В уставе указываются: границы и состав территории МО; вопросы местного значения, относящиеся к ведению МО; формы осуществления МСУ; структура и порядок формирования органов МСУ, их наименование и полномочия, а также сроки осуществления полномочий органами и должностными лицами МСУ; экономическая и финансовая основа осуществления МСУ, общий порядок управления муниципальной собственностью; условия и порядок организации муниципальной службы; взаимоотношения органов МСУ с органами государственной власти и другие вопросы.
Таким образом, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность ОМСУ, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяется уставом МО, а вот наименование представительного органа МО, главы МО, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа МО) принимается уставом МО, но устанавливается законом субъекта РФ с учётом исторических и местных традиций.
Принятый устав МО подлежит обязательной регистрации в государственном органе субъекта РФ и вступает в силу после его официального опубликования.
МСУ осуществляется гражданами в самых разнообразных формах. Но основным звеном МСУ являются органы местного самоуправления.
Вопрос 4.
Органы местного самоуправления (ОМСУ) – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, и в систему органов государственной власти РФ не входят.
Структуру ОМСУ составляют:
1)- представительный орган муниципального образования;
2) глава муниципального образования;
3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
4) контрольный орган муниципального образования;
5) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования, и обладающие собственными полномочиями по решения вопросов местного значения.
Обязательным является наличие в структуре ОМСУ 1). 2), 3).
Уставом муниципального образования (МО), имеющего статус сельского поселения, внутригородского МО города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой МО, исполняющим полномочия председателя представительного органа МО.
Структура ОМСУ в случае создания на межселенных территориях вновь образованного МО или в случае создания вновь образованного МО путём преобразования существующего МО путём преобразования существующего МО определяется населением на местном референдуме (в МО с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – на сходе граждан) или представительным органом МО и закрепляется в уставе МО.
Представительный орган МСУ состоит из депутатов, избираемых населением МО. Его численный состав и срок полномочий депутатов определяются уставом МО или законом субъекта РФ о МСУ. В отличие от депутатов ГД РФ и депутатов законодательных органов субъектов РФ депутаты представительных органов МСУ не обладают депутатской неприкосновенностью и осуществляют свою деятельность без отрыва от основного места работы.
Уставом МО может быть предусмотрена должность главы МО – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории МО. Главы МО избираются гражданами на срок от 2-х до 4-х лет.
Вопрос 5.
Органы МСУ, не входя в систему органов государственной власти, наделены правом осуществлять властные действия нормоустановительного и распорядительного характера в решении вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» осуществляется населением и (или) ОМСУ самостоятельно.
Полномочия органов МСУ включают:
- собственные полномочия, то есть полномочия, закреплённые за органами МСУ Конституцией РФ, федеральным законодательством и законами субъектов РФ;
- отдельные государственные полномочия, которые в соответствии с законом могут передаваться органами государственной власти органам МСУ.
Таким образом, местное самоуправление:
- осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций;
- изменение границ территорий, в которых осуществляется МСУ, допускается с учётом населения соответствующих территорий;
- структура ОМСУ определяется населением самостоятельно;
- ОМСУ осуществляют свои полномочия в самых разнообразных сферах хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства и в области охраны общественного порядка, а именно: самостоятельно управляют муниципальной собственностью; формируют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают местные налоги и сборы; осуществляют охрану общественного порядка; решают иные вопросы местного значения; а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, но под контролем государства; финансирование расходов на содержание ОМСУ осуществляется исключительно за счёт собственных доходов бюджетов соответствующих МО.
- перечень вопросов местного значения не может быть изменён иначе как путём внесения изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ».
- финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов. Федеральные законы, законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объём расходов за счёт средств местных бюджетов.
- МСУ в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав МСУ, установленных Конституцией РФ и ФЗ.
- перечень показателей для оценки эффективности деятельности ОМСУ утверждается в порядке, определяемом Президентом РФ, Нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта РФ, при этом может быть предусмотрено выделение за счёт средств бюджета РФ грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.
- надзор за исполнением законов, прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления осуществляет прокуратура РФ.