Миллион терзаний или как я писала преддипломную картину

 

В былые времена программа училища была рассчитана на 5 лет – это не наши четыре года… Не успеешь и глазом моргнуть, как ты уже на последнем курсе и в первые четыре месяца предстоит написать курсовую работу (мы ее ласково называем - малый диплом). Раньше на это выделялось гораздо больше времени, а на дипломную картину –  ни много ни мало: год.

Мы с самого начала учебы знали про этот «мини» проект, но после лета приходишь на последний курс «обнулившимся». И не потому что не думал о дипломе, а из-за того, что с течением времени меняешься ты сам и твои темы для композиции. И вот, лицом к лицу, сталкиваешься с дипломом. У тебя нет никаких идей. Так, какие-то пробегают мысли в головке и сразу начинаешь судорожно копаться в ней, думая, что и о чем можно сказать картиной? Именно этот большой вопрос стоял тогда и сейчас стоит предо мной, и, как я понимаю: останется спутником моего творческого пути. Рисовать, рисовать, рисовать. А что рисовать, зачем? Зачем мне писать эту картину, почему она важна для меня? Наверное, я хочу что то сказать зрителю… а что?

Размышлять об этом можно много, но время не ждет: вот-вот будет цикловая комиссия по композиции, для которой нужно представить ПЯТЬ тем. Начинаешь читать, смотреть фильмы, черпать информацию для рождения замысла. Делаешь много-много разных «почеркушек» карандашом, в которых даже сумасшедший ничего не разберет, но для тебя это откровение. Я ценю их за выражение сути: первоначальный замысел – самый чистый, нетронутый ни рукой преподавателя, и даже моей, не исковерканный чужими взглядами в угоду композиции. Рождение замысла.

Мало-помалу начинаешь углубляться в определенные темы, развивать их, «крутить» композиционно, создавать более гармоничные пятна. В итоге создается по каждой из тем один более проработанный эскиз. Показав своему преподавателю, выслушав его замечания и принимая их во внимание, делаешь по его совету другой эскиз. Итак, день Х! Преподавтельский консилиум.проходится по темам каждого (замечания, советы, указания). Многим просто диктовали, что и как сделать. Мои эскизы рассматривали долго и в итоге порекомендовали для моего преддиплома историческую: военный поход русского князя. Меня выбор комисси не удовлетворил и я решила продолжать развивать остальные. 

Одна ситуация заставила взглянуть на тему по другому. Показав родителям эскизы, я впервые заметила, что все мои поиски исключительно на исторические события. Где-то поэты 20 века, где-то князья, где-то жизнь 17 века. Но где же современная тема? Тема, которую я знаю из своей жизни, а не нашла в книге. В этот момент я осознала, что все, что я делала до этого момента - не мои мысли, не мои темы. С самого первого курса преподаватель по композиции агитировал всю группу писать исторические композиции. Я поняла, что не могла задуматься о чем то другом, когда тебе все время говорят об исторической композиции и сделали выбор за тебя. Все что я делала до этого, не являлось моим творением, не мое, не часть меня. Осознание тяжело упало на меня. Я чувствовала себя стволом дерева, в которое попала молния во время сильнейшей бури, и теперь оно с треском падает на землю. Близилась следующая цикловая, а я пережила перезагрузку, после которой ни один файл не сохранился. Я начала цепляться за слова преподавателя: напишите диплом с натуры и будет вам счастье. Близился ноябрь, поэтому такой выход был заманчивым: поставить натуру и написать ее за 32 часа. Возникла мысль: написать автопортрет с другом. Когда то это было одно из заданий по композиции. В моём воображении предстал вид уютного интерьера нашей мастерской, за высоким окном – романтика позднего вечера. В мастерской расставлены наши любимые мольберты как у мастеров, этюдники, большие палитры, скульптура Венеры, стеллажи с холстами, я и моя подруга, большие падающие тени и нижний свет… Сделав эскизы, зарисовав подругу в этой обстановке, пошла к своему преподавателю. Худшее только поджидало меня... Идея педагогу не понравилась: банальная, скучная, неинтересная, некрасивая и т.д. Нет, он не был тираном и говорил в мягкой форме, но от этого легче не становилось. Посоветовал вернуться к исторической.

На следующую цикловую представила эскизы как исторической так и этой, современной темы. Преподаватели бурно обсуждали, разошлись в мнениях и, не найдя согласия, спросили меня, что же я хочу делать. Мой преподаватель поставил крест на автопортрете с другом и мне снова утвердили историческую.

Я понимала, что не смогу написать ее. К этому моменту я уже срослась с новой идеей, воображала как можно будет написать ее… Пришлось действовать. Сделала эскиз 40Х60 специально для преподавателя. Он долго на него смотрел и в итоге согласился, что без желания такое не напишешь. Теперь я могла рисовать что хочу. Председатель комиссии при утверждении темы дал хорошие советы по моим эскизам к композиции.

После всех преград эта тема приобрела для меня сокровенное значение. Я собиралась написать картину для себя, вложить в нее все воспоминания об училище и счастливом времени, проведенном в Пензе. Запечатлеть наши музыкальные вечера, песни под гитару в мастерской после занятий, выступления на различных мероприятиях в училище, делали атмосферные номера. Именно эту часть своей биографии я хотела запечатлеть.

Постепенно эскизы к этой теме начали меняться. Приходилось следовать указаниям преподавателя и, даже если ты не хочешь, медленно, постепенно переделывать так, как говорит он. Мне казалось, что картина из моей превращалась в чужую. Наверное, она становились лучше, но я опять считала: если бы она была такой, какой я ее задумывала, там была бы жизнь, эмоциональность! Эскизы менялись, самой меня уже не было в сюжете картины, а вместо двух девушек были три.

И вот, после множества правок наступил знаменательный день! Переводим эскиз на картон! Ура, наконец-то, всех всё устраивает! Музыкально-творческая атмосфера присутствует, в голове сложилась картинка законченной работы! Вот и финальные штрихи, все детали на месте, остается только внести тон! Счастье было бы безгранично… Педагогу снова не нравиться… Он обрисовал то, как всё таки должно быть… Я сидела с каменным лицом, в состояния коматоза, полного ступора, без всяких мыслей в голове. Даже тело стало каменным. Так сидели мы очень долго и я ничего не могла ему сказать. Его вариант казался мне консервативным.

В следующих эскизах три девицы (героини картины) – мои подруги – кочевали по разным интерьерам, но в итоге решили основать свой мини-музыкальный клуб в актовом зале, на фоне пианино. И, вроде бы, надо радоваться, что все получилось как задумывала, но предшествующие этому терзания исказили радость. Моральных сил и времени не хватало – уже конец ноября. В быстром темпе перевела эскиз на картон, сделала его, в декабре писала уже на холсте. Времени до защиты оставалось совсем чуть-чуть, поэтому мы оставались в училище каждый день до поздна. У нас не было постоянного пристанища: переходили из одной мастерской в освободившуюся. Нас выгоняют - смена локации. Это оказаалось изюминкой в наших творческих вечерах. Как муравьи мы бегали по училищу с этажа на этаж. Помимо «картинного» опыта ценными были моменты, когда мы собирались в круг возле электрического чайника, делились  «вкусняшками». Теплая дружественная атмосфера подпитывала и придавала сил для работы.

Перед защитой был легкий мандраж. Я сразу дала себе установку: не буду читать с листа. Так пришлось много обдумывать эту композицию! Мой диплом был предпоследним в очереди на защиту. Я внутренне не была удовлетворена, зато комиссия приняла ее положительно. Позже картина получила много положительных отзывов, которые я сейчас вспоминаю с улыбкой. Ко всему сказанному можно добавить, что моя работа стала афишей выставки студенческих работ.

Путь к успеху порой тернист, как и путь, который ведёт к звездам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: